Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Космо-катер в паро- дизель-панке

Недавно была в блогах на литературном сайте дискуссия о космических истребителях. Как летают? Чем вооружить? И главное - зачем нужны?

Нет, с точки зрения драматургии тут всё понятно: лихой пилот юркого истребителя всех победит (особенно всякие неповоротливые линкоры и прочие звёзды смерти, глупые конструкторы которых понятия не имеют, как работают холодильники в космосе).

А ещё меня всегда подмывает спросить: почему у звезды смерти предусмотрено охлаждение - но совсем не упоминается о системе сброса электрического заряда? А он там просто гигантский, так что в любой приближающийся корабль должны бить молнии, независимо от желания экипажа. Однако не бьют.

Так что у нас с точки зрения науки?

Предлагаю подойти к вопросу с принципиально другой стороны. А именно:
давайте пока забудем про боевое применение.

Рассмотрим космо-катер. Он полезен для:
1) осмотра корпуса большого корабля - как это делают водолазы на современных морских судах. И нет, это не может сделать космонавт в летающем кресле, потому что в нём слишком мал запас топлива - а нормальный космический корабль имеет размеры... не хочу прослыть буйным фантазёром (когда скажу про 40 км длины и как минимум 1 км диаметра), читайте Циолковского, у него всё научно обосновано ещё больше века назад. Наш катер может не только совершать облёт, но и выпускать космонавта с таким креслом и подбирать после завершения работ.
2) рейсов между большими кораблями - поскольку состыковать две громадные массы задача непростая, куда проще как в старину, когда с парусника на парусник посылали шлюпку. А это может быть необходимо не только для визитов офицеров, но, к примеру, доставить врача или забрать больного аппендицитом для операции.
3) высадки на малые небесные тела, то есть всякие астероиды - что, к слову сказать, отлично описано в "Стажёрах" Стругацких.

Заметьте, ни единого боевого применения пока не рассмотрено. А мирных применений уже нашлось 3. Из чего вывод:
небольшой летательный аппарат на борту космического корабля полезен и научно обоснован.

И вот такой аппарат можно даже, при большом желании и с некоторой натяжкой, изобразить в паро-панковском антураже. Но всё же, если быть научно честным, то космические полёты это уже дизель-панк. Пусть даже в викторианском антураже, со шпагой на перевязи и кремнёвым пистолем в руке. Вот вроде совсем близко к нашему паро-панку, а только чуток иное. Почему так - обстоятельно написано в статье на моём сайте SteamAge.ru которая называется "Из пушки на Луну" - вот там всё самым научным образом разобрано.

http://steamage.ru/pub/oversteam/raketa/

Нас же сейчас интересует художественный взгляд. И вот какой космо-катер в дизель-панке получается:

Эскиз космо-катера в стиле дизель-панк Эскиз космо-катера в стиле дизель-панк

Это корабль на 3 членов экипажа. С 4 двигателями - один главный и 3 для руления. С запасом жидкого топлива около 100 тонн как минимум. И размеры будут соответствующие: длина как минимум 30 м, диаметр корпуса как минимум 7 м. А если наш "юркий катер" должен взлетать с планет вроде Марса, а тем паче нашей матушки Земли, то: топливо 200 т, длина 40 м, диаметр корпуса 10 м.

Собственно наглядно своими собственными глазами увидеть сопоставимого назначения аппарат могут жители и гости столицы нашей Родины, города-героя Москвы, на ВДНХ (вход бесплатный), у павильона "Космос" (как вошли в главный вход ВДНХ, так прямо и идите пару километров и дойдёте, не ошибётесь) - ракета "Восток" во всём своём великолепии.

М-да, на юркий катер не очень похоже.

Но меньше не выйдет никак. Можно больше, как в фильме "Космический рейс", консультантом которого был сам Циолковский. Но ни в коем случае не меньше! Меньше это уже ненаучная фантастика. В рамках дизель-панка, разумеется. Про летающие на антигравах тарелки сейчас не говорим. Вот нету у нас ещё этих самых антигравов.

Мы и так уже допустили о-о-очень бо-о-ольшую вольность, выдумав одноступенчатый аппарат (настоящие ракеты все до сих пор многоступенчатые и это обосновал опять-таки ещё Циолковский, его формулой расчёта многоступенчатой ракеты пользуются до сих пор). И на нашем катере у нас есть ещё и всякие полезные приспособления. Вот посадочные лыжи для планирующей посадки. Причём опора передней лыжи служит так же домкратом, поднимающим сей скромный катер в вертикальное положение для старта с планеты. На ней же устроен складной трап - очень пологий, что облегчает проход по нему, например, с грузом на носилках. После установки в вертикальное положение катер опирается на три посадочных опоры-тарелки, имеющих пружинную амортизацию. Это нужно:
1) чтобы поднять сопло двигателя на безопасную высоту над поверхностью - не то уткнувшийся в поверхность двигатель взорвётся, едва в него подадут топливо (кстати, посмотрите на американский лунный модуль ;-) ну это же американцы! им можно)
2) для компенсации вибрации при начальном прогреве двигателя на старте, когда струя ещё неустойчива, и ракета нуждается в поддерживающей опоре

Технология изготовление: традиционно для дизель-панка это клёпка. Но клёкпа стальных листов для космического аппарата даже в фантастическом произведении это "тяжкое наследие старого режима паро-панка". Тут уже допустима и сварка. Сваркой пользовались герои "Страны багровых туч" Стругацких. а это произведение по жанру коммунистический соц-дизель-панк.

А какое же у нас топливо? Про низкокипящее забудем сразу. Пусть водород в кислороде и горит прозрачным пламенем - но как их сохранить в жидком виде в космосе? Солнышко пригрело - бак с жидким газом разорвало ростом внутреннего давления. Улетел от светила подальше - газ замёрз до льдышки и в двигатель уже не потечёт. Нет, нас такой нестабильный вариант никак не устраивает. К тому же водород в сжиженном виде занимает очень много места. Помните американский челнок? Это между прочим здоровущий корабль, поднимающий 20 тонн груза, двухэтажная кабина экипажа, как на авиалайнере. И какой же маленький кажется, когда на стартовом столе прицеплен к баку. Да, эта здоровущая дура это просто бак со сжиженным газом. Боюсь, нас такого размера "катер" никак не устроит - ни в плане драматургии, ни в чисто техническом аспекте. Значит, нужны высококипящие компоненты. Керосин + азотная кислота (или кое-что похуже) это надёжная пара. Но с планеты этого добра не навозишься. А откуда взять это в космосе?

А чего в космосе много? Воды! Да, половина массы Вселенной это водород...
Признаю свою ошибку: водорода во Вселенной вовсе не половина, а - 3/4 от всей вселенской массы. А как же Тёмная Материя? Про то подробнее в главе "Космос и жизнь" моей книги:

Крепости-звёзды,
пришельцы,
пирамиды,
потоп

http://SteamAge.ru/go/sternschanz

Из оставшегося половина это кислород. Где бы эти двое не встретились, неизбежно бросаются в объятья друг друга и обращаются в воду. Потому всяких ледяных комет больших и малых вьётся в космосе огромадное количество. Только успевай собирать.

И можно придумать такой производственный цикл:
1) большой корабль-носитель собирает кометы и свободный межзвёздный газ. Его, к слову сказать, даже меж звёздами 1 атом на кубометр. А в солнечных системах куда плотнее. Так что собирать есть что. Именно корабль-носитель обеспечивает катера топливом. Сами катера оборудования для этого не имеют. Впрочем, на планетах или кометах экипаж может вручную нарубить льда и заправить им свой катер.
2) вода заливается в бак катера.
3) для движения катера, вода из бака подаётся на разлагатель (возможно там есть некий ещё неизвестный нашей науке катализатор, сильно повышающий КПД процесса) где под действием небольшого атомного реактора обращается в газообразные водород и кислород...
4) ...которые тут же подаются в камеру сгорания, где и сгорают...
5) ...продукт горения подогревается теплом реактора, что значительно повышает скорость истечения струи и заодно уносит избыток тепла с катера (не то катер в вакууме будет перегреваться вплоть до расплавления - излишку тепла уйти-то некуда)

Признаю свою ошибку: уже после публикации этой статьи, умные люди с хорошим химическим образованием объяснили мне, что увы, но катализатор способен помочь лишь в химических реакциях определённого типа. Разложение воды на водород и кислород к этому типу реакций не относится. Так что никакой волшебный катализатор не в силах сделать процесс химического разложения воды энергетически выгодным. Что впрочем, не препятствует использовать воду в плазменных двигателях - только уже не как топлива, а как рабочее тело. Кстати, настоящие плазменные двигатели - такие как были созданы в СССР и те что производятся в России ныне серийно, Россия единственная страна в мире, поставившая выпуск плазменных двигателей на поток, их уже сотни летают в космосе - как раз рабочее тело и потребляют. Питать их электричеством приходится отдельно. И ныне именно электропитание плазменных двигателей самое большое препятствие на пути их дальнейшего внедрения в нашу жизнь.

К слову сказать, раз есть расход рабочего тела - то на него же скинем и гадкий электрический заряд, как это делают и в реальности на космических аппаратах. А если этого не сделать, то согласно Кулону, в какой-то момент аппарат накопит такой заряд, что будет притянут планетой обратно. И зачем этот вредный Кулон открыл свой закон? Как хорошо без него сценаристам жилось!

Если кого-то смущает наличие ядерного реактора, то обратитесь к первому произведению братьев Стругацких "Страна багровых туч" - там никто особо не боится радиации. А в "Стажёрах" прямо говорится о чудо-пилюлях, которые съел одну, и всю избыточную радиацию тут же из организма вывело напрочь. Вот такое отношение к этому вопросу в дизель-панке.

Так что идея вполне научно обоснована (для целей фантастического произведения), кому понравилась - дарю, пользуйтесь на здоровье. Но вот как из этого сделать космический истребитель, я ума не приложу.


вторник 21 июля 2020г
Алексей «Рекс»