Как загубить идею дирижабля
SolarGroup
Дирижабли полетят в небе России уже в 2025 году... Ну что ж, фиксируем момент времени - нынче среда 11 декабря 2024г. А дирижабли нам обещает:
SolarGroup
Сайт компании
https://reg.solargroup.pro/ru/landings/newairshipsreg
Тут до фига про выгоды инвестирования... А ГДЕ ПРО ДИРИЖАБЛИ?
Между прочим, обратим внимание вот на это - цитирую с сайта компании дословно:
Финансирование проекта
На предстартовом этапе в проект нужно привлечь 2 500 000 $. Здесь в режиме реального времени вы видите суммы фактических платежей и обязательств по рассрочкам.
Фактические платежи
1 501 902 $
Сумма обязательств
6 243 434 $
Запомнили? Тогда идём искать где же про дирижабли.
вК
Сами ребята из SolarGroup прислали мне в личном письме ссылочку на:
Официальное видео с ответами на все вопросы - 2ч 20м:
Как бы это потктичнее? Мой самый первый стрим по Тундре набрал в тот же день более 250 просмотров - а тут конечно поболе, но почти за месяц.
Публике не интересы дирижабли?
Или
Это таналт экранных спикеров так пубилку отпугивает?
Клянусь когда-нибудь вдумчиво просмотреть всё это видео от начала до конца - хотя взирать на двух мужиков больше двух часов подряд очень скучно - если хочешь посмотреть на дирижабли, а злые мужики только себя с экрана кажут. Даже модельки что у них за спиной не догадываются в камеру показать.
У каждого конструктора кораблей на столе - модель его корабля. У конструктора самолётов на столе - модель его самолёта. У Вернера фон Брауна - на столе стояла модель лунной ракеты.
ПОЧЕМУ SOLARGROUP СТЕСНЯЮТСЯ ПОСТАВИТЬ НА ВИДНОЕ МЕСТО МОДЕЛИ СВОИХ ДИРИЖАБЛЕЙ?
Поищем в других новостях - вот же их группа вК:
Дирижабли нового поколения | Официальная группа
999 подписчиков
https://vkvideo.ru/@newairships
Да, что ж опять так мало подписчиков? Может потому, что вместо привычного сообщества вК - тут только вК-видео. Ни тебе статей, постов, комментариев под ними, ни жарких споров, ни живого общения с публикой...
ДА ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАСПУГАТЬ СОЧУВСТВУЮЩИХ ЭНТУЗИАСТОВ
Очень много длинных, даже по 2 - 3 часа, роликов... для инвесторов. Но мне кажется, инвестора в технический проект прежде всего интересуют не обещания доходов - а покажите чертёж. Хорошо бы макет в разрезе. Или по-современному 3D-анимацию. А лучше всего летающий аппарат. Ну хотя бы где проектная документация? Но вместо этого...
ОЧЕНЬ МНОГО ОБЩИХ СЛОВ
а вот конкретики - не густо
(да почти нету)
Но я упрямо искал. И о чудо - есть замечательный ролик - с самим главным конструктором. И не длинный - 8м 10с - смотрим:
Заметили - тут прсмотров заметно больше, чем под длинющим роликом. А лайков столько же. Хотя и просмотры и лайки он набрал за вдвое меньшее время, чем длинный.
Но простите, НОЛЬ комментариев - под откровениями самого главного конструктора? Да почему?
А потому что - посмотрите ролик и удивитесь. Главный конструктор рассказывает, что
- для аппарата, который по обещаниям уже пройдёт сертификацию и начнёт коммерческие рейсы В РОССИИ в грядущем году - ещё даже не определён поставщик материала оболочки
И человек говорит со знанием дела - это видно.
Человек - толковый!
ВОТ ЕМУ Я ВЕРЮ
Но говорит он - про проблемы проекта. Которые - не разрешены ещё вообще никак. А проблемы такие, что могут оказаться неодолимыми в заявленные сроки.
Только ведь он не только про проблемы говорит. Между делом, при рассуждениях про методы изготовления оболочки склейкой или пайкой - упоминается что какие-то аппараты уже были сделаны!
ОНИ БЫЛИ, ДА!
Но правда оболочки этих первых делались не перспективной пайкой - а ручной склейкой. Что для опытных образцов конечно же приемлемо, но при переходе к серийному производству...
Постойте!
Мы поняли про поточное производство.
Но где кадры с теми экспериментальными аппаратами?
Вот тут, на словах конструктора, где он упоминает про те первые аппараты - сделать бы видео-вставку. Вот они, те самые первые, полюбуйтесь. Нам есть что предъявить! Ну или хотя бы фото.
Я, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, НЕ ВЕРЮ ЧТО НЕТ НИ ОДНОГО ФОТО
Ролик-то короткий, 8 минут всего. Если даже целых 2 минуты лишнего видео в него включить - ну будет 10 минут длина ролика. Совсем не утомительно для современного вечно спешащего инвестора. По-любому это не 2 или 3 часа, как у вас другая пустая болтовня идёт. Зато убедительность насколько повысится!
Как эти элементарные мысли - не приходят в голову горе-пиарщиков SolarGroup ?
Дзен
Перебегая по ссылочкам, находим где SolarGroup в Дзене - вот тут:
Дирижабли нового поколения
477 подписчиков
https://dzen.ru/newairship
И вот тут много статей! Наконец-то! Статьи, которые грамотный человек воспринимает быстро, как концентрированную информацию - а не длиннющие видео по 2 - 3 часа, где хрен дождёшься сути.
Но вот что примечательно:
- этот дзен связан с SolarGroup - но в статьях тут немало скепсиса про дирижабли
Более того, кое-где автор статей насмехается над незадачливыми воздухоплавателями.
Но этот автор в курсе истории воздухоплавания - равно как в курсе современных попыток. И всех сделанных ошибок.
Да, он скептик - но ведь и скептик в команде нужен.
ДА ВОТ КАК БУДТО КОМАНДА РАБОТАЕТ ПОРОЗНЬ
Вот там, где мы привлекаем инвесторов - только позитив восторженный. А всякое не шибко позитивное - сплавим в дзен.
Пиарщиков гнать взашей!
Вот эта двойственность - она ведь не внушает доверия. Может пиарщики полагали, что создавая восторженную атмосферу - привлекут потенциальных инвесторов?
Но инвесторы чуют эти недоговорки. Прежде чем отдать свои денежки - принимаются искать инфу. И чем больше ищут - тем меньше верят позитивному настрою.
ПОТОМУ ЧТО ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ - НО ПРО НИХ УМОЛЧАЛИ
Поняв это, инвестор чувствует себя обманутым. Никто не хочет быть буратиной, зарывшим свои денежки на поле дураков - вот что думает инвестор. Потому возвращаемся к началу статьи и перечитываем цитату с сайта SolarGroup - про то, сколько денег надо, насколько меньше удалось собрать, и какая там уже накопилась сумма обязательств.
Предположим, что средняя зарплата в SolarGroup равна 1 тысяче $. Тогда заявленная сумма в 2.5 миллиона = всего лишь 2.5 тысячи зарплат. Компании из 100 человек это аккурат на 2 года. Только на зарплаты. Ни на какие прочие расходы – как-то постройка эллинга, закупка материала и оборудования, даже на ведение текущего документо-оборота – денег не остаётся.
Но даже эти жалкие для сколь-нибудь серьёзного производства гроши 2.5 миллиона зелени – собрать до сих пор не удалось.
И что денег не хватает - это прямая вина пиар-отдела.
Который пиар-компанию повёл - без понимания психологии инвестора.
Кое-что из личной переписки
Я ведь почему пишу всё это? Да потому что попросили - сами пиарщики SolarGroup мне и написали. Не буду выкладывать тут всю переписку, но кое-что занятное:
- первое письмо пришло 05.12.2024 13:08 за подписью Екатерины, которую заинтересовала статья с моего сайта
Екатерина предлагала написать совместный материал по теме дирижаблей, а в уже имеющуюся мою статью добавить один абзац - разумеется с добрыми словами о SolarGroup. В частности - цитирую дословно выдержку из текста, предложенного Екатериной:
Первые дирижабли в России запустят уже в 2025 году.
- из дальнейшей переписки я узнал... больше всего про инвестиции. Про собственно дирижабли куда меньше - увы!
ГЕНИАЛЬНЫЕ ПИАРЩИКИ - но вот кое-что по делу - цитирую дословно:
У нас уже есть реализованный проект по производству высокотехнологичных электродвигателей, который стартовал в 2017 году и сейчас подходит к финальному этапу.
В августе 2024 года мы запустили проект по разработке, строительству, эксплуатации и продаже дирижаблей нового поколения.
У нас есть все, чтобы реализовать проект в России и вывести его на мировое лидерство: запатентованные технологии, профессиональные конструкторы и разработчики, передовые научные и конструкторские предприятия России.
Первый дирижабль мы планируем поднять уже в 2025 году.
А уже в течение 3-5 лет запланированы:
- выпуск и сертификация 4 видов дирижаблей разных размеров
- строительство эллинга для создани
- запуск серийного производства
- завершение финансирования проекта и старт выплаты дивидендов всем инвесторам
- А в другом письме со мной поделились вот такими эксклюзивными подробностями:
...мы планируем выпустить 4 вида дирижаблей, на 130, 2000, 8000 и 32000 кубов
В качестве подъёмного газа в пилотируемых дирижаблях будет использоваться гелий, а в беспилотных – смесь водорода и гелия
И собственно это всё что по делу. Остальное красивые слова про экологию и солнечные панели.
Больше никакой конкретики!
ГЕНИАЛЬНЫЕ ПИАРЩИКИ!
Вот какую статью на основе столь скудной инфы они ожидали?
Но раз так просили - то вот я и пишу. Уж не обессудьте, ребята, вы сами выпросили.
Законы физики
Давайте сразу отметём выдумки технически безграмотных пиарщиков. А именно:
- смесь водорода и гелия
Для чего? Надо полагать, в смутных фантазиях пиарщиков это чтоб водород не загорелся... Так вот, двойка вам по школьной физике. Водород вдвое легче гелия, как их не смешивай, за месяц эксплуатации внутри баллона они разделятся слоями. И весь водород будет вверху - а гелий стечёт вниз. Где он, сволочь такая. жутко текучий, найдёт как вытечь. И у вас остаётся баллон с чистым водородом. Но сдувшийся наполовину - гелий-то вытек. Но водород в нём чистый – и огнеопасный.
Лучше уж сразу заправлять чистым водородом, он менее текуч, а ещё он намного дешевле. Правда случись что - гореть будет. Но ровно так же как ваша выдуманная водородно-гелиевая смесь. - солнечные панели
ребята, вам не повезло - что такое экология я знаю из уст самого основателя научно обоснованного эко-строительства. Вам следовало изучить мой сайт подробнее. И потому сказки про экологичные солнечные панели - это сказки.
Увы, суровая реальность такова, что нынче солнечная панель вырабатывает за весь свой срок службы энергии примерно столько же, сколько было затрачено на её производства - разумеется считая полный цикл производства, ведь именно так и полагается считать экологический вред. А вы этого видимо не знали, да?
Так вот, я вам рассказываю - солнечные панели хороши в какой-нибудь солнечной Австралии. А нынче у нас в Москве хмурый декабрь. Знаете, какова норма солнечного света для жителя Подмосковья в декабре? 8 часов за весь декабрь-месяц!
КАКИЕ ДИРИЖАБЛИ НА СОЛНЕЧНЫХ ПАНЕЛЯХ ВЫ СОБРАЛИСЬ ТУТ В РОССИИ ЗАПУСКАТЬ?
Поэтому правильно ваш же конструктор в вашем же видео говорит не про панели - а про топливо. Увы, под хмурым небом России без топлива не обойтись. Вот на этой суровой реальности все сказочки про экологию и заканчиваются. - своё производство электродвигателей
Это безусловно сильная позиция SolarGroup... правда я тех двигателей не видел, а пиарщики мне ссылочку про них кинуть забыли...
ГЕНИАЛЬНЫЕ ПИАРЩИКИ!
Но честно сами пишут, что проект по двигателям запущен в 2017 году и - скоро подойдёт к финальному этапу.
Итак,
чтоб создать электродвигатель у SolarGroup ушло уже 7 лет - зато дирижабль они запустят за год???
Сертификация
Я не буду сейчас придираться к перепутанному порядку пунктов плана - что пиарщики редкостные бестолочи в вопросах производства уже и так ясно. У них сперва поднять первый дирижабль, затем сертифицировать сразу 4 вида, затем только постройка эллинга... А где вы первый-то построите без эллинга? Да и остальные, которые на сертификацию собрались предъявлять. К сертификации-то ведь уже готовый образец предъявляется. Так вы его где собрались строить, коли у вас даже эллинга ещё нету?
У меня просто нет слов, чтоб описать настолько пиарщики оторваны от реальности.
Но давайте рассмотрим самый простой - по мнению горе-пиарщиков - вопрос. А именно сертификацию.
Так вот, дорогие горе-пиарщики... да-да, именно вы. Очень дорого обходятся вашему проекту ваши ошибки - порождённые вашей вопиющей безграмотностью в технических и, между прочим, юридических вопросах.
Не подлежат обязательной сертификации только летательные аппараты массой до 130 кг. Это парапланы, дельтапланы и планёры, в том числе некоторые легкомоторные.
Массой 130 кг!
Не весом!!!
Не выйдет надуть дирижабль летучим газом и сказать:
А он ничего не весит!
Потому что в законе чётко определено - масса. В килограммах. Согласно системе измерений СИ, действующей в том числе и в России, килограмм это единица измерения массы. А вот вес измеряется в ньютонах. Вес можно изменить, надувая дирижабль - но масса никуда не пропадёт.
Так что обмануть закон и не получать сертификацию даже на самый маленький из запланированных вами дирижаблей - не выйдет.
Ваша хитрость белыми нитками шита - вы потому запланировали самый маленький из серии дирижаблей объёмом в 130 кубов, что 1 куб газа поднимает 1 кг. И вам казалось, что всё гладко - 130 кг веса поднять можно.
А ПРО МАССУ САМОГО ГАЗА ВЫ ЗАБЫЛИ!
Понимаете какая штука, когда баллон заполнен летучим газом, то газ такая же неотъемлемая часть аппарата, как оболочка, двигатель, органы управления. И пусть у летучего газа вес легче воздуха - но масса у него всё равно есть.
И потому ваш самый лёгкий дирижабль с баллоном на 130 кубов - превысит ограничение по массе. А значит должен будет проходить сертификацию общим порядком.
Порядок
Я попросил доброго знакомого конструктора из КБ Яковлева вкратце описать что нужно для сертификации самолёта гражданской авиации:
комплекты документов:
ТТЗ на изделие, ТЗ на составные части изделия.
проектная документация (расчеты, анализы прочности и надежности);
рабочая конструкторская документация (см. комплект для опытной конструкторской работы):
чертежи деталей, сборок, анализы сборок на прочность , анализы надежности, Анализ Видов и Последствий Критичности Отказов;
эксплуатационная документация - руководства по ремонту и эксплуатации на изделие и узлы;
технологическая документация на изделие и его составные части;
наладка производства - оснастка, технологическое оборудование (всё оборудование и инструмент проверяется на качество), аттестация производства и технологических процессов;
метрологическое обеспечение - метрологическая экспертиза документации, плановая поверка оборудования на точность измерений;
программы и методики испытаний (вибрации, ударные, статические, электрические, устойчивость к температурным воздействиям, климатические), испытания конструкторские, предварительные, приемочные, квалификационные, предъявительские, летные, периодические.
отчетная документация (отчеты от прочнистов, надежников, электриков и других служб), отчеты по итогам испытаний.
Изделие может быть произведено только на аттестованном предприятии.
Для аттестации производства, на предприятии должны быть подразделения:
генерального директора, главного конструктора, главного технолога, главного инженера, служба контроля качества (нормоконтроль), архив, метрологическая, юридическая, экономическая, снабжения, охрана труда, отдел кадров, служба безопасности.
Это только для опытного образца.
Я спросил:
И сколько времени занимает сертификация самолёта, разработанного в КБ Яковлева?
Ответ:
Минимум 2 года.
Можно конечно уповать, что дирижабль конструктивно проще современного самолёта. Но с другой стороны для самолётов есть давно отработанные типовые методики испытаний - а для дирижаблей? Тем паче каких-то инновационных?
Ребята, вы хоть понимаете, что прежде чем дойдёт дело до дирижабля, вам надо разработать методики испытаний и оценки, затем доказать их достоверность - и вот только после этого предъявить аппарат на испытания в ЦАГИ.
А без утверждённых методик как будут испытатели знать, что они должны оценивать и по каким критериям?
Ну и как там у вас с утверждением методик?
А зачем строить эллинг?
Тот самый эллинг в городе Долгопрудном. Где строили советские дирижабли. Он никуда не делся. К нему только пристройку кирпичную пристроили, так что со стороны заводской проходной теперь собственно эллинга и не видать. Но он есть.
И лет 10 назад, в этом самом эллинге, на дирижабельном заводе в городе Долгопрудном (более известном широкой публике благодаря группе "Дюна") были построены 2 или даже 3 дирижабля, которые отправились летать где-то над Сибирью, возить грузы нефтяникам.
Ну и мелкие аэростаты там тоже делают. И прямо сейчас делают.
Короче не надо искать поставщика материала оболочки, не надо изобретать технологию пошива или склейки – вот есть готовое отлаженное производство с опытными рабочими. Всё сделают в лучшем виде.
Делают в том числе и по иностранным проектам. Эх, жаль сейчас YouTube "деградировал", а то бы я мигом нашёл ссылочку на запись телепередачи "Эксперименты с Антоном Войцеховским", где он как раз вещал про дирижабли. Покатался на современном мягком дирижабле, принадлежащем фирме Цеппелин - кстати билет стоит 350 евро за получасовой полёт.
...А у немцев гелий утекает из оболочки...
(ну это я так, к слову - немцы же дураки,
не умеют оболочку делать,
чтоб гелий не вытекал)
А ещё Войцеховский показывал, как в том самом эллинге в Долгопрудном делают дискообразный дирижабль по болгарскому проекту. И самого болгарского конструктора показал. Потом показал и первые испытания - и знаете что?
Испытания проводили по самолётной методике.
Понимаете, что это значит?
А это значит как минимум 2 года испытаний для сертификации.
А вы наобещали что полёты разрешат уже в следующем году...
Ребятки. Отцы, блин! Да что ж вы такие наивные в облаках витаете? Уже год на исходе, от декабря лишь половина осталась. А вы ещё даже не знаете из какого материала будете для своего дирижабля оболочку шить.
Как вы надеетесь получить разрешение на полёты в 2025 году - если у вас на конец 2024 года ещё ноль работ по дирижаблю вашему?
И вы же потом будете горестно заламывать руки. Стенать про косность чиновников.
Но виноваты - только вы сами.
Зачем вы объявили явно нереальные сроки?
Зачем начали собирать деньги - раньше чем готова проектная документация?
P.S.
Ещё раз простите ребята, ежили вам не по нраву моя статья. Но вы так её выпрашивали - а материала мне не удосужились прислать. И пришлось искать мне самому... ну и что я нарыл, то публике и поведал. Уж не обессудьте.
четверг 12 декабря 2024г
Алексей «Рекс»