Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

J7W1 Shinden
Блистательная Молния

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

Самолёт выглядящий настолько фантастично, что невозможно не захотеть на нём полетать. Благо виртуально полетать на нём очень даже можно в игре War Thunder. Да только Вы очень быстро забросите полёты на нём. Ибо по злой прихоти Улиток боевой рейтинг этому шедевру японских авиаконструкторов завышен, а значит киберспортивной эффективности в боях Вам на нём не видать.

В конце статьи будут ссылки на видео по теме. И про историю самолёта, и про то каков он в игре, и про японских пилотов, что тоже очень важно для понимания почему самолёт сконструировали именно таким. Ну и под конец совсем не в тему, но с другой стороны - тоже про пилотов, только уже современных американских.

Если Вам лень читать, а охота смотреть - сразу мотайте в конец статьи.

Молния в жизни

Это венец аэродинамики. Без шуток. Ибо аэродинамическая схема утка - иначе говоря хвостом вперёд. А чем так хороша эта схема? Именно по ней был построен аэроплан Сантоса, долгое время считавшийся первым поднявшимся в воздух самолётом. Но это лишь потому, что братья Райт тогда окружили свои эксперименты глубокой тайной. Однако Райт на протяжении нескольких лет строили сперва планёры, а затем и свой первый, пусть и с грехом пополам, но взлетевший аэроплан опять-таки по схеме утка. Хвостом вперёд.

Но почему?

А потому, что когда рулевая плоскость впереди, то для подъёма летательного аппарата вверх - эта плоскость увеличивает его подъёмную силу.

Про начало авиации читай здесь:
Мог ли Райт летать?
http://steamage.ru/pub/isteampunk/05


а про воздухоплавание
от начала и до венца
читай тут:
Плывущие в облаках
http://steamage.ru/pub/isteampunk/06

Но потом Луи Блерио построил свой аэроплан – по схеме, ставшей классической. Где хвост сзади. Совсем как у простого воздушного змея. И все стали строить так же. Даже Сантос и Райт.

Но почему?

Именно потому, что как показывает опыт с простым воздушным змеем, хвост сзади наиболее простым образом надёжно стабилизирует полёт прямо по курсу. А это считалось тогда наиболее важным.

Второе достоинство классической схемы - мотор с винтом можно поставить впереди. А тянущий винт на том этапе оказывался эффективнее толкающего, поскольку не затенялся фюзеляжем. Два неоспоримых преимущества!

Но какова цена?

Что у простого воздушного змея, что у самолёта, хвост сзади для подъёма аппарата должен создать ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ подъёмную силу. А Вы поди про такое никогда и не задумывались, верно?

В итоге суммарная подъёмная сила самолёта схемы утка примерно на 10-15% выше, чем у классической схемы. А значит, утка требует меньше мощности мотора на создание подъёмной силы - и следовательно больше мощности мотора доступно для увеличения скорости полёта - от чего, к слову, ещё больше возрастает подъёмная сила.

А нафига самолёту эта сила?

А вот, к примеру, взлёт. Нужно поскорее оторваться от земли. Конечно, если запускать аэроплан с катапульты, как поступали со своим первенцем братья Райт, то разницы никакой. Но вот Сантос честно разгонял свой аэроплан по грунту и честно взлетел. И из-за этого обстоятельства до сих пор за Сантосом числится серьёзная претензия на создание первого самостоятельно взлетавшего и следовательно полноценного аэроплана.

Так вот, при схеме утка, для взлёта просто нос самолёта поднимается - и вслед за ним весь аппарат устремляется в небо. Легко и просто. Но при классической схеме, чтоб поднять нос, хвост сзади должен опуститься. А на земле ему опуститься-то некуда - внизу грунт! Это же просто парадокс, но факт: чтоб взлететь, самолёт классической схемы вдавливает свой хвост в землю!

И если Вы думаете, что эти беды только при взлёте, так нет - весь полёт самолёт классической схемы при каждом манёвре борется сам с собой. Нос в одну сторону, а хвост в другую. И мотору постоянно приходится тратить лишнюю мощность на компенсацию этой борьбы самолёта с самим собой.

Если у братьев Райт на их первенце стоял мотор весом в 80 кг и мощностью в 8 лошадей (на взлёте 12), то очень быстро аэропланы классической схемы уткнулись в здоровые и тяжёлые моторы. Которые затрудняли обзор пилоту и создавали паразитное лобовое сопротивление.

А уж каково было при посадке... При посадке переднемоторный самолёт так и норовит капотировать - то есть клюнуть носом в грунт. А всё потому, что его тяжеленный мотор впереди.

Вот такова была расплата за отказ от схемы утка.

В 1943 году японцы поняли, что им срочно нужны специализированные перехватчики. Пусть с небольшим запасом топлива, но высотные. А раз будем карабкаться в высоту - то хорошо бы улучшить подъёмную силу самолёта...

Да это же даст схема утка!

Вот так и была разработана Молния. Которую строили почти сразу с чертёжной доски без промежуточных опытных машин. Ибо время поджимало. И Молния сразу полетела... ну не считая досадной поломки винта при первой попытке взлёта.

В общем, схема утка себя полностью оправдала.

Японские конструкторы сразу планировали и постройку Молнии с реактивным двигателем. Благо двигатель с винтом сзади, то заменить их на реактивный не составило бы труда. Но произвести эту замену не успели - война закончилась. Да и испытания Молнии с винтом не успели закончить. Потому и в игре Молния в том виде в каком проходила испытания. То есть имеет ряд недоработок, которые конечно же были бы устранены на серийных машинах. Но увы!

Американцы вывезли трофейную Молнию к себе, облетали её - и были поражены манёвренностью самолёта. Кстати, сделали и свой XP-50 по подобию Молнии, и он в игре есть, но как прем. Тогда как J7W1 это обычная общедоступная машина. Впрочем, это уже пошёл разговор про игру.

Молния в игре

Начну с хорошего: самолёт вообще не склонен к капотированию. Приземлить какую-нибудь Чайку куда сложнее, и даже СБ может уткнуться носом в полосу при слишком резком торможении. Молния - никогда! Поэтому приземляться на ней просто.

В хронике Вы узнаете иное. Там рассказывают, что Молния была очень требовательна при посадке. Как же так?

Да ведь это типичная история каждого нового самолёта, заметно обгонявшего предшественников по скорости. Так впервые облетав И-16, сам Чкалов сказал, что самолёт очень сложен в посадке. Ведь в сравнении с предшествующими бипланами посадочная скорость резко возросла. Потом так же лётчики жаловались на строгий в посадке Як-1. И опять-таки вина тому скорость - и посадки на маленькие грунтовые аэродромы. Молния же обгоняла предшествующие ей массовые японские истребители на пару сотен км/ч! И вдобавок обладала изумительной аэродинамикой, из-за которой даже при выключенном двигателе очень неохотно теряла скорость. Всё это так и в игре. И именно посадочная скорость будет главной проблемой игрока, только что летавшего на относительно медленных японских самолётах и вот наконец пересевшего на Молнию. Но как только привык к скорости, то начинаешь получать удовольствие от простых посадок, где можно вообще забыть про руль высоты (которым на других самолётах приходится удерживать их от капотирования при торможении).

На этом приятные игровые моменты кончаются - и начинаются сложные фронтовые будни.

Боевой рейтинг 6.0 и это просто приговор. На этом бр нередко попадаешь в бои с ранними реактивами. Ну и ты конечно можешь в принципе разогнаться до 700 км/ч - но кого ты этим удивишь среди самолётов, легко проскальзывающих мимо на 800, а то и 900 км/ч.

Добавьте к этому крайне скудный боекомплект по 60 выстрелов на ствол. Стрелять надо только наверняка. 30-мм пушки мощные, но вот их скорострельность... юркий истребитель имеет шанс проскочить между выстрелами. Это элементарная математика - полностью подтверждаемая игровой практикой.

Игроки ругают Молнию за перегрев двигателя. Это не верно. Есть самолёты с куда более перегревающимся двигателем. Другое дело, что Молния всё время в таких боях, где нужна максимальная скорость.

А ведь в игре воспроизведён экспериментальный прототип - который заведомо уступает серийным "одноклассникам"!

Вот на основании такого опыта игроки и обзывают Молнию нелетайкой. Но проблема-то не в самолёте - а в изрядно завышенном боевом рейтинге. По-хорошему, его опустить бы до 5.0 - да-да на целую единицу, вот тогда самолёт окажется там, где со своим вооружением (с малой скорострельностью) и скудным боекомплектом сможет достойно себя показать. Но такого мы конечно никогда не дождёмся. Очень жаль!

Сухие цифры

Почему я думаю, что место J7W1 на бр 5.0

А давайте просто сравним с некоторыми популярными в Тундре истребителями.

XP-55 (США) прем бр 4.3

Кстати этот XP-55 тоже схемы утка и явно делался с оглядкой на японскую Молнию. Да, он заметно отстаёт по скорости, но лучше в скороподъёмности, а главное может стрелять длинными очередями. А боевой рейтинг - решительно ниже! Впрочем это же премиальная техника. Давайте сравнивать с общедоступной.

Fw 190 D-9 (Германия) бр 5.0

Spitfire F Mk.XVIIIe (Англия) бр 5.0

F-82 E Twin Mustang (США) бр 5.3

Самолёт с такой скорострельностью, что просто распиливает врагов короткими прокликами. Чуть меньше скорость, но манёвреннее в вираже. А боевой рейтинг заметно ниже чем у Молнии.

P-51D-30 Mustang (США) бр 5.0

Отставание по максимальной скорости в 30 км/ч это несущественно. А вот скороподъёмность получше чем у Молнии. А манёвренность в вираже лучше в полтора раза! Ни на вертикалях, ни в горизонталях Молния не переиграет Мустанга. У которого боевой рейтинг ниже на 1.0.

Ну и вишенкой на торте идут премиальные Тандерболты немцев и китайцев:

Скорость и скороподъёмность примерно как у Молнии. Но в вираже в полтора раза проворнее. А главное это очередь больше чем на полминуты. И какой же у них боевой рейтинг? Так вот он 3.7

Про приз нынешнего сезона Боевого Пропуска китайского Мустанга даже не хочу упоминать, не то всё будет совсем печально: скорость 734 км/ч, скороподъёмность 20 м/с, вираж 20 с - такое Молнии только снится - а у этого Мустанга бр 3.7

Да за какие же грехи J7W1 засунули на бр 6.0 ?

А знаете кто мой соперник на боевом рейтинге 6.0 - а вот:

Як-15П (СССР) бр 6.3

Казалось бы собрат по несчастью, патронов-то кот наплакал. Но скорострельность лучше, и длина очереди по времени почти такая же как у Молнии. Значит по огневой мощи равногценен. А вот по лётным качествам...

Что скорость чуть больше ещё не такая беда, как большая скороподъёмность. Короче на вертикалях я его никак не перетяну. Но он и в горизонте в полтора раза манёвреннее меня - перекручивает как стоячего!

А за ним идут Як-15 более совершенные - уже с парой таких же 23-мм автопушек. И бр у них всего лишь 6.7 - а значит разница со мной менее чем 1.0 - и следовательно меня стабильно бросает в бои с ними.

А ведь это самый слабый из реактивов - и он мой противник... И что я могу против него?

Но давайте сравнивать с японцами

Ибо не секрет, в Тундре порой техника балансируется внутри нации - без оглядки на другие нации. Имеет место быть такой перекос. Так может Молния на своём месте среди японских перехватчиков?

Ага, щаз!

Вот предшественник Молнии в ветке развития японских перехватчиков. Не открыв его, не получишь возможность разработать Молнию. И быстрее всего исследуется Молния при полётах на этом перехватчике. Собственно я так и сделал. И вот каков он после полной прокачки:

J5N1 (Япония) бр 5.7

Это двухмоторник, а значит инерционен в манёврах. Но крутит их всё равно быстрее Молнии. И в высоту карабкается чуток резвее. По виражу и скороподъёмности Молния даже после полной прокачки отстаёт от своего прямого предшественника в игре. Да и по скорости в горизонте разрыв не так уж велик. И пушек у предка столько же, и пара из них те же 30-мм. Зато боезапас...

25 секунд беспрерывной очереди – против 7 секунд у Молнии…

И за это боевой рейтинг почему-то только 5.7 - а за что ж тогда у Молнии все 6.0 ?

Зачем разрабатывать самолёт - который почти во всём хуже предшественника?
Улитки, может что-то не так с порядком разработки в ветке японских перехватчиков?

Почему Молния такая вялая - повторю ещё раз: её конструировали как перехватчик бомбовозов. Для этого её прыти вполне хватает. Но в игре-то наш массовый противник это истребители. А Молния вон даже двухмоторникам проигрывает.

Это не потому что концепция Молнии плоха. Но в игре она воспоизведена как экспериментальный прототип с кучей недоделок.

Но игродизайнеры насмотрелись анимэ с Молнией - и влепили ей завышенный боевой рейтинг.

Молния чистый перехватчик, но из-за завышенного боевого рейтинга она частенько просто не успевает сбить хоть какой вражий бомбовоз (потому что их сбивают многочисленные более проворные союзники). И где тогда заработать очки миссии и проценты активности в бою? А нужно лезть в dog fight - собачью свалку истребьителей - где наш чистокровный перехватчик слишком неповоротлив и слишком мал боезапас.

Вот такая невесёлая история очень интересного самолёта в игре War Thunder.

Мой опыт

Аркада и море

В аркаде бр чуть ниже - всего 5.7. То есть уже встретить реактив в бою редкость (кроме Як-15 и Як-17 - с которыми мне не тягаться). Повыше лётные характеристики - но они в аркаде выше и у врагов. Волшебная перезарядка 1 минута (у всех описанных выше противников 40 секунд). Но есть же бомбы и маркер их падения на землю!

Бомбы обрекают Молнию на работу по низам. А значит упускаем большие бомбовозы - для борьбы с которыми нас и создали. Взамен получаем ораву врагов из проворных штурмовиков и юрких истребителей.

Но я подумал:

Так может место Молнии над волнами?

Эсминцыв кончаются на бр 5.3. И там уже такие эсминцы, которые здорово огрызаются зенитками. А у Молнии даже в аркаде бр 5.7 - а значит в боях её основные противники это даже не топовые эсминцы, а крейсера с бронёй. Которым попадания 25 кг тротила комариный укус.

Своими бомбочками Молния могла бы огорчать катера. Но катера заканчиваются на бр 4.3. И это такие с позволения сказать катера, как советский СКР-1, который выносит авиацию издали своими радиофугасами, а размерами не уступает эсминцу. Короче со своими бомбами на него и зайти не успеешь, а даже если чудом попадёшь (причём всеми 4 бомбами), то не факт что утопишь.

Сдвиг J7W1 на бр 5.0 конечно не сделал бы Молнию имбой даже в морских боях - но хотя бы появился шанс атаковать катера бр 4.0, с некоторыми из которых Молния могла бы справляться при удаче.

Итог

Видео

Что касается последнего ролика, то можно верить или не верить. А ещё можно, к примеру, почитать воспоминания генерала США Риджуэя - по сути создателя американских парашютных войск, командующего НАТО, а затем и венец карьеры американского военного командующий военными силами США. И в его книге "Солдат" находим весьма красноречивые примеры того, как американские военные понимают Честь. Например, когда находясь в увольнении на территории США парашютисты Риджуэя встретили американских же сапёров, то жестоко избили их. За что? А за то, что сапёрам выдали форменные ботинки как у парашютистов. И отняли ботинки у своих братьев по оружию, заставив тех возвращаться в казарму босиком. И знаете, что сделал Риджуей? Он похвалил своих нарушителей воинской дисциплины и гордился их поступком до конца жизни.

Так что американская Честь - это другая культура. Нам их не понять. Не по-людски у них всё как-то.


специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


суббота 27 апреля 2024г
Алексей «Рекс»