Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Южно-Сахалинский краеведческий музей 2

Сегодня продолжение предыдущего поста. Но я все же напомню, о чем идет речь) А речь идёт о Сахалинском областном краеведческом музее и Музее под открытым небом, который находится на территории музейного сквера. Невероятно красивого!

Это одно из любимых мест жителей города, сюда конечно привозят и многочисленных туристов, особенно организованных японцев. Они прямо скажем в восторге, особенно от самого сквера.

К слову сказать, обновленный он создавался на моих глазах, в то время моя мама работала бухгалтером в музее и мы часто туда ходили посмотреть как идет реконструкция.

Сейчас здесь есть и краснокнижные растения, и растения эндемики области, есть трофейная техника и пушка с корабля, есть ... А вот что есть еще я не буду говорить, лучше покажу. Идем за мной, если интересно.

Уже догадались, что это? Нет? Тогда я подскажу) На Сахалине ведеться большая научная работа и очень много работ по исторической геологии. То есть вот эти камни это окаменелости - аммониты и конкреции с "черепаховой" структурой.

Красивый, правда?

Конкреции - это минеральные стяжения, образующиеся вокруг включений в мелкозернистых пористых осадочных породах. (честно, я мало что из этого поняла, но выглядят потрясающе! столько идей сразу в голову приходит:)) Примерный возраст отложений, заключавших окаменелости, 84–72 миллиона лет.

На фото ниже моё любимое место здесь, только с другого ракурса (см. История в развитии.Часть 1). Самое уединенное и самое... знаете, это наверное из детства, когда мы с бабулей ходили далеко в лес и вот этот кусочек сада - это кусочек моего детства, того леса, таинственного и темного, где солнце можно было увидеть только если идешь по дороге и то не всегда...

И вообще в сквере такая атмосфера хорошая, люди туда приходят в обеденное время отдохнуть, мамы со спящими малышами в колясках сидят на лавочках, мамы и папы с неспящими малышами бегают за ними вокруг фонтана... Некоторых ловят по пути в чашу фонтана) Но при этом в музее есть четкие правила, и охрана зорко следит за их выполнением. Например, нельзя с велосипедом входить на территорию сквера, поэтому рядом с воротами стоянки велосипедные. Но я в этот раз пешком)

Так мы плавно выходим на задний двор Музея под открытым небом) А тааам... А там нас нас встречает розовый сад в обрамлении самшита, близкий по форме к классическим европейским садам.

Зацветают розы где-то в августе. Хотя в прошлом году из-за весьма странной погоды они зацвели в июле. Ну для роз-то погода видать идеальная) а вот люди к резким перепадам температур привыкают сложно, когда вчера +8, а сегодня уже +24, при этом парилка несусветная - 98 процентов влажности... Зато такой аромат от всего цветущего стоит непередаваемый!

Прямо за розами удивительный ансамбль. Место всех свадебных фотографий. Я тоже там пыталась сфотографироваться, свадьба опередила) поэтому сделала немного с другого ракурса. Как я и писала раньше, здесь есть где спрятаться)

Здесь, в этой стороне история народов Сахалина и каторга. Царским указом 1869 года остров Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки, превращен в один из самых мрачных уголков России. В самом музее, оборудованном современным демонстрационным оборудованием на плазменной панели отмечены два пути, которыми каторжане по этапу попадали на Сахалин: сухопутный путь через Сибирь и морской путь из Одессы через Суэцкий канал, Индийский океан. В экспозиции есть модель парохода «Нижний Новгород», фотографии каторжан на его борту.
Колонизация острова продолжалась около сорока лет. Тюремная администрация имела безграничную власть, как над ссыльными, так и над немногочисленными свободными сахалинцами.

Как бы то ни было, а именно во время каторги были заложены основы современной экономики области: угольной, нефтяной, рыбной, лесной и сельского хозяйства. В экспозиции представлены материалы по исследованию природных богатств, организации первых производственных предприятий, комплекс предметов быта конца XIX века. Но это в музее. На улице же стоит вот этот раритет! Он заметно моложе времени каторги, но раз уж он встретился нам на пути то сейчас самое время о нём сказать.

Экспозиция хозяйственно-бытового комплекса предметов населения острова на рубеже двух веков знакомит нас с орудиями труда, домашней утварью, убранством дома. А вот на улице как раз стоит типичный дом времен каторги. В нем есть окошки, в которые можно увидеть небольшие экспозиции: кабинета чиновника периода сахалинской каторги, карцера сахалинской тюрьмы конца XIX в.

Пожарные бочки тоже тягались людьми, поэтому в поселениях очень строго следили за печками, всегда кто-то дежурил у огня.

Сахалин, являясь крупнейшей в России уголовной каторгой, был также и каторгой политической. На острове отбывали наказание члены наиболее значительных российских политических партий и организаций («Пролетариат», «Народная воля»): Б. О. Пилсудский, Л. Я. Штернберг, Л. А. Волкенштейн, И. П. Ювачев, Б. П. Еллинский и другие активисты. Работая в школах, библиотеках, больницах, мастерских, канцелярии островной администрации, они оказывали практическую помощь в облегчении участи каторжан и их семей, внесли большой вклад в духовную и культурную жизнь общества. Пилсудскому стоит памятник рядок с музеем. В 1997 году при Сахалинском областном краеведческом музее создали Институт наследия Бронислава Пилсудского, который даже имеет свой печатный орган — журнал «Известия Института наследия Бронислава Пилсудского». Институт концентрирует в себе всю имеющуюся в мире информацию о жизни, деятельности и научном наследии Б. О. Пилсудского, его современников и материалы по истории, археологии, этнографии и фольклору коренных малочисленных народов Севера, населяющих остров Сахалин.

Миссия журнала состоит в том, чтобы осуществлять издание новых, неизвестных ранее материалов биографического, научного и эпистолярного наследия одного из видных исследователей коренных народов Сахалина Б. О. Пилсудского. Известно, что архивы многих стран мира хранят у себя редкие неопубликованные рукописи ученого и фотографические снимки по традиционной этнографии и фольклору народов Сахалина и Нижнего Амура: айнов, нивхов (гиляков), уйльта (ороков), эвенков и нанайцев (гольдов).

В 1890 году Сахалин посетил известный русский писатель А. П. Чехов. Результатом путешествия, трехмесячного пребывания на острове и изучения сахалинской действительности стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию. И было отчего...

На упряжках по городу еще ездили, когда мой папа был еще маленьким, то есть где-то до середины 50-х годов XX века к ним в Александровск-Сахалинский с севера, с поселка Дуэ, приезжал дядька на большой упряжке, в которой было около двадцати собак! Это сейчас спорт и развлечение, и собак в упряжке чаще две - шесть. Раньше это была жизненная необходимость...

После громкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных. 10 апреля 1906 года вышел Закон об упразднении сахалинской каторги. В 1908 году остров был объявлен свободным для вольного заселения.

История острова Сахалин уже в ХХ веке не менее сложна и драматична. Русско-японская война 1904–1905 гг., основные события которой проходили на территории Маньчжурии и Ляодунского полуострова (Китай), затронула и остров Сахалин. Прорвавшись из осажденного Порт-Артура, по пути во Владивосток 20 августа 1904 года русские моряки крейсера II ранга «Новик» приняли неравный бой с двумя японскими тяжелыми крейсерами «Цусима» и «Читозе» в проливе Лаперуза. Противник отступил, но из-за полученных повреждений экипажу крейсера пришлось затопить «Новик» вблизи поста Корсаковский, чтобы судно не досталось врагу.
В экспозиции музея представлена 47-мм пушка с русского крейсера II ранга «Новик», модель самого корабля, а также фотографии экипажа, полузатопленного крейсера, береговой батареи из снятых с крейсера орудий. Орудия и японский трофейный танк можно посмотреть здесь.

В самом музее большая экспозиция, посвященная августу 1945 года, когда Сахалин и Курильские острова превратились в арену боевых действий. Но такие экспозиции лучше смотреть в самом музее. Если у вас возникнет желание пройтись по страничкам истории, то вот ссылка на сам музей.

А пока перейдем к коренным народам Сахалина. Этнографические коллекции — гордость музейного собрания. Подлинные предметы XVIII — начала XX столетий свидетельствуют о существовании самобытной традиционной культуры у коренных жителей Сахалина и Курильских островов. В начале XIX века на Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи — в основном на севере острова, уильта (ороки) — в центральной части и айны — на юге Сахалина и Курильских островах. Отмечалось также небольшое число эвенков.

Это летнее жилище нивхов - "ке-раф". С приходом лета и началом нерестового хода лососевой рыбы нивхские семьи переезжали из зимних поселений на морские побережья. Летники были максимально приближены к местам рыбной ловли и располагались в устьях нерестовых рек. Жилища строились так, чтобы вся их передняя часть освещалась солнцем, а задняя - жилая, находилась в тени.

Передняя часть использовалась как кладовая. Вырубленное бревно использовалось как лестница, а на ночь поднималось, чтобы по нему не забрались грызуны.

Есть еще зимник на территории музея, но в нем проводились какие-то работы, поэтому сфотографировать не получилось, но чтобы вы понимали как он выглядит, я немножко обрисую. Вот дома хоббитов похожи) дверь в холме. Только прямоугольная) и места поменьше.

А закончим нашу экскурсию, пожалуй животным миром.

И еще один животные, только мифологические это "кома-ину", что означает "корейский пес" (в простонародье их часто называли "шиши" — "лев"). Они встречают посетителей на входе в музей.

В японской религии – синтоизме считается, что каменные статуи "кома-ину" охраняют храм от злых демонов и духов, а также делают здание неуязвимым от любых бедствий. "Пока стоят "кома-ину" — здание неуязвимо", — говорили японцы. Но эти собаки не всегда охраняли областной музей. Изначально обе скульптуры стояли на входе синтоистского храма "Гококу дзиндзя" в Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск), тем самым защищая здание от всех бед. Однако, после окончания освобождения Сахалина львы были перенесены. Так стражники покинули свой первый пост, и в 1950 году со зданием храма случилась беда – его разрушили. Второй свой пост у областного Дома офицеров "кома-ину" тоже оставили, и его постигло несчастье – в 1971 году строение сгорело. Теперь стражники стоят у входа в музей, твердо и спокойно несут свой почетный караул, охраняя здание и его посетителей от любой опасности.


8 июля 2020г
Анастасия Семенюта