Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Взгляни на пар изнутри
или Что же такое Steam Punk ?

«Я люблю паро-панк» : Глава первая
в которой читатель узнаёт что же такое паро-панк, чем он отличается от схожего по названию кибер-панка, и почему он не панк вовсе

Паро-панк - словечко модное. И забавное. На слух вроде бы панки (вроде недавно нашумевших Pussy Riot или детища горбачёвской перестройки «Сектора Газа»), только наверное не под кайфом, а под паром. Увы, эта игра слов лишь сбивает с толку. Многие так наивно и полагают, что стоит заменить электронные стимуляторы в кибер-панке на шестерёнки - и, вуаля! Только выходят всё те же «крашенные ирокезы», только в профиль.

Нельзя так просто взять и перенести «Звёздные войны» в Эпоху Пара - глупость выйдет. Но почему?

«Зри в корень»

Так советовал Козьма Прутков в те самые века, которые мы нынче ёмко называем Эпохой Пара. И будем называть именно так - Эпоха пара. Во избежание недоразумений и двусмысленности. А теперь последуем мудрому совету современника тех времён, и посмотрим что же у нас в корне?

Панк - это не буйствующие молодые люди, а суб-культура, которая таких людей объединяет. Или даже лучше сказать под-культура. Ведь сами её представители частенько называют себя модным английским словечком underground - что дословно означает «подземный». Рождается такая культура не от хорошей жизни - это признак глубокой болезни цивилизации, расслоения общества - причём расслоения органически вплетённого в саму структуру общественных отношений. В таком обществе не осталось ничего святого. Святого не в смысле формального освящения какой-нибудь религией (например, верой в Бога-Машину или Матрицу) - а в понимании самих людей.

Общество больно и вот три важнейших симптома его болезни:

Отчуждение от результатов труда... и что такого? Были бы деньги, а уж с деньгами-то...! Но нет! Отсутствие смысла жизни это пустота, а природа пустоты не терпит. Что заполнит эту пустоту? Азартные игры, пьянство, насилие над подчинёнными, детьми, случайными встречными? Или даже стихийный бунт.

Только когда миром правят деньги и ничего кроме денег - только тогда возможен панк. Бунт одиночки против всего мира случается в любой период истории - но именно при капитализме в его высшей стадии число таких одиночек начинает переваливать за критическую массу. Да это протест, но по сути своей бесцельный. Он направлен не против чего-либо или кого-либо конкретно. Он против всех. И даже против себя самого. Почему? Да потому что - выхода нет!

Каждый житель мира кибер-панка отчётливо ощущает это. Каждый живёт мечтой заработать (или украсть) столько денег, чтобы хватило на маленький домик в самой забытой глуши - и там своё личное маленькое счастье. И каждый такой мечтатель знает, что этим мечтам сбыться не суждено. Ибо невозможно вырваться из замкнутого круга. Остаётся только барахтаться в этих сетях, губить всё вокруг, включая и саму планету на которой живём - и ждать прихода избавления в виде вечного сна. Ведь жизнь потеряла смысл раньше, чем несчастный житель этого проклятого мира успел родиться.
И бесполезно призывать не падать духом (сохранять оптимизм, быть на позитиве и т.п.). В одиночку не выстоять против Системы - союза корпораций и финансистов. Сопротивление бесполезно - и как только человек понимает и принимает это, он становится рабом Системы. Если повезёт, то высоко-оплачиваемым рабом. Но точно так же, как последний нищий, заключённым в беличье колесо из которого - выхода нет.

Но ничего похожего мы не видим в былые времена!

Тысячелетия назад появились рабовладельческие империи - и они, как это нам теперь достоверно известно, уже освоили всю планету, наладили культурные и торговые связи меж собой и возводили замечательные сооружения с помощью пусть относительно примитивных, зато довольно эффективных механизмов. Насосы и подъёмные краны это ещё не самые диковинные устройства древних - которыми мы пользуемся и поныне. А как Вам, дорогой читатель, приводимая в действие силой текущей воды, полностью автоматизированная фабрика для помола зерна, производительностью на половину Галлии? Скажите не может быть? Вымысел? Нет, это археологический факт. Подобные автоматизированные мельницы найдены даже на самых окраинах Римской Империи (в Англии).

Механизмы против рабов

Придётся, на этом месте, отвлечься от этических соображений и прибегнуть к математике. А всё потому, что «бытие определяет сознание» - вот поэтому, чтобы понять сознание раба или рабовладельца, придётся нам погрузиться в бухгалтерию.

Представим себе счастливого обладателя поместья - разумеется типичного рабовладельца, каким мы его привыкли себе представлять. Сам он не работает - для этого рабы есть. Одна беда - рабов надо заставлять работать! Как только не свистит над головой кнут - раб бросает работу и отдыхает. А с чего ему надрываться-то? Всё что он произведёт - это благо хозяина, а рабу с барского стола лишь объедки.

Конечно, в рабовладельческом государстве есть сильная и многочисленная армия - но это на случай бунтов. Да и дорого выйдет, если к каждому рабу по солдату приставить. И границы защищать будет некому. Поэтому в повседневной работе приходится самому хозяину бегать по полю с палкой в руках от одного раба к другому. И успеет он так обежать и побудить работать, ну, скажем, 10 рабов. А если их 11, то один раб всегда будет оставаться без хозяйского надзора - и разумеется бездельничать.

Тогда хозяин нанимает надсмотрщика. Замечательно! Теперь можно отдохнуть в тени портика, слушая поэму Вергилия или пытаясь переспорить Цицерона. Но надсмотрщик то же успевает приглядеть лишь за 10 рабами. А если их больше, то приходится нанимать ещё надсмотрщика.

Хозяйство растёт, хозяин предаётся пирам и прочим утехам. Но на каждый десяток рабов приходится брать ещё по одному надсмотрщику. А как вы думаете, надсмотрщику есть резон проявлять усердие? Нет такого резона - свою плату он и так получает. Поэтому, чтобы надсмотрщики работали - над ними надо ставить супер-надсмотрщика. А если хозяйство ещё разрослось, то над супер-надсмотрщиками придётся ставить главного надсмотрщика. И так далее...

...И так далее до предела примерно в 5 тысяч рабов. Потому что, надсмотрщики не производят ничего, но каждый следующий уровень надсмотрщиков требует всё большей оплаты своего труда - и так до тех пор, пока все вместе они не будут съедать весь доход, добываемый рабами. Да, производят продукт только рабы, а надсмотрщики - только смотрят. Вот поэтому рабовладельческое хозяйство размером более 5000 рабов становилось убыточным - причём убыточным весьма серьёзно. Ведь создавали рабы натуральный продукт - а плата надсмотрщикам шла деньгами. А как выгодно продать натуральный продукт, когда у всех вокруг свои натуральные хозяйства с избытками точно такого же продукта?

Математика никогда не врёт. Математика показывает нам - рабовладелие было невозможно. Но, позвольте, как же тогда существовали целые империи - и существовали веками, а то и тысячелетиями?

Только применение - причём очень широкое применение - механизмов и даже механических автоматов спасало эти рабовладельческие государства. И хотя мы привыкли думать, что именно трудом подневольных рабов созданы все блага античности, это не так. Наибольшую часть населения рабовладельческих империй составляли различные неполноправные и зависимые народы. Фермеры и ремесленники, полностью обеспечивавшие сами себя и отдававшие часть своего продукта в качестве налога. А рабы в таких империях использовались весьма ограниченно - по сравнению с общей массой государственных потребностей, рабы скорее всего выполняли не более 1/10 всех работ, и те, по большей части, приходились на богатый частный сектор. Основа же промышленности того времени была полностью механизирована.

То, что археологи не находят останков механизмов в таком количестве не должно нас сбивать с толку - деревянные части истлели, а металл был переплавлен много раз. Находка почти целой римской водяной мельницы при раскопках в Англии это редкостная удача. Чаще от этих сооружений находят лишь остатки фундаментов, по который и удаётся более-менее точно восстановить картину древней жизни.

Но всё же наличие рабов сыграло важную роль в истории. Могла ли Эпоха Пара начаться тогда? Нет! Хотя ещё Герон создал паровую турбину, но на том этапе развития цивилизации вполне хватало силы текущей воды и летящего ветра. Ну и конечно же силы тягловых животных и обученных рабов. Возиться с двигателями просто не было нужды. Это не отменяло естественного стремления людей к изобретению нового. И изобретали, да. Но пока обходились без искусственных двигателей. До Эпохи Пара было ещё далеко.

Сила машин

Реальная история нашей планеты делает странные, необъяснимые зигзаги. Римляне возводили постройки из каменных блоков лишь немногим уступавшим камням чуда света пирамиды Хеопса - да только римляне всё это проделывали в куда больших масштабах, чем египтяне. Хотя и египтяне построили не одну только эту пирамиду. А были ещё и шумеры с их висячими садами в семь этажей высотой!

самая добрая книга о непознанном

узнать больше
Если читателю интересно узнать о древних постройках,
о связанных с ними мифах и куда более удивительной правде
- то самое интересное заботливо

собрано в моей книге
«Крепости-звёзды:
пришельцы, пирамиды, потоп»

Но затем, за какие-то двести лет вдруг забывают как строить акведуки, канализацию и дороги, да и многое другое. Не могут возвести даже копии действующих сооружений. Никто не чинит приходящее в ветхость. Даже просвещённые государства впадают в дикость. Зато спустя полторы тысячи лет приходит Возрождение - и вновь начинают перечитывать Аристотеля, вычислять "пифагоровы штаны" и копировать сооружения и механизмы древних.

И оказывается, что жили-то все эти полторы тыщи лет неправильно! Забывали мыться, выливая помои на улицу развели антисанитарию - и получили ужасные эпидемии, неизвестные Древнему Миру. А средневековые замки с их высоченными стенами и ещё более высокими башнями? В XV веке приходит стойкое понимание, что стена вообще не должна возвышаться - зато должна быть толстой, а ров перед ней пусть неглубоким, зато широким и простреливаемым насквозь. Башни безжалостно срывают (чтоб не давали ориентира вражеским артиллеристам), а на их месте возводят просторные и почти непробиваемые бастионы.

Юмор истории в том, что порох был известен и ранее. И даже без пороха делали огневые подкопы под стены. А когда порох появился - то более века использовался как - громкая хлопушка. Исторический факт: стрелки даже не считали нужным заряжать свои ручницы ядрышком, потому что без ядра шуму будет больше.
Как вдруг порох становится модным. Настолько модным, что решительно все переходят на несовершенное пороховое оружие и выбрасывают на свалку истории отличные луки, арбалеты и мощные, а главное дешёвые и надёжные метательные машины - в пользу пушек, более опасных для своей прислуги, чем для врага. Не все знают, но кремнёвое ружьё даже в период своего расцвета в XVIII веке и в подмётки не годилось арбалету - заряжается так же долго, патроны мокнут, точность настолько отвратительная, что на сотню шагов лучший стрелок не мог быть уверен, что попадёт в коня (!), не то что в человека. Потому и стреляются на дуэлях из пистолей с дюжины шагов - и нередко остаются живыми. Потому и батальоны на поле боя стреляли только залпами - и только в цель, размером не меньше такого же батальона и то, если он не далее 50 шагов. Сравните это с тем, что, как известно из летописей, на средневековых городских ярмарках даже женщины участвовали в соревнованиях арбалетчиков и попадали с тех же 50 шагов в цель, размером с голову.

Но что-то переменилось в сознании целой цивилизации - и вот, армии перевооружены на порох, а абсолютно все крепости перестроены, чтоб эффективно противостоять пороховому оружию - силой такого же порохового оружия.

И вот тут выходит на историческую сцену пар. Он был и раньше - но древние смотрели на него исключительно как на игрушку. А что им было проку от паровой турбины - которая и близко не могла сравниться с мощью водяных автоматов.

Но те автоматы были государственные. Теперь же появился частный потребитель, который не мог по своему желанию перегородить реку или изменить её русло - и вот ему нужен был компактный источник механической энергии. Именно это и вызвало к жизни паровые машины.

А где же бунт?

Панк - это бунт. Казалось бы, в разделённом на классы обществе бунт неизбежен. Но - где же он?

А Вы, дорогой читатель, верите в неизбежную и непримиримую классовую борьбу? Борьба классовая выходит на сцену только в периоды максимальных противоречий в государстве, когда всё рушится и само государство оказывается так тяжко больно, что уже скорее при смерти. В живом же обществе никакая открытая классовая борьба не нужна. Заметим, что политическая борьба есть всегда - и даже при абсолютном самодержавии есть. Вот только в политические партии - не формально, а по факту - входят представители всех классов. И каждый тщательно охраняет своё положение в этой системе, будь оно хорошее или не очень. Ибо человек животное стайное (или стадное - как вам больше нравится), и дремучие инстинкты велят ему придерживаться стаи, порой даже в ущерб собственным интересам. Например, в Древнем Риме была система патронажа - плебеи отдавали свои голоса патрицию за то, что тот был их патроном-благодетелем, хоть может никаких особых благ они от патрона и не видели. В Древнем Китае даже рабы становились частью семейного клана - а главы кланов делили меж собой власть в государстве. Примеры можно продолжать до бесконечности, в любом случае видим одно и то же - принадлежать к сильной партии выгодно, вне зависимости от того, к какому классу общества принадлежишь сам. И точно такой же бедняк - но из чужого клана - тебе совсем не классовый товарищ.

И так продолжалось веками и тысячелетиями - до прихода машин.

А что же машины? Нет, они не изменили политическое устройство мира - напротив, все партии и кланы сплотились даже ещё сильнее. Потому что даже последний бедняк получил призрачный шанс стать уважаемым гражданином! Да, теперь он не будет сам рубить дрова - завтра придумают механического лесоруба, а бывший дровосек будет лишь указывать автомату, где рубить и куда относить.

Но ещё бОльшие горизонты открылись для путешественников. Стало возможным подняться в небо, сбывалась мечта о плавании под водой.
Вы устали от прогнившего общества? Так в путь, мой друг! Там, за горизонтом, есть ещё счастливые земли...

Вот что такое протест и бунт Эпохи Пара - это бунт души, это отрицание чопорности, это презрение обыденности. Это неизведанное новое и это героизм первооткрывателей. Это романы Жюль Верна, Конан Дойла и Герберта Уэллса. И даже придуманный Дюма знаменитый граф Монте-Кристо - он то же в какой-то мере персонаж Эпохи Пара (по крайней мере вспомните его визит на телеграфную башню).

Говоря сухим научным языком, общество той эпохи перестало замыкаться на себя. Оно раскрылось - поэтому и бунтарская энергия выплеснулась наружу. И это было время, когда каждый человек получил выбор - свой собственный выбор. И всё это благодаря силе машин, неожиданно обеспечивших человека огромным могуществом над стихией.

Такого выбора не было раньше.
Во времена рабовладелия и средневековья - общество тех времён было замкнуто само на себя и любой протест возвращался обратно в общество. Внешне это выражалось в борьбе политических партий, подчас очень жестокой, и редких восстаниях бедноты. Вовне выплёскивались завоевательные походы и насаждение миролюбивых религий огнём и мечом. Инакомыслие - самый тяжкий из грехов.

Такого выбора не будет позже.
Уже дизель-панк, при всём своём внешнем сходстве с Эпохой Пара - это мир последних романтиков, не успевших родиться вовремя. Но мир уже обречённый пасть жертвой золотого тельца.
И действие кибер-панка хотя нередко и происходит на фоне свободных межзвёздных перелётов, но он упадочен ещё более - мы понимаем, что все эти чудесные планеты будут истощены и высосаны как Марс, под напором хищнических технологий, порождённых жаждой наживы. Разница только во внешнем: в дизель-панке ещё может быть в ходу золотая монета, а в кибер-панке вы уже вряд ли увидите бумажные деньги. Только виртуальные электронные кредиты. Но выхода из порочного круга уже нет нигде.

Он был только в краткий миг истории, именуемый Эпохой Пара.

Бегство от реальности

От проблем целой цивилизации перейдём к проблемам одного человека. И снова зри в корень - а корень всех человеческих дел в душе (вне зависимости от того, что понимают под этим словом).

Нынешний мир, а тем более мир насквозь прогнившего будущего, каким оно неизменно предстаёт нам в кибер-панке, давит на человека так, что единственной мечтой становится убежать от мира. Но скрыться некуда. И тогда остаётся только бегство от реальности. Наркотики или виртуальные миры улавливают души эффективнее, чем орда средневековых бесов.

Но ведь и те, кто не играет в игры и не принимает наркотики - то же бегут от жизни! В славное прошлое благородных предков или целой нации, в другие страны, на райские острова, в иллюзию любви или же в благотворительность, чтоб помогать обездоленным и спасать мир - куда угодно, лишь бы подальше от неприглядной реальности. И политики всех мастей - то же готовы решать проблемы далёких стран, лишь бы отвернуться от проблем собственной родины.

Таков наш современный мир - и всё это потому, что общество замкнуто само на себя. Те, кто читал научные работы Льва Гумилёва, скажут на этом месте «выхода кипучей энергии пассионариев нет» - и будут правы. Но только выхода нет - для всех. И избранный, вроде Нео, и самый обычный обыватель, ни разу не задумавшийся о матрице бытия - все пойманы в самопожирающую систему и заперты в ней как пауки в банке. А отсюда и все беды современной цивилизации - национализм, радикальный фундаментализм, и питающийся энергией того и другого терроризм. А главное - ярое неприятие любого инакомыслия, впрочем, успешно облекаемое в маску толерантности и терпимости («Почему в Северной Корее нет демократии? Не научить ли нам северо-корейцев правильно мыслить?» - задаётся вопросом весь демократический мир, и горе тому кто усомниться в справедливости такой постановки вопроса).

Ту же безвыходность видим и в Средние века. Разница лишь в том, что тогда люди бежали к выдуманному и оттого конечно же доброму и милосердному богу - кто к Аллаху, кто к Христу. Но цель у всех бегущих была одна - бегство от реальности. Верить в загробный рай и воздаяние за грехи проще, чем жить в реальности по-человечески.

Но что же произошло в Эпоху Пара?

Никто не ищет спасения за загробными небесами - зачем, когда можно сесть в аэростат и плавать в небесах при жизни! Реальность перестала страшить людей. И люди вдруг поняли - жить в реальности это совсем не страшно. И - перестали бояться соседа.

Турки начали вспоминать, что пророк Магомет когда-то давно завещал дружить со всеми ибо Аллах (как Создатель Вселенной) един для всех. Европейцы наконец-то очнулись от мракобесия крестовых походов и перестали жечь ведьм. Границы стали формальностью. А негодяев дружно выгнали в дальние колонии, что, правда, на пользу колониям не пошло и позже разгорелось новым пожаром - но тогда-то казалось что проблема решена. Мир готов был отринуть границы и объединиться под эгидой Лиги Наций.

Из истории нашей планеты мы знаем что произошло дальше. Сначала Первая, а затем её продолжение Вторая Мировые войны. Развитие Европы было отброшено более чем на век. Развитие Ближнего Востока, похоже, навсегда. И лишь только забытый в ту пору Китай, ценой огромных жертв, сумел стать новым империалистическим хищником - и он ещё отомстит за прежние унижения и три Опиумных войны.

Но наш рассказ не об этом - не о нынешней реальности. А о жанре альтернативной истории, в котором от реальности никто не бежит. В Эпоху Пара для этого просто нет причин - а если хочешь бежать, то выбираешь себе реальность по вкусу - море, небо, дальние страны - всё это доступно для человека, благодаря силе машин.

Сделали ли машины мир Эпохи Пара счастливее? Я не знаю.
Но они дали шанс - маленький, но вполне реальный шанс каждому.

Альтернативный паро-панк

Могла ли Эпоха Пара стать другой?
Например, представим себе мир, в котором прогресс, неминуемо связываемый в нашем сознании с ростом возможностей человека, начался бы ещё во времена Архимеда, своими рычажными устройствами, обещавшего перевернуть планету. Добавим небольшие успехи в металлургии и получаем механизмы, работающие от шестерёнок и пружин? Такой мир называют Clockwork Punk - то есть мир заводных механизмов. Во всей красе Вы можете увидеть его в квесте «Сибирь».
Или представьте себе, что древние греки продвинулись в своих опытах с гальваническими горшками, которые, как мы нынче точно знаем, у них были. Жрецы используют чудо для сохранения энергии грозовых молний, и для демонстрации молний искусственных внутри храмов. Но вот, спустя века, появляется теория животного магнетизма. В нашей реальной истории болезни исцеляли магнитом. Однако, в альтернативном мире, в распоряжении талантливого французского врача уже не только железные опилки и магнит - но и разряды электричества. И озарение снисходит - рукотворная молния может дать искусственную жизнь. Да, возможно Вы уже провели параллель - всё это Вы могли видеть в фильме «Ван Хельсинг». А называют такой мир тесла-панком.

Можно и дальше искать различия и выделять стили. Но главное не внешнее - а внутреннее.
Возьмите компьютерную ролевую игру «Арканум» - это не какой-то Fantasy Steam Punk - а по духу своему чистейший паро-панк. Дело не в наличии отрицающих машины эльфов (которых даже не пускают в поезд - а то не поедет), а в духе - во внутреннем выборе. И на этот выбор каждого жителя мира накладывается противоборство магии и технологии. Это не борьба старого с новым - это борьба принципов жизни. Но в ней можно найти или построить и иной жизненный путь для всей цивилизации.

Но уже дизель-панк, при всей его внешней схожести, я бы ни в коем случае не стал относить к паро-панку.
Ибо дизель-панк это не только обилие серийно изготавливаемых двигателей внутреннего сгорания - это прежде всего наличие промышленности, конвейеров и шахт - неостановимой цепочки разграбления природных богатств. Не случайно в реальной истории примерно в середине XIX века заключается соглашение ведущих держав о планомерной добыче из недр - момент невозврата пройден. И только после прохождения этого момента может начаться то, что называют гордым словом «научно-техническая революция», что приносит нам наш современный и будущий прогресс, и что в конечном итоге убьёт нашу планету так же, как это произошло в незапамятные времена с Марсом.
Выхода из этого порочного круга нет. Ведь эта змея пожирает свой хвост.

Падение неизбежно?

Но цивилизация вовсе не обязана была развиваться так печально, как это произошло в нашей реальности. Двигатели внутреннего сгорания вообще могли остаться за бортом цивилизации. Возможно вы не знали, но только обилие отходов в виде каменно-угольный пыли, побудило Дизеля заняться усовершенствованием паровой машины для сжигания этой пыли - в итоге он создал дизель. А кровь современной цивилизации - бензин - вообще сжигали как отход нефтепереработки.

Знаете ли Вы, что самобеглая коляска Кулибина уже несла в себе самый совершенный источник энергии? Им был - маховик! Да, самый древний (найдены маховики, использовавшиеся в промышленности древних шумеров 4.5 тысяч лет назад) и он же одновременно самый экономичный (КПД 99% даже для примитивных маховиков). И ведь его активно использовали. И не только в XIX веке, но и даже ещё и в 60-е годы XX века ходили по улицам городов некоторых стран гиробусы - то есть автобусы, чьим двигателем был маховик. Экологически безупречный транспорт!

Как мы знаем теперь, нефтяные монополии приложили все усилия чтобы изжить и альтернативный транспорт и даже воспоминания о нём - так что теперь, в XXI веке всё приходится изобретать заново на пустом месте - и, если честно, нынешним изобретателям ещё очень далеко до древних образцов. И всё же к маховику возвращаются снова и снова. Так, накопители энергии для катапульт нового «электрического» авианосца США «Джеральд Р. Форд» - на маховиках! Да, оказалось что никакие чудесные аккумуляторы не способны запасти а потом выдать в несколько секунд такой объём энергии, какой легко запасает и выдаёт изобретение древних шумеров.

А что если бы двигатели внутреннего сгорания так и остались бы забавной игрушкой? Что, если не возникло бы потребности в бензине и не нужна оказалась бы волшебница XX века - химическая промышленность, со всеми её грязными производствами и техногенными катастрофами?

Не спешите с сожалением смотреть на свой компьютер - нет, ничего ему не угрожает в таком альтернативном мире. И даже без электричества.
Думаю многие слышали про советский арифмометр «Феликс» (а кое-кто из читателей наверняка и видел и даже крутил его ручку)? Да, это шестереночное чудо, между прочим, выдавало точность на несколько порядков выше, чем электронные калькуляторы, что, например, было критически важно при геодезических вычислениях. А знаменитая немецкая шифровальная машинка «Энигма» времён Второй Мировой - она же то же шестерёночная, как и "Феликс". И это самая обычная серийная продукция, а вовсе не какие-то уникальные чудеса. Счётные машинки на шестерёнках делал ещё Паскаль в XVIII веке, а веком позже Чарльз Беббидж уже создал шестерёночный программируемый компьютер.

А непревзойдённый карманный вычислитель прошлого - логарифмическая линейка. Что может быть проще: несколько шкал и подвижный ползунок. Но какая в этом примитиве скрыта мощь! У меня был экземпляр, произведённый в компьютеризированной Японии в 1980 году. Зачем он помешанным на электронике японцам? Да потому, что опытный человек, с помощью такой линейки, извлекает корень любой степени из любого числа или производит другие сложнейшие вычисления буквально одним движением пальца - а Вы, дорогой читатель, чтобы сложить "2+2" будете вынуждены в несколько раз дольше стучать по клавиатуре современного многоядерного компьютера.
Конечно, с видеоиграми на таких машинах было бы туго - но есть ведь псевдографика. И не только Tetris или Xonix , но даже компьютерные ролевые игры в ней делали.

И Ваш автомобиль... прошу прощения, конечно же экономичный и совсем не создающий загрязнения гиро-мобиль ожидает Вас в гараже. Неприятный запах бензина в салоне полностью исключён. Но, кажется, я вижу удивление на лицах? Что ж, давайте разберёмся:

Дизель и тем более бензиновый мотор возможны только в период полного расцвета промышленности, когда уже правит бал валовое конвейерное производство. Нужны гигантские домны для выплавки чугуна и мартеновские печи, для переплавки чугуна в сталь. Нужна развитая химическая промышленность. Но всё означает, что точка невозврата уже пройдена - и это уже дизель-панк. И падение в бездну.

Высшая ступень развития техники Эпохи Пара - это двигатель Стирлинга. Это надёжнейшее устройство является логическим развитием паровой машины.

Между прочим, перестановкой одной детали этот двигатель превращается в тепловой насос - и это механики выяснили очень быстро (достаточно было всего однажды ошибиться при сборке). А тепловые насосы это удивительные устройства - они обладают КПД в сотни процентов! Да, вы опять же можете мне не поверить на слово, но и это факт, официально закреплённый официальной наукой в виде особого исключения. Например, современные конструкторские нормы в Германии требуют от инженеров использования тепловых насосов с КПД не менее 350%. И это не опечатка, эффективность этих устройств действительно необычайно высока, а при особо удачном стечении обстоятельств они могут показывать КПД и более двух тысяч процентов. Но вот извлекать энергию из ничего тепловые насосы не могут. Они не создают тепло, а только его транспортируют. Впрочем, на то они и нужны.

  — КПД 350% ??? Вечный двигатель невозможен! Энергию из ничего получить нельзя! - это обычная реакция невнимательных читателей. Вернитесь к предыдущему абзацу, там ясно написано, что тепловые насосы энергию не создают, а только транспортируют.

Но ведь КПД 100% невозможен... Давайте вспомним, что эти три буквы означают - коэффициент полезного действия. Некоторые настаивают, что тут нужно именовать на английский манер «Energy conversion efficiency» - если Вам так понятнее, то ничего не имею против. Тем более, что разговор как раз об энергии.

Для отопления жилища мы можем сжечь дрова в очаге - и получить их тепловую энергию, за вычетом той, что улетит в трубу с дымом. Ясное дело, тут полезного действия явно меньше 100%. А можем то же количество энергии затратить на приведение в действие теплового насоса. И он просто доставит тепло откуда-то из другого места в наше жильё. Но фокус в том, что для транспортировки тепла требуется во много раз меньше энергии, чем для её создания!

Вот так и получается, что - с точки зрения обогрева жилища - полезное действие теплового насоса в несколько раз больше, чем затраты энергии на работу этого устройства. То есть его коэффициент полезного действия больше единицы. И больше в разы (сколько именно выйдет, зависит от того сколько тепла и куда транспортируем). Единица это 100%. Вот так и получается, что на законных основаниях КПД теплового насоса вполне может быть 350%, а то и больше.

Использование тепловых насосов открывает возможности по почти бесплатному обогреву жилья в холода и его охлаждению в сильную жару - а ведь это очень существенная статья расхода современной цивилизации. С тепловыми насосами становится возможен отказ от стационарных погребов-ледников в пользу компактных и весьма мощных холодильных установок. Собственно ваш современный домашний холодильник - это тепловой насос. Потрогайте его, убедитесь в том что он реален - и его КПД действительно не менее 350%.
Вот так среда обитания человека альтернативного мира становится всё более комфортабельной, практически не уступая нашей реальности. Но главное - без всяких загрязнений.

Ведь двигатель Стирлинга абсолютно экологичен и может работать не только на топливе, но даже на солнечном тепле!

Только представьте себе авто-заправочную станцию времён расцвета Эпохи Пара: большое параболическое зеркало заставляет работать двигатель Стирлинга, вращающий главный маховик станции, спрятанный под землёй. Наружу выходит только вал с обгонной муфтой особой конструкции - именно к этой муфте подъезжают гиромобили, чтобы разогнать свой собственный маховичок и ездить на этом запасе энергии целый день - и всё это без малейшего загрязнения окружающей среды пролитым топливом и выхлопными газами! Всё работает автономно, совершенно автоматически. Этим устройствам годами не нужно никакого технического обслуживания, они способны работать вообще без присутствия человека. По крайней мере до тех пор, пока вращается наша Земля и греет Солнце.

Но вполне возможно Вы, как и многие американские фермеры в 60-е годы XX века, пользуетесь личным аэропланом - это особенно удобно для путешествий на дистанции в сотни километров. А государству не придётся строить повсеместно автобаны, отбирая под них лучшие посевные угодья у крестьян.

Но... вы опять не верите мне? Как же так, ведь только бензиновый двигатель поднял самолёт в воздух? Это то, что мы выучили как данность, услужливо поданную нам лукавыми учебниками истории. Но реальность такова, что братья Райт так и не смогли найти лёгкого бензинового двигателя для своего первого самолёта - и потому их первый полёт произошёл фактически на планёре! Планёр был запущен в полёт специальной катапультой, приводимой в действие тросом с грузом - то есть вполне в духе "шестерёночного" панка. Да, двигатель на этом планёре стоял, но лишь крутил винт - а вот тяги и подъёмной силы он не создавал, да и не мог создать, ибо был слишком слаб. И пролетел этот аппарат считанные метры. Наш соотечественник Можайский, как известно, добился схожего результата в запуске своего самолёта с паровой машиной на два десятка лет раньше. А ведь Можайским ещё была сделана и продемонстрирована в узком кругу друзей и летающая модель, приводимая в действие пружинным двигателем! Это самый настоящий "шестерёночный" панк. Причём пружинный самолётик, по утверждениям очевидцев, летал и когда на него клали офицерский кортик - а это весьма существенный груз даже для современных моделей.

И мы ещё не рассматривали паровую турбину - которая и поныне главный двигатель всех авианосцев и подводных лодок. Но как только придумана паровая турбина, ничто не мешает сразу перейти к реактивной турбине Шреклинга. Свой первый миниатюрный турбо-реактивный двигатель немецкий инженер собрал в гараже из листа жести и обрезка медной трубки. Это устройство даже проще паровой турбины. Заметьте, что для турбо-реактивного двигателя подходит почти любое топливо, кроме - бензина! Бензин имеет склонность к самодетонации, и обеспечить его устойчивое горение даже в простом реактивном двигателе очень большая проблема.

Так на чём же полетит наш реактивный самолёт? Не на дровах же! Конечно нет - он полетит на спирте. Да-да, гоним самогон из опилок или из опавшей листвы - и заправляем двигатель. На спирте летало фашистское чудо-оружие возмездия «Фау-2», на спирте же американцы летали до Луны (что и неудивительно, ведь оба проекта создал один и тот же человек - член национал-социалистической партии, барон Вернер фон Браун). Спирт в качестве топлива по ряду соображений гораздо более предпочтителен, чем нефтепродукты. А его производство возможно из любых отходов и доступно любому средневековому и даже античному алхимику.

Но что же получаем в итоге? Получаем вроде бы всю ту же нашу цивилизацию - те же блага прогресса, те же бытовые удобства. Вот только парниковых и выхлопных газов меньше, нефтехимические концерны не стали королями мира и не провоцируют войны за нефть (как недавняя война «за демократию» в Ливии). Мир намного более мирный и - здоровый. А значит и более счастливый.

Как выглядит паровой панк?

Увидеть истинный паро-панк можно на рисунках Альбера Робида - ведь он классик паро-панка.
Иное рекомендовать сложно, и давайте разберёмся почему так.

Спрос рождает предложение. Мечты об Эпохе Пара навевают желание выглядеть соответственно стильно. И некоторые думают, что стоит нацепить на одежду в беспорядке шестерёнки и заклёпки - и станешь паровым панком. Насчёт панка возражений нет - да только к Эпохе Пара этот маскарад отношения не имеет.

Видите ли, в ту эпоху все вещи - устройства, машины, здания и уж тем более одежда - отличались особенной практичностью. И если сейчас можно увидеть якобы модную, но совершенно неудобную или откровенно уродливую одежду (по принципу "зато не как все") - то в то время это совершенно исключено.

Возьмём для примера многократно высмеянное воинское обмундирование XVIII века. Ещё наш великий генералиссимус Александр Васильевич Суворов граф Рымникский, осуждал эту клоунаду. Потешно выглядит длиннополый сюртук с душащим воротничком и в придачу парик с накрахмаленными буклями. В своём цветастом одеянии - отличная цель на поле боя. Не то, что современные командос, сливающиеся с поверхностью в своём камуфляже.

Но давайте выдадим батальону современных «рембо» старинное кремнёвое ружьё - и в 99 случаях из 100 они будут растоптаны батальоном деревенских рекрутов того века.

Нюанс в отвратительном качестве самых лучших кремнёвок. Поэтому залечь в укрытие и отстреливать врагов снайперским огнём не выйдет. Пуля дура - а вот штык, действительно, молодец. Поэтому только плотный строй, чтоб сдержать штыковой удар врага и самим дружно ударить в ответ.
И стрелять надо опять же всем дружно залпом. Потому что после выстрела первого же стрелка его соседи перестанут видеть цели из-за облака порохового дыма.
А теперь представьте себе, какой грохот слышит стрелок первой шеренги, когда вокруг него стреляют соседи, да ещё и прямо у него над ухом выплёвывает пулю ствол из второй шеренги. Вот потому и парики и накладные букли, да попышнее - это своеобразные наушники, чтоб не оглохнуть.
Но из ствола вылетает не только пуля. Между пулей и порохом есть ещё такая прокладочка - пыж. И он мало того что вылетает - этот горящий кусочек кожи или бумаги норовит залететь за воротник того самого стрелка из первой шеренги. Вот поэтому и высокий и узкий давящий шею воротничок - да, неудобно, но гораздо лучше, чем получить ожог от пыжа.

Между прочим, горящие пыжи действительно создавали очень большие неудобства. Так, на море, корабли старались занять позицию «на ветре» относительно врага - а почему? Да потому что иначе ветер будет отбрасывать собственные пыжи на паруса - а тут уже недалеко и до пожара. Особенно страдали от этого турецкие корабли с лёгкими «бумажными» парусами - на русских паруса были холщовые, тяжёлые, зато и менее охотно загоравшиеся от пыжей, благодаря чему Ушаков, а позже Нахимов и могли атаковать турок против ветра.

Но зачем цветастая форма? И это из практических соображений. На поле боя по форме полководец различал движения полков своей армии и только благодаря этому мог руководить боем. Если бы солдаты были одеты в камуфляж - то такая армия проиграла бы любое сражение, потому что стала бы невидимой прежде всего для своего полководца. А вот потери от вражеского огня практически не уменьшились бы - из-за низкой точности порохового оружия поражение целей было чисто случайным. Поэтому перестрелка велась в полный рост с таких дистанций, когда видно выражение лица врага - и тем не менее, гибли от пуль редко (гораздо больше жертв приносила медицина - пороховая рана считалась отравленной, её стремились прижечь калёным железом и вообще доставить раненному столько боли, что нередко бедняга умирал от усердия лекаря). Исход боя решал смелый манёвр и отчаянная рукопашная схватка - а в них маскировка помогает весьма мало.

Что же касается мнения Суворова о буклях и узких воротничках - то ведь в его тактике боя места для продолжительной перестрелки и не было. Он выделял специальные батальоны егерей, подбиравшихся к противнику поближе за кустами и стрелявших наверняка. Но полки не стреляли вообще - они сразу шли в штыковую атаку - а раз так, то букли и узкие воротнички им были действительно не нужны. Заметим, что позже ту же тактику приняла революционная армия Франции, возглавленная Наполеоном Бонапартом - и, естественно, французы так же отказались от буклей.

Ту же практичность можно увидеть и в любой другой вещи Эпохи Пара. Да, многие вещи при этом были как-то украшены - но не в ущерб практичности. Нам, современным, привыкшим к излишествам дизайна, трудно это понять, но всё же постарайтесь - украшения никогда не делались в ущерб практичности.

Рассмотрим этот принцип на примере рыцарских доспехов. Они дожили почти до самой Эпохи Пара. Кардинал Ришёльё одевал их не только для живописного портрета. Уже после смерти знаменитого кардинала случилась битва при Рокруа - и французская кавалерия на том поле боя почти поголовно в латах, что и позволило ей опрокинуть ряды испанских пикинёров. Но удовольствие иметь столь совершенную защиту стоило недёшево. Как возможно читатель помнит из школьного курса истории Средних Веков, за рыцарские доспехи нужно было отдать целое стадо коров. Что и неудивительно, ведь когда коровы есть у всех, много денег за них не выручишь - а вот латы товар штучный. Лишнее стадо было не у каждого феодала. Стало быть, доспехи, это товар на солидного, весьма солидного покупателя. Может быть, иному кузнецу такое счастье - найти покупателя на комплект доспехов - улыбалось раз в жизни. А значит стоило за это счастье побороться. А для этого, как мы прекрасно понимаем, нужно сделать покупку как можно более привлекательной. Но если бы кузнец мыслил как иные дизайнеры наших дней, и сделал бы доспехи неудобными, зато «концептуальными» - то никто бы у него их не купил. Поэтому-то практичность на первом месте, а украшения ни в коем случае не в ущерб практичности.

Украшения, это своего рода знак качества того времени. Простая, грубо выкованная вещь годится для любого крестьянина. Но вещь на солидного покупателя должна блестеть и радовать глаз. И она должна быть прочной, очень прочной - не то разгневанный солидный покупатель может вернуться и забрать неустойку, возможно вместе с головой бракодела.

С другой стороны именно в Эпоху Пара появился массовый спрос на изящные вещицы. И нетрудно догадаться, что этот спрос породили женщины. Ведь они стали образованными. В Эпоху Возрождения в библиотеки пускали только мужчин и... куртизанок. Такая вот у девиц лёгкого поведения была привилегия. Не подумайте ничего дурного, в библиотеках они действительно занимались именно чтением, ведь куртизанке было полезно уметь поддержать беседу. А жёнам в обществе того времени отводилась роль производителя наследника рода (в целом немногим более престижная, чем роль прочего племенного скота). Но Эпоха Пара ломает эти стереотипы, женщины получают образование - и как следствие начинают проявлять большую активность. И прежде всего в устройстве быта. Вот отсюда и массовый спрос на красивые бытовые вещи.

А чего не может быть в Эпоху Пара?

Не пользовался спросом рисунок по ткани. Такой рисунок ещё называют набивным и это продукт фабричный. Ещё в начале XX века, среди русских крестьян существовала поговорка «Это же набивной товар» - игра слов, означающая, что хороший товар не «втюхивают» (интересно как бы крестьяне той поры отнеслись к современным рекламируемым товарам?) и что такой товар похож на набивной рисунок по ткани, то есть рисунок нестойкий. А стойкий рисунок - только ручная вышивка, иного в то время не было.

Мало используют крашенную кожу. Нет, конечно покрасить кожу умели. Кожаные ремни военной униформы как правило крашеные. Только ведь армию оплачивает государство. А для личного пользования кожаные вещи приобретали низы общества. Рабочим людом ценилась прочность сугубо рабочей или в лучшем случае практичной повседневной одежды. Бедняки платят не за фасон или цвет - а за практичность.

В моде у бедняков джинсы... нет, конечно не современные джинсы. А просто штаны из дешёвого холста или парусины. Их придумал еврей Леви и они полюбились ковбоям. И не мудрено, ведь лихой в наших представлениях ковбой это самый обыкновенный пастух, работавший за мизерную плату в 5, в лучшем случае 10 долларов в год. И револьвера у большинства этих пастухов не было, ведь самый дешёвый револьвер стоил 20 долларов или два года усердной работы ковбоя. Да и зачем револьвер в прериях, где самый крупный хищник - койот. Но вопреки современной моде, дырки на штанах в то время всё же старались залатать.

Женщины не носят ни колготки, ни гольфы! Всё это придумано для вечно спешащих работающих женщин, ставших в поздние времена придатками и винтиками всепожирающей индустрии. И без развитой индустрии, и в первую очередь химической, никаких колготок быть не может. Потому только чулки! В остальном Эпоха Пара достаточно демократична в отношении женской одежды. Юбки постепенно укорачиваются. А вот и женские брюки уже вошли в обиход - например для верховой езды.

Кстати именно верховая езда породила каблук. Да, к женской моде он не имел никакого отношения, а являлся неотъемлемым атрибутом обуви наездников почти с тех самых пор, как появились стремена. Но пришло время, и женщины оценили эту (в те времена) типично мужскую деталь туалета. В Англии даже принимали специальный закон, запрещающий женщинам ношение каблуков, ибо это ведьмовство - судя по такому вниманию законодателей, можно заключить, что у тогдашних модниц каблук пользовался популярностью. Ну а Эпоха Пара отбросила предрассудки - и каблук феминизировался.

Но обязательный атрибут и женской м мужской моды - головной убор. Ходить по улице с непокрытой головой всё ещё считалось чем-то малоприличным. Так что даже последний нищий бродяга имеет шляпу.

Последнее замечание для тех, кто пытается украсить свой костюм парового панка цепями. Увы, но в Эпоху Пара цепная передача - такая как на современных велосипедах - деталь невозможная. Велосипеды уже были, но велосипедной цепи ещё не было. В Эпоху Пара повсеместно применяли кривошипо-шатунную передачу - такую, как на колёсах паровозов. А современная велосипедная цепь порождена развитой индустрией и повсеместно утверждёнными одинаковыми стандартами. И разумеется весьма высокой культурой массового производства. Всего этого в начале Эпохи Пара ещё нет. И потому, в частности, в Эпоху Пара не может быть ручных механических пил, подобных современным бензопилам - ведь бензопила пилит цепью с режущими зубцами.

Не может быть в Эпохе Пара беспорядочно нашитых на одежду шестерёнок. Ибо практичность - на первом месте. Только когда Вы поймёте эту истину - тогда Вы сможете творить в жанре паро-панк.

И вы уже знаете столько, что вполне готовы творить... Но может быть вам интересно узнать ещё? Тогда читайте дальше.


октябрь 2017г
Алексей «Рекс»