Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Как загубить идею дирижабля
SolarGroup

Дирижабли полетят в небе России уже в 2025 году... Ну что ж, фиксируем момент времени - нынче среда 11 декабря 2024г. А дирижабли нам обещает:

SolarGroup
Сайт компании
https://reg.solargroup.pro/ru/landings/newairshipsreg

Тут до фига про выгоды инвестирования... А ГДЕ ПРО ДИРИЖАБЛИ?

Между прочим, обратим внимание вот на это - цитирую с сайта компании дословно:


Финансирование проекта
На предстартовом этапе в проект нужно привлечь 2 500 000 $. Здесь в режиме реального времени вы видите суммы фактических платежей и обязательств по рассрочкам.
Фактические платежи
1 501 902 $
Сумма обязательств
6 243 434 $


Запомнили? Тогда идём искать где же про дирижабли.

вК

Сами ребята из SolarGroup прислали мне в личном письме ссылочку на:

Официальное видео с ответами на все вопросы - 2ч 20м:

Создаём инновационные дирижабли в России: презентация инвестиционного проекта | ПРЯМОЙ ЭФИР
636 просмотров
28 дней назад
39 лайков
3 комментария - и все скептические и остались без ответа
https://vkvideo.ru/video-226823602_456239312

Как бы это потктичнее? Мой самый первый стрим по Тундре набрал в тот же день более 250 просмотров - а тут конечно поболе, но почти за месяц.

Публике не интересы дирижабли?
Или
Это таналт экранных спикеров так пубилку отпугивает?

Клянусь когда-нибудь вдумчиво просмотреть всё это видео от начала до конца - хотя взирать на двух мужиков больше двух часов подряд очень скучно - если хочешь посмотреть на дирижабли, а злые мужики только себя с экрана кажут. Даже модельки что у них за спиной не догадываются в камеру показать.

У каждого конструктора кораблей на столе - модель его корабля. У конструктора самолётов на столе - модель его самолёта. У Вернера фон Брауна - на столе стояла модель лунной ракеты.

ПОЧЕМУ SOLARGROUP СТЕСНЯЮТСЯ ПОСТАВИТЬ НА ВИДНОЕ МЕСТО МОДЕЛИ СВОИХ ДИРИЖАБЛЕЙ?

Поищем в других новостях - вот же их группа вК:

Дирижабли нового поколения | Официальная группа
999 подписчиков
https://vkvideo.ru/@newairships

Да, что ж опять так мало подписчиков? Может потому, что вместо привычного сообщества вК - тут только вК-видео. Ни тебе статей, постов, комментариев под ними, ни жарких споров, ни живого общения с публикой...

ДА ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАСПУГАТЬ СОЧУВСТВУЮЩИХ ЭНТУЗИАСТОВ

Очень много длинных, даже по 2 - 3 часа, роликов... для инвесторов. Но мне кажется, инвестора в технический проект прежде всего интересуют не обещания доходов - а покажите чертёж. Хорошо бы макет в разрезе. Или по-современному 3D-анимацию. А лучше всего летающий аппарат. Ну хотя бы где проектная документация? Но вместо этого...

ОЧЕНЬ МНОГО ОБЩИХ СЛОВ
а вот конкретики - не густо
(да почти нету)

Но я упрямо искал. И о чудо - есть замечательный ролик - с самим главным конструктором. И не длинный - 8м 10с - смотрим:

Как выглядит дирижабль Аэроновы: подробности от директора конструкторского бюро
868 просмотров
13 дней назад
36 лайков
0 комментариев
https://vkvideo.ru/video-226823602_456239348

Заметили - тут прсмотров заметно больше, чем под длинющим роликом. А лайков столько же. Хотя и просмотры и лайки он набрал за вдвое меньшее время, чем длинный.

Но простите, НОЛЬ комментариев - под откровениями самого главного конструктора? Да почему?

А потому что - посмотрите ролик и удивитесь. Главный конструктор рассказывает, что

И человек говорит со знанием дела - это видно.

Человек - толковый!

ВОТ ЕМУ Я ВЕРЮ

Но говорит он - про проблемы проекта. Которые - не разрешены ещё вообще никак. А проблемы такие, что могут оказаться неодолимыми в заявленные сроки.

Только ведь он не только про проблемы говорит. Между делом, при рассуждениях про методы изготовления оболочки склейкой или пайкой - упоминается что какие-то аппараты уже были сделаны!

ОНИ БЫЛИ, ДА!

Но правда оболочки этих первых делались не перспективной пайкой - а ручной склейкой. Что для опытных образцов конечно же приемлемо, но при переходе к серийному производству...

Постойте!
Мы поняли про поточное производство.
Но где кадры с теми экспериментальными аппаратами?

Вот тут, на словах конструктора, где он упоминает про те первые аппараты - сделать бы видео-вставку. Вот они, те самые первые, полюбуйтесь. Нам есть что предъявить! Ну или хотя бы фото.

Я, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, НЕ ВЕРЮ ЧТО НЕТ НИ ОДНОГО ФОТО

Ролик-то короткий, 8 минут всего. Если даже целых 2 минуты лишнего видео в него включить - ну будет 10 минут длина ролика. Совсем не утомительно для современного вечно спешащего инвестора. По-любому это не 2 или 3 часа, как у вас другая пустая болтовня идёт. Зато убедительность насколько повысится!

Как эти элементарные мысли - не приходят в голову горе-пиарщиков SolarGroup ?

Дзен

Перебегая по ссылочкам, находим где SolarGroup в Дзене - вот тут:

Дирижабли нового поколения
477 подписчиков
https://dzen.ru/newairship

И вот тут много статей! Наконец-то! Статьи, которые грамотный человек воспринимает быстро, как концентрированную информацию - а не длиннющие видео по 2 - 3 часа, где хрен дождёшься сути.

Но вот что примечательно:

Более того, кое-где автор статей насмехается над незадачливыми воздухоплавателями.

Но этот автор в курсе истории воздухоплавания - равно как в курсе современных попыток. И всех сделанных ошибок.

Да, он скептик - но ведь и скептик в команде нужен.

ДА ВОТ КАК БУДТО КОМАНДА РАБОТАЕТ ПОРОЗНЬ

Вот там, где мы привлекаем инвесторов - только позитив восторженный. А всякое не шибко позитивное - сплавим в дзен.

Пиарщиков гнать взашей!

Вот эта двойственность - она ведь не внушает доверия. Может пиарщики полагали, что создавая восторженную атмосферу - привлекут потенциальных инвесторов?

Но инвесторы чуют эти недоговорки. Прежде чем отдать свои денежки - принимаются искать инфу. И чем больше ищут - тем меньше верят позитивному настрою.

ПОТОМУ ЧТО ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ - НО ПРО НИХ УМОЛЧАЛИ

Поняв это, инвестор чувствует себя обманутым. Никто не хочет быть буратиной, зарывшим свои денежки на поле дураков - вот что думает инвестор. Потому возвращаемся к началу статьи и перечитываем цитату с сайта SolarGroup - про то, сколько денег надо, насколько меньше удалось собрать, и какая там уже накопилась сумма обязательств.

Предположим, что средняя зарплата в SolarGroup равна 1 тысяче $. Тогда заявленная сумма в 2.5 миллиона = всего лишь 2.5 тысячи зарплат. Компании из 100 человек это аккурат на 2 года. Только на зарплаты. Ни на какие прочие расходы – как-то постройка эллинга, закупка материала и оборудования, даже на ведение текущего документо-оборота – денег не остаётся.

Но даже эти жалкие для сколь-нибудь серьёзного производства гроши 2.5 миллиона зелени – собрать до сих пор не удалось.

И что денег не хватает - это прямая вина пиар-отдела.
Который пиар-компанию повёл - без понимания психологии инвестора.

Кое-что из личной переписки

Я ведь почему пишу всё это? Да потому что попросили - сами пиарщики SolarGroup мне и написали. Не буду выкладывать тут всю переписку, но кое-что занятное:

И собственно это всё что по делу. Остальное красивые слова про экологию и солнечные панели.

Больше никакой конкретики!

ГЕНИАЛЬНЫЕ ПИАРЩИКИ!

Вот какую статью на основе столь скудной инфы они ожидали?

Но раз так просили - то вот я и пишу. Уж не обессудьте, ребята, вы сами выпросили.

Законы физики

Давайте сразу отметём выдумки технически безграмотных пиарщиков. А именно:

чтоб создать электродвигатель у SolarGroup ушло уже 7 лет - зато дирижабль они запустят за год???

Сертификация

Я не буду сейчас придираться к перепутанному порядку пунктов плана - что пиарщики редкостные бестолочи в вопросах производства уже и так ясно. У них сперва поднять первый дирижабль, затем сертифицировать сразу 4 вида, затем только постройка эллинга... А где вы первый-то построите без эллинга? Да и остальные, которые на сертификацию собрались предъявлять. К сертификации-то ведь уже готовый образец предъявляется. Так вы его где собрались строить, коли у вас даже эллинга ещё нету?

У меня просто нет слов, чтоб описать настолько пиарщики оторваны от реальности.

Но давайте рассмотрим самый простой - по мнению горе-пиарщиков - вопрос. А именно сертификацию.

Так вот, дорогие горе-пиарщики... да-да, именно вы. Очень дорого обходятся вашему проекту ваши ошибки - порождённые вашей вопиющей безграмотностью в технических и, между прочим, юридических вопросах.

Не подлежат обязательной сертификации только летательные аппараты массой до 130 кг. Это парапланы, дельтапланы и планёры, в том числе некоторые легкомоторные.

Массой 130 кг!

Не весом!!!

Не выйдет надуть дирижабль летучим газом и сказать:
  — А он ничего не весит!

Потому что в законе чётко определено - масса. В килограммах. Согласно системе измерений СИ, действующей в том числе и в России, килограмм это единица измерения массы. А вот вес измеряется в ньютонах. Вес можно изменить, надувая дирижабль - но масса никуда не пропадёт.

Так что обмануть закон и не получать сертификацию даже на самый маленький из запланированных вами дирижаблей - не выйдет.

Ваша хитрость белыми нитками шита - вы потому запланировали самый маленький из серии дирижаблей объёмом в 130 кубов, что 1 куб газа поднимает 1 кг. И вам казалось, что всё гладко - 130 кг веса поднять можно.

А ПРО МАССУ САМОГО ГАЗА ВЫ ЗАБЫЛИ!

Понимаете какая штука, когда баллон заполнен летучим газом, то газ такая же неотъемлемая часть аппарата, как оболочка, двигатель, органы управления. И пусть у летучего газа вес легче воздуха - но масса у него всё равно есть.

И потому ваш самый лёгкий дирижабль с баллоном на 130 кубов - превысит ограничение по массе. А значит должен будет проходить сертификацию общим порядком.

Порядок

Я попросил доброго знакомого конструктора из КБ Яковлева вкратце описать что нужно для сертификации самолёта гражданской авиации:


комплекты документов:
ТТЗ на изделие, ТЗ на составные части изделия.
проектная документация (расчеты, анализы прочности и надежности);
рабочая конструкторская документация (см. комплект для опытной конструкторской работы):
чертежи деталей, сборок, анализы сборок на прочность , анализы надежности, Анализ Видов и Последствий Критичности Отказов;
эксплуатационная документация - руководства по ремонту и эксплуатации на изделие и узлы;
технологическая документация на изделие и его составные части;
наладка производства - оснастка, технологическое оборудование (всё оборудование и инструмент проверяется на качество), аттестация производства и технологических процессов;
метрологическое обеспечение - метрологическая экспертиза документации, плановая поверка оборудования на точность измерений;
программы и методики испытаний (вибрации, ударные, статические, электрические, устойчивость к температурным воздействиям, климатические), испытания конструкторские, предварительные, приемочные, квалификационные, предъявительские, летные, периодические.
отчетная документация (отчеты от прочнистов, надежников, электриков и других служб), отчеты по итогам испытаний.
Изделие может быть произведено только на аттестованном предприятии.
Для аттестации производства, на предприятии должны быть подразделения:
генерального директора, главного конструктора, главного технолога, главного инженера, служба контроля качества (нормоконтроль), архив, метрологическая, юридическая, экономическая, снабжения, охрана труда, отдел кадров, служба безопасности.

Это только для опытного образца.


Я спросил:
  — И сколько времени занимает сертификация самолёта, разработанного в КБ Яковлева?
Ответ:
  — Минимум 2 года.

Можно конечно уповать, что дирижабль конструктивно проще современного самолёта. Но с другой стороны для самолётов есть давно отработанные типовые методики испытаний - а для дирижаблей? Тем паче каких-то инновационных?

Ребята, вы хоть понимаете, что прежде чем дойдёт дело до дирижабля, вам надо разработать методики испытаний и оценки, затем доказать их достоверность - и вот только после этого предъявить аппарат на испытания в ЦАГИ.

А без утверждённых методик как будут испытатели знать, что они должны оценивать и по каким критериям?

Ну и как там у вас с утверждением методик?

А зачем строить эллинг?

Тот самый эллинг в городе Долгопрудном. Где строили советские дирижабли. Он никуда не делся. К нему только пристройку кирпичную пристроили, так что со стороны заводской проходной теперь собственно эллинга и не видать. Но он есть.

И лет 10 назад, в этом самом эллинге, на дирижабельном заводе в городе Долгопрудном (более известном широкой публике благодаря группе "Дюна") были построены 2 или даже 3 дирижабля, которые отправились летать где-то над Сибирью, возить грузы нефтяникам.

Ну и мелкие аэростаты там тоже делают. И прямо сейчас делают.

Короче не надо искать поставщика материала оболочки, не надо изобретать технологию пошива или склейки – вот есть готовое отлаженное производство с опытными рабочими. Всё сделают в лучшем виде.

Делают в том числе и по иностранным проектам. Эх, жаль сейчас YouTube "деградировал", а то бы я мигом нашёл ссылочку на запись телепередачи "Эксперименты с Антоном Войцеховским", где он как раз вещал про дирижабли. Покатался на современном мягком дирижабле, принадлежащем фирме Цеппелин - кстати билет стоит 350 евро за получасовой полёт.

...А у немцев гелий утекает из оболочки...
(ну это я так, к слову - немцы же дураки,
не умеют оболочку делать,
чтоб гелий не вытекал
)

А ещё Войцеховский показывал, как в том самом эллинге в Долгопрудном делают дискообразный дирижабль по болгарскому проекту. И самого болгарского конструктора показал. Потом показал и первые испытания - и знаете что?

Испытания проводили по самолётной методике.

Понимаете, что это значит?

А это значит как минимум 2 года испытаний для сертификации.

А вы наобещали что полёты разрешат уже в следующем году...

Ребятки. Отцы, блин! Да что ж вы такие наивные в облаках витаете? Уже год на исходе, от декабря лишь половина осталась. А вы ещё даже не знаете из какого материала будете для своего дирижабля оболочку шить.

Как вы надеетесь получить разрешение на полёты в 2025 году - если у вас на конец 2024 года ещё ноль работ по дирижаблю вашему?

И вы же потом будете горестно заламывать руки. Стенать про косность чиновников.

Но виноваты - только вы сами.

Зачем вы объявили явно нереальные сроки?

Зачем начали собирать деньги - раньше чем готова проектная документация?

P.S.

Ещё раз простите ребята, ежили вам не по нраву моя статья. Но вы так её выпрашивали - а материала мне не удосужились прислать. И пришлось искать мне самому... ну и что я нарыл, то публике и поведал. Уж не обессудьте.


четверг 12 декабря 2024г
Алексей «Рекс»