Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Героиня нашего времени
как
Провал феминизма

Хотите узнать секрет, как написать бестселлер? Всего 5 правил, и сейчас я расскажу их. Но прежде задумайтесь вот над чем:

Феминизм, как борьба за право женщины быть наравне с мужчиной, одержал победу в XIX веке, когда женщины получили возможность носить обувь на каблуке, до того бывшую исключительно мужской. И теперь женщину не могли за это сжечь на костре как ведьму. Это была первая и очень значимая победа.

Хотите знать, как выглядела прогрессивная феминистка в XIX веке - взгляните на рисунки Альбера Робида

Дозволение читать

А как случилось, что женщины стали самыми активными читателями? Вы не знаете? Я расскажу. Ведь это то же была борьба.

Когда Античность, с её расцветом культуры, была забыта, то в Средние Века женщин грамоте не учили. Как, впрочем, и подавляющее большинство мужчин. Ренессанс открыл прекрасному полу двери библиотек - правда пока ещё только для куртизанок. Это была привилегия продажных дам перед другими женщинами - они имели право читать книги! Постепенно и на домашнюю жену стали смотреть не только как на племенной скот для производства потомства, но и как на милого друга, с которым хотелось бы приятно пообщаться.

И вот пришла Эпоха Пара. Машины печатают газеты ежедневно. Книги! Появляется дотоле неведомый жанр фантастики. Какой предстала в нём женщина?

Прежде всего смелой. И не боящейся трудностей. Такими мы видим женщин во многих романах Жюль Верна. И последующие авторы фантастического жанра следовали тому же. И не надо думать, будто это мужчины хотели навязать читательницам свои фантазии - нет! Читательницы просто не стали бы читать то, что им не интересно. А ведь женщины уже составляют не менее половины читателей, и кассовый успех зависит от их благосклонности.

И не только читательницы - но и писательницы! Роман «Франкенштейн» - по сути первый научно-фантастический роман во всей истории человечества - написала женщина Мэри Шелли в 1816 году. И по тем временам щекотал он нервы читателя не хуже произведений Стивена Кинга. Чтобы в те времена сочинить такое неординарное и не укладывающееся в общепринятые рамки произведение - а потом ещё и издать - нужно и самой обладать немалой смелостью. Вот каковы были женщины XIX века в реальности и в художественном вымысле.

современный
Женский стиль

Вот признаки 100%-женского произведения (не важно, такое может и мужчина написать - но если он пишет «специально для женщин» то вот что выйдет):

1) Она (главная героиня) хуже чем Золушка
Хуже потому, что у Золушки были трудолюбие и доброта, а вообще-то и природная красота то же была. Не хватало только модных шмоток, вот добрая фея презентовала, и все увидели, что Золушка красавица. Золушка была награждена малым (а именно модным платьем) за упорное следование большим добрым идеалам. Всё остальное - любовь и успех - заслуга самой Золушки. Золушка прекрасна и без платья.
А что современная главная героиня? А она - «жрите меня какая есть». Я мило-глупенькая и совсем не мило неряшливая - но ведь кто полюбит тот разглядит, не так ли? А разглядит он - во многих произведениях - вот что: я сквернословлю, курю, пью, нет напиваюсь до скотского состояния (что где пью, там и блюю). А если, вместо доброго характера, не стесняюсь хамить окружающим, то это потому что я неординарная личность. В общем пусть мой принц знает, что меня ещё нужно завоевать!
И если Вам кажется, что я сгущаю краски - то нет. Всего лишь пересказал фабулу одного очень модного и удостоенного всяческих наград бестселлера. И между прочим, написанного женщиной - вот этой:
Эрика Леонард Джеймс Эрика Леонард Джеймс
И называется её раскупаемая миллионными тиражами книга - «Пятьдесят оттенков серого». Да! А Вы не знали что автор этого произведения - женщина? Вот теперь знаете.

Уж, я думаю, женщина-то знает, что хотят читать женщины...

2) Он (её избранник) уже состоявшийся принц
У него есть всё, чего можно пожелать в этой жизни, и вот только подруги рядом почему-то нет. Какие-то девицы могут виться, но он их всех отвергнет - ради Неё! Она ведь такая неповторимая (описание неповторимости см. выше), а они просто жалкие штампованные красотки. И чем более произведение подчёркивает готовность принца всё своё богатство, успех и главное красавиц-подруг, швырнуть к ногам замарашки - тем успешнее будут продажи бестселлера.
3) Всё должно быть очень красиво, но главное - ОЧЕНЬ ДОРОГО
Пусть вещь абсолютно безвкусная, но известно что стоит дорого - её нужно притянуть в сюжет, даже если вещь эта никакой смысловой нагрузки не несёт.

Классический пример из современности это полёт на вертолёте из «50 оттенков серого». Очень романтично можно выйти в море на парусной яхте, закрепить штурвал и далее заняться поцелуями. Очень неплохо можно прокатиться в авто и, притормозив на обочине, пообниматься (а некоторые ухитряются предаваться ласкам прям на ходу). Но вот летя в вертолёте никакой романтики не сложится и близко - двигатель ревёт так, что слова нужно не романтично шептать, а орать, вдобавок пилот так сосредоточен на управлении, что ему уж точно не до нежных прикосновений возлюбленной. Зато вертолёт это дорого. Бессмысленно - зато дорого.

По сути, к этой же категории можно отнести и разнообразные сцены роскошных балов, круизов первым классом, высокосветских раутов - которые блистательны и в них казалось бы задействованы десятки и даже сотни персонажей... но только эти грандиозные сцены ничего не привносят в сюжет, никак не раскрывают характеров и взаимоотношений героев. И однако, в современном женском романе или кино они обязательно должны быть - во всём своём бессмысленном великолепии. Иначе произведению не быть популярным.

4) В конце обязательно «хеппи энд» - но в современном женском понимании
Некогда счастливым венцом считался путь влюблённых под венец. Теперь же как будто мечта женщины - доказать свою независимость, причём любой ценой.

Вспомним «Девять с половиной недель» и по сути их римейк «Пятьдесят оттенков серого» - Она уходит от Него. Зачем? Ну как же! Она доказала, что она ему не игрушка! И это может и замечательно - но ведь Он то её в самом деле любит. И другого, кто будет её в самом деле любить (пусть странно, но Любить с большой буквы) на горизонте героини не видать. Да Ей просто была охота максимально помучить сдуру влюбившегося в неё мужчину.

И самое удивительное, что дамы-читательницы даже не задаются при этом вопросом: а сама-то Она хоть немножко любила Его?
Ещё век назад читательниц этот вопрос обязательно занимал. Она должна была следовать зову настоящей любви... но чему Она следует сейчас?

5) Смысл и логика не обязательны - а вот эмоции обязательны
Герои должны поступать ярко-эмоционально, даже в ущерб собственной логике. И желательно чтобы каждый поступок давил слезу.

Причём в последние годы это требование прогрессирует. Опять же сравним «9 1/2 недель» с его современной калькой «50 оттенков серого»:

  1. В первом, блиставшем лет 30 назад произведении, Он вышел прогуляться, чтобы развеять скуку, случайно увидел Её, и решил познакомиться. При этом разница в социальном положении Его и Её не так уж велика (он бизнесмен средней руки, она агент продвигающий художников, что то же даёт неплохой доход). И их случайное знакомство в Манхеттене - престижном деловом квартале одной из финансовых столиц мира - эффектно подчёркивает, что мы видим состоявшихся людей, которые сами добились своего положения и теперь могут позволить себе всякие глупости вроде экстравагантных любовных игр. Они обеспечили базу для своего союза! Так и должны поступать разумные люди. Но это же слишком логично...
  2. Потому во втором, более современном произведении, Он, миллиардер, и вдруг сам заходит в магазин за какой-то ерундой - где видит Её, ту самую неуклюжую студентку, подрабатывающую в этом захудалом магазине. Логики в поступке миллиардера нету никакой (поскольку мы знаем, что у него полно прислуги и самому ему ходить за покупками нет нужды) - зато как душещипательно.

В хорошем произведении слеза наворачивается только в кульминации, ведь это и есть момент высшего переживания идеи повествования. Но в современном типично женском произведении зачастую главной идеи нет - потому-то её отсутствие и подменяют множеством резко-эмоциональных сцен. Однако теперь уже стало правилом, что большую часть сюжетных действий должен совершить мужской персонаж. Вспомните Золушку - она трудилась и делами своими проявляла доброту - нет, нынче это не годится, современная героиня и так хороша. Но кто-то же должен совершать действие в произведении? Значит, пусть мужик попрыгает вокруг неё. Следовательно, и изображать эмоции теперь выпадает на долю персонажей-мужчин, что было нехарактерно ещё четверть века назад. Да, персонажи-мужчины всегда имели какие-то переживания - но внутри себя, как принц Гамлет (который конечно переживает предательство, но внешне должен не показать этого). Теперь же герой просто обязан изображать эмоции и желательно бурно - а для этого поступать так, как в реальной жизни не поступают.

Если персонажи-мужчины стали непоследовательны и нелогичны, то уж на их фоне любые глупости женских персонажей прокатывают. Но вот вам мысленный эксперимент: попробуйте в воображении заменить всех персонажей-мужчин - на женщин. И чудо, теперь их поступки кажутся уже почти логичными.

Это изменение пристрастий в типично-женском произведении произошло за последние четверть века. Всего одно поколение людей успело народиться за это время. Но уже популярен образ мужчины, который по характеру - (простите) истеричная баба.

И повторюсь ещё раз - вспомните «Золушку». Трудолюбие и доброта души - нет, это больше не популярно. А популярно, когда героиня собрала целый букет недостатков при (желательно) полном отсутствии положительных качеств. И НЕ желает меняться! Жрите меня какая есть!

И герой обязан это жрать... Вот это будет популярно.

P.S. На этом месте некоторые могут начать (а порой и в самом деле начинают) возражать, мол, конечно у вас, у мужиков, вечно женщина всё должна, и дома порядок навести, и ребёнка воспитать, и ещё выглядеть как королева, и в постели удовлетворять, а ведь надо ещё и работать, вы же козлы обеспечить семью не можете, только и сидите на диване перед телевизором пиво хлещете...
Леди! Где-то выше было хоть слово про что-то подобное? Где-то выше было хоть слово про ваши обязанности? Где-то выше было хоть слово что с мужика никакого спроса? Там вообще-то выше разговор даже не о людях - а только о выдуманных персонажах. Там выше говорилось только о том, каким должно быть современное произведение, чтобы массовая женская аудитория приняла его на ура. Ничего больше.

И, однако, давайте подумаем вместе. Если перечисленные выше 5 пунктов делают произведение популярным у женщин - то чего ждать в реальной совместной жизни? Кому нужна такая жизнь? Заметьте, я не сказал «чего ждать мужчинам» - мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что без согласия страдают оба. Но зачем это страдание в реальной жизни женщинам? Я не говорю, что мечтать плохо (мечтать о хорошем это хорошо) - но если мечты ведут к деградации, то упиваться этими мечтами это ли не сумасшествие?

Феминизм начинался как борьба за право на равных с мужчинами скакать на коне в мужском седле, открывать новые острова, отправляться в плавание по морям и даже небесам - уже четвёртым взлетевшим в воздух человеком была женщина, Вы знали об этом? А о том, что были целые семьи воздухоплавательниц, где летали все - от бабушки до внучки. Знали ли Вы об этом? Так прочтите на этом сайте SteamAge.ru в сборнике «Я люблю паро-панк» статья «Плывущие в облаках».
Женщины боролись за право свершать великие деяния и в этих деяниях быть равноправным товарищем мужчинам - вот в чём был смысл. Равноправие товарищей, разделяющих вместе все тяготы! Но какие идеалы популярны ныне?

Просто подумайте над этим.


понедельник 10 июня 2019г
Алексей «Рекс»