WoSB
Орудия
Разрешённые калибры
Только начиная с IV ранга корабль может нести орудия любого калибра.
Кораблю V ранга доступны орудия не свыше 32-фунтов.
Корабль VI ранга и ниже может нести орудия не свыше 28-фунтов.
Но:
- среди уникальных и премиумных кораблей есть джонка Шунсен VI ранг - и для неё указать разрешённый калибр забыли...
- что там могут корабли V ранга - никого не интересует, а причина в отмелях. Ща поясню.
Отмели
Зона где начинают новички - мелководье новичков. Здесь самая динамичная игра, благодаря относительно малой жизни кораблей, из-за чего бочки тут супероружие. А уж бочки можешь применить эффективно с борта любого кораблика, главное смекалка и умение, и победа над любым противником тебе обеспечена - благо на этом мелководье шибко грозных врагов ты не встретишь.
Мелководье новичков, что на восточном краю карты - это 6 портов, и тут могут ходить только корабли не свыше VI ранга.
Поблизости есть ещё пара отмелей, где могут ходить корабли V ранга - это ещё 2 порта, один на крайнем севере, а другой на крайнем юге. И всё.
И вот он - критический промах разработчиков WoSB.
Мелководье новичков сразу обрывается в глубокие воды, по которым ходят линкоры вплоть до высшего I ранга. Никакого плавного перехода к игре против более крутых противников нет. Сиди дома не гуляй, а высунулся - огребай по полной. Ну или плавай исключительно под мирным флагом - что превращает игру в сольную.
На кой чёрт тогда игра онлайн? Выпустите сольную версию - с добротным сюжетом и сохранением в портах!
Отмели глубины V - каждая вокруг своего порта. Не только не связаны друг с другом, но даже с мелководьем новичков не контактируют.
Потому в игре есть хорошие корабли V ранга - но их преимущество относительно малой осадки на фиг никому не нужно. Ты этим преимуществом в своих рейсах не воспользуешься. И будешь вынужден воевать, а скорее убегать от крутых парней I ранга - ровно так же, как новичок на кораблике VI ранга. Только тот может вести бизнес на своём мелководье - а ты нет. Туда тебе вход уже закрыт, а обширных отмелей глубины V - на карте немае.
Идея с глубиной, что увязана с рангом корабля - хороша! Да вот реализация её на карте игры - прямо скажем, никакая. Что касается глубин - отстой, а не карта.
Эффективность орудий
Её будем оценивать как вред в секунду в расчёте на максимальный урон против:
- защита 0 - такой не бывает, но честно считаем абстрактный вариант
- защита 5 - бриг Феникс VI ранг - самый прочный враг на мелководье новичков
- защита 8 - имперская Мёртвая рыба III ранг - самый прочный корабль игры
Для тех, кто забыл правила математической записи десятичных дробей, напоминаю:
- в скобках указывается периодическая часть десятичной дроби
И поскольку наверняка найдётся дурень, который возопит "А откуда эти цифры?!" - специально для такого дурня поясняю: делим наносимый вред на время между выстрелами = вот и количество вреда в секунду. Вред это пробитие - защита.
пробитие | перезарядка | 0 | 5 | 8 | дальность | |
Пушки | ||||||
12-ф Ржавая | 12 | 7.5с | 1.6 | 0.9(3) | 0,5(3) | 115 |
16-ф Железная | 14 | 10с | 1.4 | 0.9 | 0.6 | 125 |
24-ф Факел | 12.5 | 8с | 1.5625 | 0.9375 | 0.5625 | 130 |
Кулеврины | ||||||
18-ф Чугунная | 14 | 14с | 1 | 0.6(428571) | 0.(428571) | 135 |
24-ф Молот | 15 | 15с | 1 | 0.(6) | 0.4(6) | 140 |
36-ф Серпантин | 16 | 16с | 1 | 0.6875 | 0.5 | 150 |
Каронады | ||||||
28-ф Чугунная | 18 | 16с | 1.125 | 0.8125 | 0.625 | 110 |
32-ф Громовержец | 20, | 18с | 1.(1) | 0.8(3) | 0.(6) | 115 |
42-ф Судный калибр | 24 | 24с | 1 | 0.791(6) | 0.(6) | 110 |
Уникальные | ||||||
Пушки | ||||||
12-ф Адмиральская | 11 | 5с | 2.2 | 1.2 | 0.6 | 115 |
Кулеврины | ||||||
16-ф Гладкая | 13 | 9с | 1.(4) | 0.(8) | 0.(5) | 135 |
40-ф Испепеляющая | 19 | 28с | 0.67(857142) | 0.5 | 0.39(285714) | 150 |
Каронады | ||||||
28-ф Печать Кастилии | 18 | 17с | 1.(0588235294117647) | 0.(7647058823529411) | 0.(5882352941176470) | 125 |
36-ф Ястреб | 20 | 19с | 1.(0526315789473684210) | 0.(789473684210526315) | 0.(631578947368421052) | 120 |
Заботливое разделение на каронады и кулеврины -что-имело-значение-в-жизни- в игре не значит ничего (хотя было бы разумно и исторично, если каронады только для верхней палубы, а кулеврины только для нижней палубы трёхпалубников). В игре же нынче все орудия взаимозаменяемы, и лишь иногда играет роль ограничение по калибру -который-прописывал-какой-то-идиот-. Короче примем все эти условности игры -хотя-зачем-тогда-в-игре-достоверные-модели-парусников-вообще-непонятно.
Из таблицы сразу очевидны бесполезные орудия:
- Кулеврина 18-ф Чугунная - хуже любой пушки и лишь на 5 сажен дальнобойнее 24-ф Факела. Который можно ставить на любой корабль. 5 сажен дальности стрельбы - окупают проигрыш в силе выстрела в 1.5 раза? Мне кажется нет. На хрена эта кулеврина в игре?
- То же кулеврина 16-ф Гладкая - даром что уникальная, а на хрена она в игре? И не надо кивать, что она лучше прочих кулеврин - она пушке Факел проигрывает, даром что та общедоступная. Уникальная проигрывает общедоступной! Ладно, уж не будем судить её строго, всё ж она на 5 сажен дальше бьёт.
- 40-ф Испепеляющая кулеврина - худшая из кулеврин. При формально самом большом пробитии, защищённые корабли она бьёт хуже любого другого орудия. А то как она бьёт незащищённые - да это вообще позор! Дальнобойность при том ровно как у общедоступного Серпантина - а вред... нет слов, чтоб описать её БЕЗвредность для врага. На хрена в игре такое горе уникальное?
- Каронады все уступают пушкам, ну вот разве что против самых защищённых кораблей иногда чуточку сильнее бьют... Но никаких преимуществ дальности (что, признаем, исторически верно и к этому претензий нет), и по менее защищённым кораблям явный проигрыш в скорости нанесения вреда.
- Каронады сбалансированы отстойно - с ростом калибра эффективность падает, дальность стрельбы практически не растёт. На хрена игроку стремиться к новой каронаде?
- Чёрт возьми, мне жаль каронады - в реальной истории они как раз были орудиями эффективнее предшествующих (быстрее перезарядка, больше проламывающая сила ядра) - а в этой игре они отстой непотребный
- 12-ф Адмиральская пушка - безусловный лидер, вот разве что дальность стрельбы подкачала... А так ли уж эта дальность важна?
Сказывают, некий афинянин потешался над длиной спартанских мечей.
Мол, уж слишком короткие. На что спартанец ему ответил:
— Это потому, что мы делаем шаг к врагу, а не от него.
Решительный враг сам нападает на тебя. И конечно идёт на сближение. И ты скажешь, что кинешь бочки? Так и он тоже! Ты скажешь, что у тебя апгрейды и спец.экипаж? Так и он не дурак! Вы - равны. И то, что быть может твои пушки стреляют аж на 35 сажен дальше - решительного врага от атаки не только не удержит, но и побудит его подбираться ближе. А там его адмиральская пушка, формально самая слабая - долбит в 1.5 - 2 раза больнее любой другой. И даже самые прочные корабли долбит весьма неплохо, пусть отгрызая по кусочку, но каждые 5 секунд новый залп.
Кроме 12-ф Адмиральской пушки - все остальные орудия игры не нужны. А эту пушку, заметим, можно поставить на любую лодку. А знаете что это значит?
Что вся идейка с тем какие калибры на корабли какого ранга допускаются - вылетела в трубу!
Бомбарды
Они -названы-по-идиотски- ставятся только либо на носу либо на корме. Вообще-то туда же могут быть поставлены и любые обычные орудия, но признаем сама идея таких специализированных "для кормы и носа" орудий выглядит интересно. А вот каковы те орудия?
пробитие | перезарядка | 0 | 5 | 8 | дальность | |
Бомбарды | ||||||
Василиск | 16 | 17с | 0.9(4117647058823529) | 0.(6470588235294117) | 0.(4705882352941176) | 160 |
Посейдон | 25 | 27с | 0.(925) | 0.(740) | 0.(629) | 115 |
Сдвоенная | 11x2 | 18с | 1.(2) | 0.(6) | 0.(3) | 135 |
Строенная | 12x3 | 28с | 1.(285714) | 0.75 | 0.(428571) | 135 |
Разве что Василиск имеет какой-то смысл из-за своей рекордной дальнобойности, а по остальным параметрам он лучше ну разве что Испепеляющей, которая просто конкретно отстой редкостный.
Все остальные бомбарды легко уделывает ненужная кулеврина 16-ф Гладкая - не уступая по дальнобойности, она бьёт больнее. Ну разве чуточку уступит Посейдону против самого прочного корабля игры, но по дальности его заметно превосходит.
То есть, мы имеем целый ряд орудий, которые ограничены местом установки на корабль - и они все хуже орудия, которое можно ставить в любой пушечный порт любого корабля.
А если нас не так волнует дальнобойность - то опять наш выбор 12-ф Адмиральская пушка, как чемпион скоростного нанесения вреда.
Скажите на милость, а на хрена в игре эти бомбарды?
Зачем вообще все остальные - кроме 12-ф Адмиральской пушки?
Специальные
Есть парочка специальных вооружений. И самое эффектное это:
- Греческий огонь
урон в базе 80/с, но по повреждённым кораблям бьёт сильнее. Начинает от 25% (20/с) и доходит до 150% (120/с). И такого пламени аж 8 секунд. Вот разве что дальность подкачала всего лишь скромные 60.
Но есть и оружие с вполне нормальной дальностью стрельбы:
пробитие | перезарядка | 0 | 5 | 8 | дальность | |
Многозарядное орудие | 30x8 | 22с | 10.(90) | 9.(09) | 8 | 135 |
Циферки прекрасны, но есть одно НО - это оружие может устанавливаться только на некоторые корабли. Если у тебя не такой, то похоже из всего богатства выбора эффективными будут лишь Адмиральские пушки. На хрена в игре все остальные?
Мортиры
Для мортир не будем учитывать защиту цели. Почему? Да потому что у первой же мортиры урон 100. Самый слабый метатель бочек урон 65. От этого отнимай хочешь 5, а хочешь все 8 (сильнее защиты в игре нету) - на конечный результат эффективности это мало повлияет. Потому считаем без учёта защиты - чтоб сопоставить мортиры меж собой это вполне допустимое упрощение. А ещё понятно будет даже весьма ленивому читателю откуда цифра взялась.
урон | перезарядка | вред/с | дальность | |||
Мортиры | ||||||
6-дюймов | 100 | 20с | 5 | 135 | ||
7-дюймов | 125 | 24с | 5.208(3) | 145 | ||
8-дюймов | 150 | 31с | 4.83(870967741935483) | 155 | ||
9-дюймов | 180 | 35с | 5.(142857) | 150 | ||
10-дюймов | 210 | 38с | 5.(526315789473684210) | 145 | ||
11-дюймов | 245 | 42с | 5.8(3) | 140 | ||
Тяжёлая мортира | 125 | 28с | 4.46(428571) | 145 | ||
Метатель бочек | 65 | 18с | 3.6(1) | 130 |
-Какой-неуч-додумался-написать-калибры-старинных-мортир-в-дюймах?-
Метатель бочек формально самый слабый, но кажется у него самая большая площадь поражения. Кстати, по виду этот метатель бочек форменный требюше. Так сказать, гость из средневековья. Вот кстати приходит на ум та сцена из "Белого отряда" Конан Дойла, где описан морской бой двух кораблей, один из коих был вооружён какой-то катапультой. Ну и эффективность оказалась так себе. Но в игре даже от этого слабого метателя вред в разы боле, чем от орудий.
Из собственно мортир самая слабая это Тяжёлая мортира. А на хрена она? Ну разве "шоб було". Ща растолкую.
Мортиры ставятся только на осадные суда и только на предусмотренные для того места - что исторично и к этому вопросов нет. Но зачем-то разработчики ввели требование:
- на корабль VI ранга можно ставить мортиру калибром не более 6-дюймов
- на корабль V ранга можно ставить мортиру калибром не более 7-дюймов
- ...и так далее...
- на корабль I ранга можно ставить мортиру калибром 11-дюймов
У Тяжёлой мортиры калибр не указан, а стало быть её можно ставить на любые осадные корабли. И вот наш первый кораблик VI ранга. Можем заменить его единственную 6-дюймовую на эту Тяжёлую - и проиграв в эффективности, выиграть в дальнобойности. Аж 10 сажен выиграем. Кажется негусто, за такое падение силы поражения в секунду?
Да и пофиг на ту эффективность! Реально у нас будет только первый удар, а дальше мортира в бою не роляет. А тут наш удар аж на четверть сильнее!... Ну то есть на 25 очков вреда.
Проблемка-то в том, что эффективность мортир в разы выше, чем у пушек - потому на осадных кораблях бортовых орудий заметная нехватка. Но реально в дуэли у нас будет всего 1 выстрел из нашей могучей мортиры. И надо ещё ухитриться попасть. И даже с апгрейдом выбьем из врага аж -145 очков... при общей величине его жизни около 1000, а то и поболе.
Уже тут ясно, что исход морской дуэли мортира не решает.
Играть от мортиры занятно - но вообще это чисто по фану. А не по эффективности.
Мне подсказывают, что мол мортира это оружие осадное. Но на утлом судёнышке плохо ходить брать форты в одиночку (я пытался - не осилил).
А если мы в дуэли ухитряемся сделать хотя бы пару результативных попаданий из мортиры - то стандартная 6-дюймовка всяко эффективнее вышибает из вражины жизнь (просто потому, что она это делает быстрее).
Может от Тяжёлой мортиры дальше будет польза?
Но вот у нас уже корабль V ранга и на нём стандартно 7-дюймовка. Номинальный вред и дальность стрельбы ровно такая же, но скорострельность лучше - отчего и эффективность в дуэли выше, причём выше на величину вреда от иной кулеврины.
Уже тут Тяжёлая мортира становится нафиг не нужна.
Смотрим дальше и видим, что 8-дюймовая самая дальнобойная. Правда ослабла. Но всё равно эффективнее Тяжёлой. Да и по разовому вреду явно превосходит. Затем 9-дюймовая, с приличной дальностью и ещё большим вредом как разово, так и за единицу времени. Ну и венец творения 11-дюймовка - с максимальным вредом как разом, так и в пересчёте на секунды, и дальность всяко поболе Тяжёлой.
Мортиры меж собой сбалансированы весьма неплохо - а Тяжёлая среди них как собаке пятая нога.
Тут можно было бы посудачить про боеприпасы для мортир, но главное уже и так понятно:
- при всём кажущемся богатстве выбора альтернатив варианту "по умолчанию" нету
И тебе для этого не обязательно проводить хитрые расчёты. Ты просто смотришь на вред в карточке мортиры - и видишь, что с ростом калибра он больше. А в дуэли у тебя как правило будет только 1 выстрел из мортиры.
Выводы
Кто-то может возразить:
— Эй! В предыдущей статье ты рассказывал про формулу, которая сложнее. А тут ты упрощаешь расчёты. Может результат недостоверный? Может на самом деле всё оружие в игре равноценное?
Не равноценное. И вы сами это прекрасно ощущаете.
Ну а что я слегка упростил расчёт на этот раз - роли в данном случае не играет. И вот почему:
- Мы оценивали всё оружие по одной и той же методике.
По более точной формуле цифры выйдут чуть меньше - но меньше пропорционально по всем орудиям. Ибо мы к ним всем применяем одинаковый расчёт. И нас сейчас интересует не столько абсолютная цифра вреда - сколько соотношение, насколько одно орудие эффективнее другого. И по какой бы формуле мы ни считали - это соотношение между орудиями будет сохраняться.
Совсем просто:
- как ни считай, а 12-ф Адмиральская пушка всегда рулит
— и очень многие игроки это давно просекли
Это понятно?
Тогда вот вывод из всех предыдущих таблиц:
В игре куча орудий, которые ущербны разом по всем параметрам. А те что ущербны не по всем, а имеют какое-нибудь одинокое достоинство - а сие достоинство компенсирует ли все прочие идущие в комплекте недостатки?
Самые лучшие орудия от лучшего к худшему:
- 12-ф Адмиральская
- 24-ф Факел
- 12-ф Ржавая
- 16-ф Гладкая
Все эти орудия доступны даже для корабликов самых низких рангов. Прочие орудия - не нужны.
Вот это поворот!
Оказывается в занятной системе, где только корабли старших рангов имеют доступ к орудиям любых калибров - нет никакого смысла, ибо те орудия больших калибров даром не нужны.
Вот это прокол баланса.
Дальнобойные:
- 36-ф Серпантин
- Василиск
И вот тут я бы очень сильно задумался:
- А стоит ли оно того?
Эффективность это насколько быстро мы выбиваем врага. Желательно быстрее, чем он нас. Но оба дальнобойный орудия в этом явно хуже любой из 4 пушек списка лучших. А вот этот выигрыш в дистанции выстрела - неужели враг сию дистанцию не успеет сократить быстрее, чем мы ему наносим вред?
Говорят, мол, дальнобойные орудия позволяют держать врага на дистанции. Я как-то плохо себе представляю, что помещает врагу сблизиться?
Сблизиться на ту дальность, где уже его орудия вполне достают нас. И почти любой набор его орудий, на удобной ему дистанции, выбивает нас быстрее, чем мы его из своих дальнобойных, но увы слабых.
Добавьте к этому, что Серпантин не на всякий корабль поставишь (нужен IV ранг или выше), а Василиск как бомбарда ставится только на нос или корму. Вот наверно вооружить Василисками ту самую имперскую Мёртвую Рыбу хорошо - сможет издали дать первый залп... а что потом?
А потом неизбежное сближение, и в дело вступают эффективные орудия - коих в игре всего 3 пушки, ну и до кучи 1 кулеврина (и та под вопросом).
Остальные орудия просто не нужны. В кулевринах баланса нет. Каронады и бомбарды - все в переплавку. Они просто не нужны.
Специальные орудия ставь на специально для них предназначенные места. Мортиры всегда бери максимально допустимые для твоего корабля.
При всём кажущемся богатстве выбора - альтернатив нет.
P.S. При загрузке WoSB можно прочесть какое-нибудь мудрое изречение. Одно из них такого:
— Корабль, не имеющий цели, никогда не поймает попутный ветер.
Пора бы разработчикам игры обратиться к этой собственной мудрости.
Пора определиться с тем, какую логику они хотели заложить в баланс орудий. Потому что сейчас баланса нет по целым категориям и между ними.
Ну а пока разработчикам недосуг баланс править - мы знаем какие пушки ставить на наши корабли! Поднимай паруса и Весёлого Роджера не забудь. Йо-хо-хо и бутылка рому!
писано воскресенье 4 мая 2025г
Алексей «Рекс»