Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

«Революционер на паровом ходу»
история обложки

Здесь я расскажу не про сам роман - а про его обложку.

Дело в том, что это первая самостоятельная работа моей дочери. Звать-величать Анна Алексевна. Художники мы потомственные, художником был ещё мой дед, и в жизни ему это помогло выжить в трудные времена. А потом жизнь в стране стала налаживаться, и для художников работы то же прибавилось. Отец иногда рисовал простые рисунки, но мне в детстве они очень нравились. Я всё время пытался нарисовать как у отца - но, сколь ни бился, у меня не получалось точно так же. Я расстраивался. Потом, было дело, даже немного поработал художником, но врождённая лень погубила зачатки моего умения. А вот Анна Алексевна, наоборот, ни дня без рисунка. И потихоньку что-то уже стало получаться.

Впервые она помогла мне с обновлением обложки «Крепости-звёзды, пришельцы, пирамиды, потоп». Подробнее, как непросто шла тогда работа над обложкой, я уже рассказывал в статье «Война пирамид».

Помощь Анны Алексевны тогда очень помогла. Я бы без неё наверное вообще никогда бы не справился. Вот так бывает, что вроде примерно представляешь, что хочешь изобразить - но так смутно, что когда принимаешься рисовать, то выходит ерунда какая-то. Вот смотришь и видишь что ну не то! А её рисунки, пусть и очень простые - но что-то такое в них есть. Чувство. Эмоция. Даже словами выразить не могу, но приложишь один эскиз к другому и начинаешь видеть общую идею.

А ведь идея - это есть то самое важное, что должна донести иллюстрация.

Особенно же это относится к обложке. И замысел обложки у меня возник ещё до начала собственно работы над романом. Пока целый год собирал мысли, набрасывал отдельные фрагменты. Мне уже виделся образ героя - одновременно в двух ипостасях. Собственно вот ниже первый эскиз, который Анна Алексевна набросала с моих скупых объяснений.

Эскиз 1 «Революционер на паровом ходу» Эскиз 1 обложки «Революционер на паровом ходу»

Здесь уже есть все элементы. В левой части мы видим героя молодым и воинственно настроенным. Он готов сокрушать старую несправедливость. В правой же части он уже не разрушать, а строить намерен. Это понимание необходимости строить приходит с жизненным опытом, потому и вид его изменился. Но и в левой части и в правой - это один человек.

Это очень важная мысль, которая пронизывает всё произведение. Герой развивается. Мы-то по наивности привыкли мыслить застывшими категориями: тот плохой, а этот хороший. Но Человек не сразу становится тем, который с большой буквы. Сперва всё кажется простым и понятным - нужно всего лишь изгнать несправедливость. Да только как бы ни блистательна была победа, сама по себе жизнь не налаживается.

Самое трудное не выиграть бой - а создать новую жизнь. Выстроить на обломках, когда будешь сожалеть, зачем же неразумно разрушал.

Что интересно, такая с виду простая мысль почти не находит отклика в европейском творчестве. Тогда как на Дальнем Востоке это самоочевидно уже много тысяч лет. Да собственно всё конфуцианство крутится вокруг этой идеи. И знаменитая самая древняя книга по военному искусству то же затрагивает тему, что без созидания нет и победы. Нельзя вечно разрушать, надо строить.

И мы постарались, чтобы наш герой на обложке доносил эту мысль лучше.

Эскиз 2 «Революционер на паровом ходу» Эскиз 2 обложки «Революционер на паровом ходу»

Второй эскиз уже показывает совсем другое настроение. Совсем другой характер. И вот сейчас он кажется нам более подходящим. А поначалу, представьте себе, не понравился. Дело не в прорисовке. Это же всего лишь первоначальный набросок. Общая композиция, которая ещё будет прорисовываться потом. Всякие очевидные огрехи, вроде неправильных пропорций - они для наброска несущественны. Нам требовалось для начала именно поймать настроение.

Но сперва нам показалось, что не удалось. И лицо как будто не то. И вот эти ошибки с пропорциями. Единственное что точно было то самое - это поза. Смотрел наш герой правильно.

А потом я отсканировал и немного доработал этот эскиз на компьютере. Руку с револьвером взял из первого эскиза. И в таком виде получился портрет героя для первого рабочего варианта обложки.

Обложка 1 «Революционер на паровом ходу» Обложка 1 «Революционер на паровом ходу»

Сейчас, на самый конец мая (а нынче суббота 30 мая 2020 г) работа над новым вариантом обложки только идёт. Но он обязательно будет.


суббота 30 мая 2020г
Алексей «Рекс»

И работа была продолжена

Знак участника конкурса фантастики 2020 годаЗнак участника конкурса фантастики 2020 года

Моё участие в затянувшемся конкурсе фантастки 2020 оказалось неудачным и, пройдя в лонг-лист (объявлен лишь под конец декабря 2020 года), до шорт-листа (объявлен уже под конец февраля 2021 года) мой «Революционер на паровом ходу» не дошёл. И решил я, что пора издавать. А то ведь не издавал лишь потому, что того требовали условия конкурса. А между тем, с сайта конкурса пираты уже и на флибусту утащили мой роман. А это убытки и финансов и что куда хуже писательской репутации. А ведь имя это единственный капитал писателя.

И закипела работа. В среду 3 марта 2021 года появился новый образ главного героя на обложке. Создал я его, признаюсь, очень просто - отсканированный ранее рисунок (тот самый что на предыдущем варианте обложки, с которой роман участвовал в конкурсе и с которой, усилиями пиратов, попал на флибусту) вывел на монитор, приложил к нему лист бумаги и обвёл на просвет карандашом. А уже потом стал прорисовывать и править только те фрагменты, которые в такой правке нуждались. Весьма кстати пришёлся и новый эскиз Анны Алексевны, где одежда получила больше деталей. И вот когда я это всё прорисовал, отсканировал и поместил на макет обложки - стало ясно, что как-то уж слишком скромно (или пустовато) новая обложка выглядит. Не хватает дискострата (в просторечии летающей тарелки) и динозавров с ограми (или огров с ездовым динозавром).

В четверг 11 марта начал и в пятницу 12 марта закончил подвесной монорельс на тихой улочке. В этот же день нарисован дирижабль и решено остановится на том варианте эльфов, который Анна Алексевна нарисовала ещё с неделю назад (а может и того раньше). В субботу 13 марта раскрашен герой для обложки романа. Обложка «Бэкграунда» полностью скомпонована, разве что не решено с цветом надписи «Background», но уже решено что здесь герой будет в виде простого нераскрашенного рисунка, а печать «одобрено я паро-панк» будет более светлой, чем обычно. Впрочем, после полуночи, то есть уже в воскресенье 14 марта примерно к 1:30 «Background» приобрёл яркий красный цвет.

В то же самое воскресенье 14 марта днём, пока сидел в баре, вдруг понял, как должен быть изображён на обложке дискострат (летающая тарелка с грузовым трюмом) и нарисовал его полностью и окончательно. Там же и тогда же изобразил в карандаше эскиз бронепоезда, оставив его окончательную прорисовку на понедельник. От замысла изобразить бронедрезину я отказался ещё раньше, поскольку проработка выявила неприятное - на паровой машине бронедрезина никак не получается. Слишком велики паровозный котёл, баки для воды и ёмкости для угля, а в условиях типичного для боевых действий нарушенного снабжения, дров. Впрочем дровами случалось топили и в мирное время. Дрова часто доступны едва ли не даром, а за уголёк придётся платить. Так вот вода и уголь или дрова у паровоза не случайно едёт в тендере - таком специальном прицепе. Только маневровый паровоз обходится без него, но это потому, что такой всегда где-то на станции и может в любой момент долить воды или уголька загрузить. Для дальней поездки вода и уголь занимают много места.

А раз так, то на пару бронедрезины быть не может. Только бронепоезд. И естественно он окажется весьма похожим на первый русский бронепоезд «Хунгуз».

Понедельник 15 марта добавились листва у дерева эльфов, дискострат занял своё место в верхнем правом углу и во главе воцарился над всем звёздный парусник небесных друзей. Ну то есть, я думаю, что это звёздный парусник. Вообще говоря, нигде в тексте этот момент не раскрывается.

И не должен раскрываться! Обитатели планеты не знают, что там зависло на долгие века над их головами. Пришельцы раскрывать все свои секреты вовсе не собираются. Они сюда прилетели не благодеяния оказывать - а извлечь максимальную прибыль. Желательно чужими руками. Кстати, по причине стремления к максимальной прибыли дискостраты не должны быть напичканы чудесами вроде антигравов. Это практичный и дешёвый рабочий кораблик, челнок до орбиты и обратно, ничего больше. И вот конструкцию дискострата я продумывал подробно и опираясь на научный материал - в частности на заявления в международной прессе советских учёных от 1970 года об успехах высоко-атмосферных лабораторий «Янтарь», чьи плазменные двигатели развивали скорость истечения газов в 140 км/с при высотах полёта 400 км над Землёй. Если таково реальное достижение цивилизации едва сумевшей начать пилотируемые полёты на орбиту - то думается, цивилизация освоившая полёты меж звёзд использует челноки с характеристиками уж не хуже.

Во вторник 16 марта были нарисованы стойбище огров с вьючным диплодоком, а Анна Алексевна изобразила взрослого огра-наездника. Правда, размещал всё это на макете обложки я уже в другой день, в тот вторник только звёздочки по небу раскидал, да выделил поконтрастнее вагон монорельса на фоне здания.

Но на следующий день, как вернулся да перекусил, это стало быть около 16:00 уже было, и за день беготни по городу мысли вроде все в голове уложились - уверен был точно, что хочу изобразить. А стал я стойбище размещать на обложке - и так и сяк. Не то! Композиция в голове моей сложилась замысловатая, много фигур. А на обложке для них места мало, и фигурки сжимаются, что и не разглядишь чего это там. Пришлось мне взрослого верхового огра-батыра выкинуть из иллюстрации. И ограничиться только стойбищем из трёх юрт с вьючным диплодоком позади них. Вот тут все фигуры оказались достаточно ясны. И на своих местах. Но выявилась некоторая незавершённость: сверху полого пикирует дискострат из космоса, сразу под ним диплодок... где он? На вид выходит что вроде как в космосе. И тогда я добавил ещё днём придуманную линию гор за диплодоком. А с противоположной стороны обложки для равновесия добавил шпиль высотного здания. Нарисовал я их быстро, примерно в одиннадцатом часу вечера, и отсканировал и ещё до полуночи на макете разместил - но тут мой творческий порыв уже совсем иссяк и я счёл за благо перейти к следующему пункту программы, а именно крепкий сон до утра.

И это было правильно. А то вечером я уже успел раскрасить вьючного динозавра в зелёный оттенок. Так вроде неплохо получилось. Но как оно в целом на обложке будет смотреться? Вот! На утро же я уже точно понял, что и шпиль высотного здания и горы нужно тонировать в тот же оттенок, что и основная масса рисунков на обложке. Можно немного мягче, всё же это объекты заднего плана. А вот монорельс и эльф-командир должны остаться выделенными, как я их оттонировал в предыдущий день, то есть в среду. Иначе на фоне окружающих мелких рисунков они, такие же мелкие, просто потеряются. И та же беда грозила динозавру. Но вот его тёплый светло-зелёный на тот момент цвет линий... Подумав, я изменил оттенок его линий на нежный болотный и всё встало на места.

И в четверг я получившуюся обложку отгрузил. Так что работа над ней была в общем завершена. Но я ещё неделю правил форматирование тексте и вносил мелкие изменнеия в текст до четверга 25 марта 2021 года, когда около 10 часов утра счёл что наконец-то всё как надо и можно отправлять на публикацию. Непосредственно перед этим я в последний раз изменил цвет динозавра на тёмный болотынй, а вот горы за его спиной немного высветлил.

Обложка 2 «Революционер на паровом ходу» Обложка 2 «Революционер на паровом ходу»

Как заметила Анна Алексевна, обложка выглядит как для детей. Но ведь фантастика в духе Жюль Верна, которую я пишу - она как раз для пытливого ума подростка. Так что тут всё правильно. Другая и немалая категория моих читателей это старшее поколение, им такая обложка тоже всё скажет про книгу.

Ну и самое главное: такая обложка отвратит изрядную часть современных «активных» читателей. И это хорошо. Я не считаю, что нужно непременно завлечь всех. Пусть лучше приходят те, кому интересно именно это. А кому не интересно - пусть заранее узнают и не тратят своё время и между прочим деньги напрасно. Мне кажется такой подход является честным. А в моёй любимой Эпохе Пара честность была в чести. И это правильно.


четверг 25 марта 2021г
Алексей «Рекс»
  больше подробностей читай

Революционер на паровом ходу
Background

Книга как создаётся классика паро-панка

Книга о книге. Книге, которую называют возрождающей культ истинного паро-панка «как писал Жюль Верн», и однако эта замечательная книга не была на сём пути первой. Так что о предшественниках тоже узнаете. Как кропотливо годами собирались исторические факты. Как рождались эскизы, чтобы быть воплощёнными в тексте и иллюстрациях. И как это всё рождало увлекательный сюжет в глубоко обоснованном и подлинно научно-фантастическом мире Эпохи Пара.

Книга щедро иллюстрирована