Новогодний плач
раздел «Творческий процесс»
Чтоб приободрить своих авторов, Ридеро рассылает на Новый Год ободряющие письма полные оптимизма. Но почему-то в декабре 2022 года письмо Екатерины Шляховлой, директора по маркетингу Ridero, навело на мысли не шибко радостные. Итак, проблема есть - а первый шаг к её решению, это признание существования проблемы. Похоже Екатерина этот шаг сделала, написав в рассылке для авторов:
Позвольте же мне помочь Екатерине сделать и второй шаг - объяснить отчего всё идёт так трудно. Ведь проблема не в ней - а в авторах!
Вернее в тех услугах, которые Ридеро своим авторам предлагает - для продвижения авторов, разумеется - но которые для многих авторов совершенно нерентабельны.
Базис рентабельности
Это гонорар автора с проданной книги. Каков он в Ридеро знают точно.
делим цену услуги на число проданных экземпляров = рентабельность
Понятно, что если эта цена/экз больше чем гонорар/экз = ни фига не рентабельно, а убыточно в чистом виде.
А что делает Ридеро
А делает оно - уравниловку. То самое, за что так ругали советский строй. И ведь среди сотрудников Ридеро очень популярны идеи либерализма - но внедряют они в жизнь почему-то ту самую печальную уравниловку. Если кто не понял, сейчас поясню:
(а Ридеро обогатить)
стоят для всех одинаково!
И если, друг, ты скажешь, мол, это демократия - то попробуй продать, к примеру, сборник стихов. А затем что-нибудь из модных жанров (фантастика, детектив, любовный роман - выбирай по вкусу). Разницу в спросе на то и это заметишь невооружённым глазом.
А ведь из этой разницы растёт тот самый авторский гонорар - который базис рентабельности для автора. Проше говоря: если книга раскупается вяло - то не может автор позволить себе многих услуг доброго издательства. Да порой, почитай, решительно все услуги окажутся нерентабельны!
В итоге складывается вот какая картина:
1) у Ридеро есть несколько десятков раскрученных авторов - и да, они приносят доход... Но их раскупят и так, и выше спрос особо не вырастет
(ну если только не затевать совсем разорительных рекламных компаний)
2) а подавляющее большинство авторов - не перешагивают планку рентабельности, начиная с которой смогли бы покупать дополнительные услуги Ридеро, без риска разориться
(и они не могут позволить себе купить у Ридеро даже самую дешёвую рекламу)
Но услуги столько стоят!
Действительно, если мы говорим о, скажем, корректуре или работе иллюстратора - то тут всё ясно: человек тратит своё время на работу с чужим произведением и этот его труд должен быть оплачен.
Но ведь есть и другие услуги - рекламного плана.
И вот тут оказывается, что в ассортименте рекламы у Ридеро только относительно дорогостоящие предложения. Для книг, где спрос заведомо мал, они явно нерентабельны.
Посоветуете писать только модные книги? На стихи спрос никогда не бывает массовым - так не писать больше стихи что ли? Умри, Пушкин! А как насчёт специальной литературы? Историческая, техническая или вот археологическая, как в моём случае. Знаете, какой на неё спрос?
Недавно я приобрёл книгу - она просто кладезь сведений по археологии. Мне, чей бизнес с археологией связан напрямую - книга просто класс! На ней стоит год издания и тираж. Всего полтыщи экземпляров распродаются уже 10 лет по нескольким московским специализированным магазинам.
Ещё пример: моя книга - ученик кладоискательства для новичков. Другой аналогичной нету во всём мире. Книга реально уникальна. С издания в 2019 году распродано всего что-то около полутора сотен экземпляров. Да, это из-за ковида и последующих событий... ну все знаете каких. Короче немного не до кладоискательства сейчас многим. Хотя возможно неплохо пойдёт как наставление для поиска мин... сами знаете где.
А ещё больше этой моей книге навредило бездействие Ридеро - когда оно позволило вороватому ЛитРесу раздавать мою уникальную книгу по символической цене в пару копеек (в буквальном смысле). Я до сих пор хочу спросить, куда глядело Ридеро - которое согласно букве договора с автором, обязуется права автора защищать. Вроде как. А на деле... короче, пока Ридеро не замечало, пираты с ЛитРеса уже всё растащили.
Ладно, прекращаю жаловаться.
Сейчас о размере тиража спецлитературы. Он обычно невелик. А вот написать хорошую полезную специальную книгу, как правило, труда требует больше, чем, к примеру, любовный роман или фантастику (я писал и то и другое, так что могу утверждать объективно). Как минимум, специальная литература требует глубоких познаний в специальности - а это время и труд автора.
Но жутко полезная книга - нужна не всем. А лишь тем, кому вот это интересно. Их обычно, прямо скажем, не так много, как почитателей детективов или иных модных жанров.
Отсюда проблема:
1) многие книги заведомо не окупят рекламных услуг Ридеро
Но в этом и решение!
В своём новогоднем письме Екатерина Шляхова упоминала о стратегии - так давайте и взглянем на задачу стратегически!
Обратим внимание на жанровое деление принятое в Ридеро. Там есть большие группы, вроде fiction или non-fiction. Они делятся на собственно жанры. К примеру жанр фэнтэзи. И всё!
Да любой знаток фэнтэзи на этом месте спросит:
Позвольте, а это героическое фэнтэзи, вроде Конан-варвара, или волшебное фэнтези, вроде Хоббита? А может это тёмное фэнтэзи или городское? Или даже фэнтэези космическое вроде Вархаммера 40 тысяч?
И ведь понятно, что убеждённым почитателям Конана-варвара, лучше даже не пытаться предлагать что-то подобное Хоббиту, а вот какой-нибудь Ведьмак им зайдёт на ура. Хотя и те и другие воспримут в штыки любые Звёздные войны. Но почему-то вот этого деления на поджанры - нету!
Как упомянутое фэнтези, так и любой крупный жанр можно дробить на меньшие категории. Меньшие - значит более точно выбирающие именно свою публику.
И тогда:
1) с одной стороны, меньше целевая аудитория - логично меньше должна стоить и реклама на неё
2) с другой стороны, такая целевая аудитория определена точнее - и на страницу вот конкретно этого подраздела поджанра заходит уже благоприятно расположенный читатель - тут его и завлекай рекламой!
Вот она, выигрышная стратегия:
1) ввести ещё ступень (или две-три) деления жанров - для максимального уточнения целевой аудитории
2) добавить возможность авторам рекламироваться в этих узких аудиториях
3) обязательно учитывая размер потенциального спроса
То есть, если рекламируем книгу искусствоведа по творчеству Клода Моне - несправедливо оценивать её рекламу в художественном разделе импрессионизма столь же дорого, как ходовой ЛыР в разделе ЛыРов.
Но это же дополнительный труд для Ридеро - и затраты?
Вовсе нет. Во-первых, жанр указывает сам автор.
Во-вторых, Ридеро проводит проверку всех издаваемых произведений (на соответствие законам, возрастной рейтинг и прочее) - произведения читают. И даже если, допустим, сам автор заблуждается относительно жанра своей книги, то почему бы вот на этом этапе модерации тут же не произвести уточнение жанровой принадлежности?
В-третьих, у Ридеро есть такие опции как реклама на страницах их интернет-магазина. Места под эти рекламные баннеры уже есть на страницах. Понятно, что самые дорогие это большие вверху страницы. Но есть меньшие посерёдке. Есть вообще где-то внизу - они и сейчас стоят заметно дешевле верхних.
И наконец - рекомендуемые книги. Те, которые якобы "обычно покупают вместе с этой". Сейчас туда сваливаются все уже и без того разрекламированные книги пары десятков и без того успешных авторов.
А хорошо бы и умно было бы - в разделе исторической литературы рекомендовать другую историческую литературу. В разделе стихов - другие стихи. В разделе автомеханики - пособие по двигателю "жигулей" (ну это я так, для примера).
Короче:
1) всё уже предусмотрено, в интернет-магазине Ридеро - никаких дополнительных затрат на редизайн не требуется
2) осталось ввести разделение на детализированные поджанры и подразделы поджанров
3) и назначить справедливую - рентабельную для авторов - цену за рекламу в этих небольших, но точно определённых разделах
Я сразу могу сказать, что кабы был раздел "Пособия по кладоискательству" - так я бы точно заказал в нём рекламу своего учебника. Он единственный в мире такой. Уникальный. Другого на планете нет. Понятное дело, что целевая реклама в целевом разделе окупится.
Да, как бы дело выглядит так, что при продажах по книге в месяц, окупаемая цена это ну рублей 50 за тот же месяц. С другой стороны, а что мешает Ридеро ввести механизм аукциона рекламного места? Допустим, я оплатил 50 р за месяц - и ещё кто-то столько же = вот наши два баннера будут сменять друг друга поровну (а Ридеро заработало уже 50+50=100р в этот месяц). Но если он заплатит вдвое больше моего - то из каждых трёх показов два будут его, а мой только один (а заработок Ридеро уже 150р - при тех же нулевых затратах! это ж деньги из воздуха!).
Сейчас у Ридеро просто нету такого предложения - потому оно не получает и 50р. А было бы предложение - глядишь очень быстро аукционная цена взлетела бы и на соблазнительную высоту. Тем более продаётся-то место под баннер в магазине Ридеро - которое Ридеро уже не стоит ничего. Это ж чистый выигрыш - и без какого-то умопомрачительного труда, на который так жалуется Екатерина Шляхова в своём письме.
Я больше скажу - мой завистливый конкурент Порываев тоже тогда перешёл бы издаваться в Ридеро. И платил бы за рекламу своих книг больше меня - уже хотя бы чтоб выдавить меня из ниши.
Как там премируют
http://SteamAge.ru/pub/porivaev
Посмеялся сам -
кинь ссылку друзьям
А сейчас - нет той ниши, за которую мы с ним вынуждены были бы бороться. Потому ни я не плачу за рекламу Ридеро (при нынешних расценках мне это нерентабельно), ни он.
Но если Ридеро создаст такую нишу - то мы оба хотим или нет, а вынуждены будем платить, задирая ставки.
Да, это будет реклама в их интернет-магазине - у которого есть серьёзные технические проблемы - которые очень легко решить и я писал об этом все предыдущие главы и отсылал в Ридеро все выявленные ошибки и способы их устранения - нет, с осени так никто ничего и не устранил. Все проблемы у интернет-магазина Ридеро остались.
если исправить баги сайта - глядишь меньше труда придётся прикладывать для маркетинга?
Почему этой возможности не видят в Ридеро? Почему упускают?
Ну, теперь я им подсказал...
...только, боюсь, они опять сделают, как с их услугой "реклама вК" - которая не может окупиться ни при каких обстоятельствах вообще, но все эти простые калькуляции позвольте оставить для последующих глав.
четверг 29 декабря 2022г
Алексей «Рекс»