Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Y-перекрёсток

Эту мысль я считаю важнейшей из своих идей по градопланировке. Это то, что реально может сделать лучше жизнь миллионов. Но прежде задумаемся: каким образом пересечение дорог делает жизнь горожанина невыносимой?

А вечные пробки, в которых Вы теряете время в пути по городу всякий раз? А недоставленные вовремя грузы? А простой транспорта за который кому-то придётся платить из своего кармана? Каждый день Вы, вот лично Вы, теряете да 10% времени своей бесценной жизни - на вялое черепашье ползанье из-за заторов. А где же случаются эти медленно но неуклонно убивающие Вас заторы?

Сравнение X- и Y-перекрёстков Сравнение X- и Y-перекрёстков

Вот справа на схеме классических кресто-образный перекрёсток. Назовём его X-перекрёстком. Транспорт на него въезжает с 4 сторон. А слева на той же схеме трёх-сторонний перекрёсток. Назовём его Y-перекрёстком. И очевидно и из схемы и из нашего жизненного опыта, что через на этой развилке дорог половина машин без помех для других свернёт направо. Они проскочат эту развилку почти не сбавляя ход. Задерживаться чтоб пропустить других придётся лишь тем, кто поворачивает налево - то есть лишь половина машин вынуждена притормаживать на таком Y-перекрёстке.

Но вернёмся к нашему привычному X-перекрёстку, который каждый из нас наверняка видит каждый день. Для приближающейся к этому пересечению улиц машины есть всего 3 возможных пути следования: направо, прямо и налево. Казалось бы, раз вариантов всего 3, то в среднем треть транспорта поворачивает направо. Однако почему-то цифра машин проследующих классический кресто-образный перекрёсток без помех - всего лишь жалкие 15%. И это вместо ожидаемых хотя бы 30%.

Что же произошло?

Ещё подъезжая к перекрёстку, машины начинают перестраиваться. Те, кому нужно направо, занимают крайний правый ряд. Но в левом ряду оказываются и те, кому нужно налево, и те, кому нужно прямо. Они выстраиваются в длинную очередь А ведь не все согласны ждать своей очереди - особенно когда рядом справа машины так и проскакивают одна за другой. И некоторые хитрецы выезжают из левого ряда в правый, чтобы обогнать оказавшихся впереди, а затем попытаться вклиниться в нужный ряд. При этом они не только поступают некрасиво по отношению к тем, кто смиренно ждёт своей очереди, но и создают помехи движению в правом ряду. И такие затруднения из-за хитрецов слева выпадают на долю доброй половины тех, кому нужно свернуть направо. И из 33% остаётся 15% в лучшем случае.

Не так просто и развести потоки машин уже на самом X-перекрёстке. Не будем сейчас учитывать поворачивающих направо - они повернули и чужое движение не задерживают. Но ожидающие своей очереди в левом ряду могут выехать либо прямо либо налево. При этом они создают помеху таким же стремящимся через перекрёсток с 3 других сторон. Водителям нужно крутить головой и успевать понять манёвры других транспортных средств. Тут поневоле снизишь скорость. Или рискуешь столкнуться с другой машиной, что куда хуже.

Конечно светофор призван решить все проблемы регулирования движения. Однако светофоры уже снабдили компьютерами. сделали их "умными" - а X-перекрёстки так и остались вечными пробками в транспортных артериях города. И совсем иное дело регулирование Y-перекрёстка, где нужно направлять лишь половину въезжающих на него машин, а путь их всегда так прост, что с этой задачей справится и простейший механический семафор.

Решительно: только Y-перекрёстки способны вдохнуть жизнь в застой городского транспорта!

Y-развязка Y-развязка

Ещё интереснее сделать из Y-образного перекрёстка много-уровневую развязку. Если быть точным, уровней в ней будет всего 3, и один из них пройдёт ниже уровня земли (этот путь показан на схеме тёмными стрелками), другой поднимется по эстакаде над землёй (этот путь показан на схеме светлыми стрелками), а оставшийся - останется на земле. Очень просто и городской земли займёт не больше, чем обычный трёх-сторонний перекрёсток. Заметьте, с четырёх-сторонним перекрёстком так удачно развязку построить не выйдет, для него самая простая развязка это так называемая "бабочка", пожирающая огромную площадь драгоценной городской земли.

А где должны быть въезд во внутренний двор дома-квартала и выезд из него? Разумнее всего устроить их неподалёку от перекрёстков. Это решение кажется удивительным, ведь обычно как раз этого стремятся избежать. Но наш Y-перекрёсток отличается от любого привычного - ведь он скоростной. Транспорт на нём не сбавляет скорость, как на обычных перекрёстках, а проследует без задержки. Ведь задержка случается там, где происходят перестроения участников движения из полосы в полосу. У нас это случается только на прямых участках. А вот на Y-перекрёстках никаких перестроений не происходит. Как раз к перекрёстку все машины в потоке, кто хотел перестроится, уже завершили перестроение. Следовательно, именно здесь помех от машин покидающих поток (и потому сбрасывающих скорость) или вливающихся в поток (и ещё не успевших набрать скорость одинаковую с потоком) меньше всего.

Сотовые кварталы Сотовые кварталы

Скорость следования через Y-перекрёсток, или вернее сказать Y-путевую развязку, достигается не только наличием эстакады и тоннеля, но и протяжённым и потому не таким уж значительным уклоном на пути к этим путепроводам. Уклон этот будет немногим более 1%, максимум 2%. Для справки уклон в 2% это минимальный, чтоб дождевая вода устойчиво стекала с площади, не застаиваясь в виде обширных луж. То есть это такой уклон, по которому мы ходим ежедневно, даже не замечая его. Разумеется, транспорт Эпохи Пара, такой как самокаты или самобеглые фиакры, так же легко будет преодолевать этот уклон. И хотя ранние паровые омнибусы в нашей реальной истории снабжали дополнительными ногами-крючьями для вскарабкивания в гору, тут таких ухищрений не понадобится. Прокатимся с ветерком!


пятница 10 декабря 2021г
Алексей «Рекс»
  больше подробностей читай

Революционер на паровом ходу
Background

Книга как создаётся классика паро-панка

Книга о книге. Книге, которую называют возрождающей культ истинного паро-панка «как писал Жюль Верн», и однако эта замечательная книга не была на сём пути первой. Так что о предшественниках тоже узнаете. Как кропотливо годами собирались исторические факты. Как рождались эскизы, чтобы быть воплощёнными в тексте и иллюстрациях. И как это всё рождало увлекательный сюжет в глубоко обоснованном и подлинно научно-фантастическом мире Эпохи Пара.

Книга щедро иллюстрирована