Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары

АСУ-57

+ увеличить картинку + Иллюстрация к статье в журнале «Моделист-конструктор» № 2 за 1986 год Иллюстрация к статье в журнале «Моделист-конструктор» № 2 за 1986 год

Эта статья с чертежами была опубликована в советском журнале «Моделист-конструктор» № 2 за 1986 год (кстати, номер посвящался XXVII съезду КПСС). Машина о которой здесь рассказывается - это типичная танкетка, однако с довольно мощным для танкетки вооружением. Достаточно сказать, что аналог, буксируемая пушка ЗИС-2, била «Тигра». А в борт она и ныне пробьёт любой современный танк с разумных дистанций. Конечно, это вынуждает действовать из засад - но разве такая тактика не была уже выработана самой жизнью в ходе Второй Мировой? Разве не так полагается действовать, мощнейшему из современных, истребителю танков «Спрут»? Только АСУ-57 намного меньше размерами - и её легче замаскировать (спрятать в засада). Она намного проще - в ней меньше того, что может сломаться, и она легче осваивается экипажем. Конечно 125-мм пушка «Спрута» намного мощнее. Но такая мощность часто избыточна. На современном поле боя большинство целей - такие как бронетранспортёры, БМП, а то и просто вооружённые грузовики - могут поражаться 57-мм пушкой на всех дистанциях вплоть до горизонта видимости и даже за ним. Сейчас для их поражения предлагаются управляемые ракеты, и это замечательное оружие, позволяющее поражать цель едва ли не первым же выстрелом - но цена даже десятка 57-мм выстрелов выйдет меньше, чем цена одной такой ракеты, а летят они заметно дальше. 57-мм пушка это длинная рука и недооценивать её мощь не следует. Наконец, сама АСУ-57 на порядок дешевле любого бронетранскортёра. Не будем забывать что война это прежде всего экономика.

Позже АСУ-57 была вытеснена из войск более мощными, но и более тяжёлыми машинами АСУ-85 и БМД-1. А нынче есть БМД-4, которая как будто одна заменяет всё. Но жизнь показала, что лёгкая самоходная пушка АСУ-57 имеет своё предназначение, свою специализацию - в которой незаменима. При её лёгком весе, она может перебрасываться вертолётами, проходить по слабым грунтам и мостам. При этом её огневая мощь вполне соответствует большинству потребностей современного боя, а каждый выстрел обходится дешевле, благодаря оптимальному патрону её пушки. Такая машина гораздо лучше соответствует потребностям аэро-мобильных войск, за что говорит и немецкий опыт с их «Визелью», по сути так же являющейся танкеткой. Это не значит, что другие машины не нужны - но это значит, что потребность армии в танкетках есть.

Большая статья «История танкетки» и конкретно про АСУ-57 на нашем сайте SteamAge.ru

Поэтому я выкладываю здесь эту статью, как дополнительный материал к моей собственной статье о истории танкетки. А так же прилагавшиеся к ней чертежи и статью с советами по моделированию этой машины (ведь журнал не даром назывался «Моделист-конструктор»).

+ увеличить картинку + Чертёж АСУ-57 Чертёж АСУ-57

Артиллеристская самоходная установка АСУ-57:
1 - амортизатор, 2 - ограничитель хода первого катка, 3 - опорный каток, 4 - звёздочка, 5 - ограждение фары, 6 - кронштейн крыла, 7 - защитный колпак воздухозаборника радиатора, 8 - фара со светомаскировочной насадкой, 9 - антенна, 10 - габаритный фонарь, 11 - боковая бронезащита боевого отделения, 12 - щиток бокового смотрового окна, 13 - поддерживающий ролик, 14 - ограждение стоп-сигнала, 15 - ограничитель хода натяжного колеса, 16 - натяжное колесо, 17 - крышка люка подогревателя, 18 - буксирный крюк, 19 - укладка лопаты и штанг банника, 20 - откидная крышка над двигателем, 21 - винтовой запор, 22 - смотровой прибор, 23 - лобовой лист бронезащиты боевого отделения, 24 - откидная крышка над коробкой передач, 25 - чехол маски пушки, 26 - прицел, 27 - откидная крышка над радиатором, 28 - петля лобового листа, 29 - крышка лючка передней опоры коробки передач, 30 - глушитель, 31 - жалюзи над двигателем, 32 - крышка заправочной горловины переднего бензобака, 33 - брезентовая крыша боевого отделения (тент), 34 - крышка отсека ЗИП, 35 - крышка аккумуляторного отсека, 36 - заднее смотровое окно тента, 37 - скобы крепления брезента, 38 - скобы крепления пилы, 39 - скобы крепления буксирного троса, 40 - натяжной винт, 41 - балансир, 42 - ось балансира.

Броневой щит крылатой пехоты

Именно так образно называют боевые самоходные машины АСУ-57. По сути АСУ - артиллеристские самоходные установки - основная огневая мощь десантных войск. Тяжёлые военные самолёты принимают на борт подразделения воинов и технику. А через некоторое время над площадкой приземления раскрываются десятки парашютов. На многокупольных - плавно опускаются военные машины, укреплённые на специальных платформах, на однокупольных - десантники. Но вот момент приземления позади. Солдаты расшвартовывают самоходки, экипаж занимает рабочие места, звучит команда «Заводи!» И уже мчатся навстречу противнику юркие приземистые машины, поддерживая мощным огнём пехоту.

Что же представляет собой АСУ-57? Самоходная установка с 57-мм артиллеристским орудием. И это немало, если учесть, что вся масса машины составляет чуть более трёх тонн. Такое соотношение массы и калибра - пожалуй, главное что подтверждает удачность конструктивного решения.

Говоря о боевых возможностях самоходки, отметим высокую скорострельность пушки - от 6 до 10 выстрелов в минуту. Этот показатель во многом зависит от условий боя, степени подготовленности и слаженности экипажа и других факторов.

Другая важная характеристика - дальность стрельбы. Для пушки такого класса она при высоте цели 2 м составляет 1250 м (при прямой наводке), а наибольшая 6000 м (стволу орудия придаётся некоторый угол возвышения).

При ведении боевых действий, и особенно при бое в тылу противника, самоходная установка может встретить самые разнообразные цели. Экипаж должен быть готов поразить их метким огнём. И тут встаёт вопрос о боеприпасах.

В боекомплект пушки входят самые различные снаряды, а точнее артиллеристские выстрелы унитарного заряжания (снаряд, соединённый с гильзой). Заряжать пушку очень удобно - в один приём, одним движением.

Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом (масса 6,61 кг), с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (масса 5,94 кг) и с осколочной гранатой (масса 6,79 кг).

В боекомплекте АСУ-57 30 выстрелов унитарного заряжения к пушке, 300 патронов к автомату Калашникова, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Какой снаряд предназначить для поражения конкретной цели, определяет командир самоходной установки.

Эту боевую бронированную гусеничную машину, вооружённую 57-мм пушкой, отличает особая надёжность, живучесть, неуязвимость при попадании снарядов. Гусеничный движитель обеспечивает машине высокую подвижность, проходимость (по хорошей грунтовой дороге - 25 км/ч, по шоссе- от 30 до 45 км/ч) и такую важную боевую характеристику как манёвренность. Ведь поле боя не ровная площадка, на пути движения самоходки могут встать различные препятствия: ямы и рытвины, холмы и овраги, заболоченные или заснеженные участки, водные преграды.

Например, ров или траншею шириной до 1,4 м, вертикальную стенку высотой до 0,5 м АСУ-57 преодолеет с ходу. Максимальный угол подъёма (или спуска) может достигать 30°. И при том самоходка весьма устойчива - не опрокидывается. Так, при движении поперёк склона крен может достигать 24°. Но вот через водную преграду АСУ-57 может пройти только вброд: «плавать» она не умеет. Глубина проходимости брода - до 0,7 м. Особенно ценно в машине то, что удельное давление её на грунт составляет незначительную величину - 0,35 кг/см² (давление на грунт взрослого человека). Достигается это за счёт широкого трака (204 мм) гусеничного движителя, который позволяет самоходке успешно двигаться на заболоченной местности, сыпучих и заснеженных участках.

Важнейшая характеристика любой военной машины - запас хода. Под этим понимают максимальное расстояние, которое она пройдёт со средней скоростью до полной выработки топлива (до следующей заправки). Для авиадесантной самоходной установки этот показатель весьма значителен - 250 км.

Посмотрим, какими ценными качествами ещё обладает артиллеристская установка.

Прежде всего отметим совершенство её компоновки. Конструкторам удалось «плотно» разместить вооружение, экипаж, двигатель и множество различного оборудования в сравнительно небольшом объёме.

Корпус АСУ-57 делится перегородкой на две части: носовую и кормовую. Носовая часть - силовое отделение. Здесь размещается двигатель со всеми вспомогательными системами и механизмами. Кормовая - боевое отделение. В нём расположено вооружение с боеприпасами, прицельные приспособления и приборы наблюдения, радиостанция, все рычаги и педали управления.

Обращает на себя внимание такая деталь как двухкаморный дульный тормоз. Он имеет прямое отношение к компоновке машины. При выстреле возникает огромная отдача. Назначение дульного тормоза - «тормозить» ствол. Механизм его действия таков: как только снаряд вылетит из канала ствола, следующие за ним пороховые газы с силой ударяются о стенки окон дульного тормоза, и толкают его вместе со стволом вперёд. Тем самым частично поглощается энергия отката. А это, в свою очередь, даёт возможность сделать противооткатные устройства более компактными. Поэтому в целом и габариты авиадесантной установки небольшие: длина без пушки - менее 3,5 м, ширина - чуть более 2 м, высота с тентом - около 1,5 м. А если опустить щиты, что экипажу сделать нетрудно, то АСУ-57 «присядет», станет по пояс взрослому человеку.

Всё это придаёт боевой машине одно немаловажное качество - она легко маскируется на местности, скрываясь в складках рельефа.

Теперь о броне. Вся машина надёжно укрыта стальным панцирем. Амбразура пушки для защиты боевого отделения от пуль, осколков и свинцовых брызг, имеет броню так называемого сферического типа.

Экипаж артиллеристской самоходной установки состоит из командира, механика-водителя и заряжающего. Командир - «кормчий» самоходки и обязан быть, как говорится, мастером на все руки: командовать экипажем, наблюдать за полем боя, обнаруживать цель, наводить пушку и производить выстрел. Он же выполняет обязанности радиста.

О связи следует сказать подробнее. Она обеспечивается приёмо-передающей, телефонной, с частотной модуляцией радиостанцией Р-113, размещённой в боевом отделении - перед сиденьем командира. Каковы же её возможности?

Радиостанция рассчитана на работу со штыревой антенной от 1 до 4 м. При хороших условиях слышимости можно «достать» корреспондента, находящегося на удалении до 20 км. Особенно ценно в Р-113 то, что можно устанавливать связь без поиска и настройки. Конструкторы предусмотрели 96 фиксированных частот, расположенных одна от другой через 25 кГц. Это очень удобно. На любой фиксированной частоте обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное её ведение. Приём и передача, разумеется, ведутся на общей частоте.

Для внутренней связи предусмотрено танковое переговорное устройство типа Р-120 на три абонента. Члены экипажа могут свободно переговариваться между собой.

Весь экипаж располагается в боевом отделении: сиденье командира находится спереди у левого борта; механика-водителя - спереди у правого борта; заряжающий сидит позади механика-водителя.

Теперь о функциях членов экипажа. Водить самоходку не так просто, как кажется на первый взгляд. Судите сами.

Раздаётся команда «Короткая!» - это значит механику-водителю надо остановить самоходную установку, чтобы командир смог выстрелить по цели. Продолжительность короткой остановки должна быть не более 4 - 6 с. В этот незначительный отрезок времени выполняется большой объём работы. Услышав команду, механик-водитель уменьшает обороты двигателя, включает низшую передачу, на которой возможно трогание машины в данных условиях, разворачивает её в направлении цели и останавливает. Но ни в коем случае не выключает передачу! Если пушка не была заряжена, то заряжающий берёт снаряд из боеукладки и досылает его в канал ствола. Как только прогремит выстрел, механик-водитель, не дожидаясь какой-либо команды, начинает движение самоходки.

Командир, механик-водитель и заряжающий должны действовать согласованно и чётко.

В целом авиадесантная артиллеристская самоходная установка - надёжный помощник «крылатой пехоты» и способна успешно выполнять в современном бою самые различные задачи.

Н. Алешин,
В. Сергеев

Советы по моделированию

Авиадесантная артиллеристская самоходная установка АСУ-57 - боевая бронированная машина, вооружённая пушкой 4-51М. Самоходка отличается хорошей манёвренностью и проходимостью. Благодаря небольшим габаритам (длина с пушкой - 4995 мм, ширина - 2086 мм, высота с тентом - 1460 мм) она легко маскируется на поле боя, что значительно снижает вероятность её поражения огнём противника.

Корпус машины представляет собой короб из панелей, соединённых сваркой и клёпкой, и состоит из носовой части, бортов, кормового листа, днища, откидных щитов бронезащиты боевого отделения и крыши силового отделения.

Носовую часть составляют два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. К верхнему приварены пять запоров, буксирные крюки и кронштейны крепления лопаты и штанги банника.

Борта корпуса - это вертикальные бронелисты, приварены к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым листам. Снаружи к бортам пристыкованы фланцы бортовых передач, а так же ограничители хода переднего катка и натяжного колеса. Посредине каждого из бортовых бронелистов крепятся болтами кронштейны поддерживающих роликов. В нишах подвески приварены кронштейны балансиров, там же имеются отверстия крепления амортизаторов. В верхней части бортов установлены крылья с передними и задними подкрылками, последние - откидные. Для жёсткости крыло спереди усилено кронштейном.

Днище корпуса - дюралюминиевый лист, соединённый заклёпками с лобовыми листами и нишами подвески. В днище прорезано восемь лючков для доступа к узлам и агрегатам машины.

Броневая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортовых листов. Лобовой лист имеет наружные петли, бортовые - внутренние. В верхней части листов приварены скобы крепления труб и ремня тента. В лобовом листе установлены два смотровых прибора и вырезано отверстие для прицела пушки. В передней части бортовых листов имеются смотровые окна, закрываемые бронещитками. Ниши боевого отделения расположены над крыльями. Вертикальные листы ниш - броневые, горизонтальные - дюралюминиевые. В нишах располагаются аккумуляторы, ЗИП и часть боекомплекта.

Кормовой лист штампованный, из дюралюминия, крепится на заклёпках к днищу и бортам корпуса. Снаружи кормового листа приклёпаны скобы крепления брезента, пилы и укладки буксирного троса. Крыша над силовым отделением броневая и состоит из трёх отдельных фасонных листов. Крыша над двигателем откидывается на петлях назад, крыша над радиатором откидывается к левому борту, крыша над коробкой передач - съёмная. Все три запираются винтовыми запорами.

Ходовая часть самоходки состоит из трёх обрезиненных опорных катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного, двух поддерживающих роликов и звёздочки на каждый борт. Звёздочки имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев. Подвеска торсионная, торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены относительно левых на 70 мм. В балансирах натяжных колёс встроены натяжные винты для натягивания гусениц. Балансиры первых катков правого борта и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами. Гусеничная цепь шириной 204 мм состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.

Самоходка окрашена в защитный цвет. Тент - либо зелёный, либо тёмно-серый. На бортах корпуса белой краской наносятся трёхзначные номера и эмблема воздушно-десантных войск. Траки на модели АСУ-57 окрашивают в чёрный цвет либо в тёмно-серых - «под металл». Пилу и буксирный трос так же следует окрасить «под металл». Лопата и штанги банника - защитного цвета. Светомаскировочная насадка фары - чёрная.

В. Бровкин

выложено на сайт в пятницу 22 мая 2020г
Алексей «Рекс»
Я люблю паро-панк Поддержи сайт
купи наши товары
Письмо
автору
Сайт существует с 16.12.2017