Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

«Секретный кабинет» или что скрыли в Неаполе после раскопок в Помпеях

Сегодня традиционная рубрика в пятницу, но не совсем об Эпохе Пара. Сегодня я расскажу об одном секретном музее, который находится в Неаполе. Работая в юности в турагенстве, отправляя людей по всему миру, я и не знала, что такой имеется. Если бы знала, то отправляла бы в Неаполь чаще, чем в Милан))

Все мы знаем, что Древний Рим стоит у основания европейской цивилизации. Мы берем из этой эпохи то, что нам нравится: изучаем римское право, любуемся обнаженной скульптурой, но при этом часто игнорируем все «неполиткорректные», жестокие и грязные традиции предков. Хотя, если вдуматься, для них поджарить на кресте поджигателя было совершенно естественно, как и современным людям сейчас требовать от властей смертной казни опасному преступнику-детоубийце, потому что поджог там, где всё легко воспламеняется и приводит к большим разрушениям и жертвам это одно из самых страшных преступлений. И это не голословно, это ещё недавняя история Сахалина, где по вине пожара выгорали улицы японских деревянных домов. Собственно говоря, такое происходило во всех городах, где было распространено деревянное зодчество.

Но вернёмся снова к нашей теме)

Фильмы и сериалы о Риме, где непременно показывался садизм, насилие и обилие секса были призваны и как средства шокировать публику, и как ни странно подготовить её к тайнам, хранимым за семью печатями.

Потому как исследователи, изучающие эту эпоху, может, и покраснеют, но будут вынуждены признать: все это было в реальности. Лучший пример — история тайного собрания искусства городов, погибших во время извержения вулкана Везувий в августе 79 года. Тогда мощь взрыва сокрушила Помпеи, Геркуланум и Стабии.

По иронии судьбы этот вулкан сохранил для истории срез настоящего римского общества без прикрас.

Помпеи не были значимым центром Римской империи, но страшная гибель в огне и дыме навсегда увековечила поселение на юге современной Италии. Застывший под слоем пепла, словно завернутый в вату, этот город вместе со всеми зданиями и обитателями стал грандиозным памятником своей эпохи, будто перенесенным из Античности в наши дни на машине времени. Раскопки постепенно превратили его в гигантский музей под открытым небом, а также позволили по-новому взглянуть на жизнь древних римлян.

А вот теперь мы напрямую подошли к теме рубрики "пятницаразвратница"

Ведь вместо дверных колокольчиков в этих городах (а возможно и в других, но сохранились они как раз в этих:)) использовали…

Музыкальная подвеска тинтиннабулум выглядит как существо в форме пениса с лапами льва, птичьими крыльями, хвостом и собственным половым органом. Все это увешано колокольчиками, когда-то легко звеневшими от дуновений свежих морских ветров. Такие бронзовые фигурки своим пением отгоняли злых духов, так же как и настенные пенисы. Несмотря на внешний вид, их вряд ли можно считать аналогом современного порно.

Сексуальные мотивы были обычным делом — пенисами украшали даже здания домов. Возможно, они служили своеобразными метками, указателями, помогавшими найти ближайший бордель (в Помпеях было не менее 35 таких заведений, обычно там трудились рабыни). По другой версии, это оберег, защищавший дом хозяина от злых духов.

Можно только представить себе, как краснели физиономии неаполитанских чернорабочих, когда они один за другим откапывали фаллические талисманы самой разной длины и формы около 300 лет назад??Тогда даже вполне невинные обнаженные статуи древних божеств и героев прикрывались в «том самом месте» каменным фиговым листом, а любые эротические изображения были строго-настрого запрещены.

Но самая шокирующая находка, которую археологи сделали, находилась на вилле Папирусов. Небольшая статуя из цельного куска мрамора, найденная на вилле в пригороде Геркуланума — менее известной жертвы Везувия (но здесь я её даже не буду показывать, лучше вы сами пройдетесь по этой ссылке)

https://travelpast50.com/erotic-art-pompeii-herculaneum/

Знатный английский путешественник, увидевший античный артефакт в конце XVIII века, был так потрясен, что предлагал швырнуть его в жерло все того же вулкана. В наши дни страсти поутихли, но композиция «Пан и козочка», созданная более 2000 лет назад, до сих пор вызывает противоречивые чувства у поклонников древнеримского искусства. Причина проста: сейчас такого ваятеля сочли бы зоофилом. Неизвестный античный скульптор максимально натуралистично изобразил половой акт между божеством плодородия Паном и обычной козой.

Но древние римляне видели лишь сатира, сказочное полукозлиное существо, которое совокупляется с созданием одного с ним роду-племени.

Скандальную статую редко выставляют публично, но в 2013 году она ненадолго появилась в витринах Британского музея. Показ сопровождала табличка, предупреждавшая, что несовершеннолетние посетители могут осмотреть скульптуру только с разрешения родителей.

В свою эпоху она была доступна всем гостям виллы Папирусов: Пан с козой стояли посреди открытого сада, где проходили публичные приемы в честь богатых хозяев-интеллектуалов. Об их статусе говорят огромные размеры владений и сотни найденных ценностей, а об уме — уникальная библиотека из почти 2000 папирусов. Кстати, это единственная античная коллекция письменных артефактов, дожившая до наших дней, за что стоит благодарить Везувий: его огонь обжег, но не испепелил свитки.

А вот чувство юмора у древних европейцев и их потомков явно разнилось: статую обнаружили около 250 лет назад и почти сразу отправили под замок. Долгое время она хранилась в подвалах неаполитанского королевского дворца. Именно там ее увидел чувствительный английский джентльмен, предложивший уничтожить мраморную «порнуху».

Знать южного итальянского королевства поступила иначе. Не только Пан с его лохматой любовницей, но и другие шокирующие обывателя предметы — от обычных пенисов до сцен группового секса, однополой любви и оральных ласк — были на века спрятаны подальше и превратились в одну из крупнейших в мире коллекций запрещенного античного искусства.

как всегда выбрала самые целомудренные

История этого места не менее секретна, чем оно само. С момента начала раскопок Помпеев и других древнеримских руин в окрестностях Неаполя его короли, правившие городом до объединения Италии, имели эксклюзивные права на владение античными богатствами.

В какой-то момент все предметы искусства, так или иначе связанные с темой половой жизни, были собраны в одном месте, получившем название «Секретный кабинет» (или «Секретный музей»).

Он располагался в подвалах резиденции монарха, но никто, кроме узкого круга доверенных слуг, об этом не знал, равно как и о его назначении. По легенде, основателем коллекции стал Франциск I. Разрешение на посещение могли получить только мужчины, обладавшие высоким статусом в обществе. Своеобразная виза на вход в «другую страну» неприкрытой эротики выдавалась в секретариате Его Величества после внимательного изучения кандидатуры просителя.

Как гласит официальная версия, это было сделано, чтобы уберечь общественную мораль, но, что странно, слухи о собрании «пошлого искусства» древних, где обитал Пан с козочкой, звенел крылатый пенис, а люди на вазах и фресках совокуплялись в самых немыслимых позах, распространились по всей Европе.

И вот уже аристократы, особенно британские, во время своего обязательного турне по загранице непременно навещали Неаполь, получали особое разрешение на визит в Кабинет и проводили часы в его тишине.

Реакция была разной, в основном, конечно, шокированные посетители покидали комнату порока в гневе. Но когда читаешь записки чопорных джентльменов, кажется, что это игра, и далеко не всё, что происходило за запертыми дверьми, попало в анналы истории.

Часть фресок на стенах римских бань и борделей было технически невозможно перевезти в тайное хранилище. Поэтому их закрыли плотными шторами и предлагали осматривать за плату. Время созерцания было ограничено, и допускались опять только мужчины. Эта практика просуществовала почти до наших дней, и отменили ее лишь около полувека назад.

Что до собрания античного «порно» в недрах королевского дворца, то вход туда в итоге заложили кирпичом. Через 30 лет его разобрали и на короткое время открыли для публики. Потом снова закрыли — и снова открыли. Как и в других европейских странах, когда к власти приходили консерваторы, цензура ужесточалась, и наоборот.

Эта катавасия длилась почти 200 лет и завершилась только в XXI веке: старейшая коллекция — теперь часть Национального археологического музея Неаполя. Посмотреть ее может любой совершеннолетний, но, чтобы привести сюда на экскурсию группу школьников, по-прежнему требуется особое разрешение. Только подписывают его уже не монархи, а родители.

Если будете в Неаполе, загляните в крамольное место, чтобы в очередной раз убедиться: все оригинальное искусство, включая эротическое, придумали еще в античные времена, а запретили уже в наши.


24 декабря 2020г
Анастасия Семенюта