Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Война Пирамид

Это история одной картины. Ну хорошо, пока ещё собственно картина не создана. Пока ещё она только создаётся. Но разве не интересно проследить путь от рождения до завершения? Тем более, что даже ещё не став картиной в полном смысле, она уже украшает обложку моей книги.

Прежде было...

Летом 2018 года я остался в полном одиночестве. Не считая трёх кошек. В общем пока все уехали отдыхать, я то же не напрягался, побольше гулял на свежем воздухе, посматривая на проплывающие мимо корабли. И вот в таком настроении писал свою первую книгу «Счетовод перевала». Писал довольно планомерно, по одной главе в день. Глав там, кстати, 30. Тогда же и издал её.

Для издания нужна обложка. Даже если собираетесь издавать только электронную версию - книг без обложки не бывает. Когда-то я неплохо рисовал, и раз уж возникла такая необходимость, решил вспомнить как это делается. И в целом получилось. Я нарисовал и обложку и некоторые иллюстрации. И, знаете, мне понравилось. Спустя месяц я уже увлечённо писал следующую книгу. Теперь уже не фантастику, а научно-популярную про тайны и загадки истории. В истории этих самых тайн и загадок предостаточно. Но почему-то людей больше всего привлекают выдумки.

Одна из выдумок, популярных в то время в интернет-обсуждениях - это «крепости-звёзды». Название, выдуманное невежами, не слышавшими термина «бастионная архитектура». И уж каких только нелепиц тогда про эти крепости не рассказывали. Уж не знаю почему людям хотелось чтобы это оказались то ли маяки для пришельцев, то ли электростанции - но только не военные укрепления.

Изданная в 2018 году моя книга «Крепости-звёзды» рассказывала не только собственно про крепости. Но пришлось коснуться и пирамид. А то как же без них, уж их-то точно инопланетяне строили. Да может и строили, но однако...

Понимаете, я вдруг понял, что люди совершенно разучились вести дискуссии. Каждый кричит «верю / не верю». Ну ровно дети малые. А ведь наука верой не занимается. Наука требует доказательств через факты и их проверку. И ведь это очень увлекательный процесс.

И потому я постарался собрать в своей книге все версии, гипотезы и прочее - чтобы дать картину со всех сторон. А читатель пусть выносит своё суждение - но обязательно прежде ознакомившись со всем, что известно. И с тем, насколько достоверными мы можем считать те или иные сведения. И почему так. И что на это возражают оппоненты.

+ увеличить картинку + Обложка «Крепости-звёзды» 2018 года Обложка 2018 года

Эту обложку я так же рисовал сам. Поскольку название было «Крепости-звёзды» (тогда ещё без всяких подзаголовков), и я хотел рассказать о том, насколько увлекательно протекала настоящая, невыдуманная эволюция фортификационных форм, то в верхней части я изобразил схематичный рисунок типичного бастионного фронта с небольшим равелином перед ним. В нижней же части изобразил турецкую бомбарду из позднего Средневековья, потому что именно вот такие бомбарды и вынудили инженеров искать новые фортификационные формы, которые довольно быстро эволюционировали в бастионную систему.

Замысел

Прошло около года, когда я, уже по опыту общения с интересующейся публикой, стал понимать какие ещё вопросы остались без ответа в моей книге. И первый из них - это вопрос о катаклизме планетарного масштаба, который предыдущую цивилизацию землян погубил.

Так в книге добавилась глава про потоп. Но вместе с тем появилась и смутная тогда ещё мысль, что обложка не очень соответствует содержанию. В течении лета мысль росла и крепла. И появился первый набросок, карандашом на чём попалось под руку в прямом смысле (а попался под руку чек из магазина, вот прямо на его обороте и сделал набросок, чтобы не забыть). Пусть он был очень приблизительным, но в нём сразу было обозначено главное:

Почему я, в своём замысле, разделил силы сторон именно так? Не скрою, некогда своё изучение вопроса о пирамидах я начал с кажущейся общности культур. Разве не очевидно, что и тут и там приамиды? Открою секрет, я и сейчас считаю, что описанная Платоном Атлантида была. И была населена. И погибла так, он описал. И в то самое время. Косвенные подтверждения той катастрофы имеются. Но если говорить про сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры, то и египетские и американские пирамиды намного моложе.

Замечу, что это не исключает версию, что в незапамятные времена жители и Америки и Египта с атлантами общались. И быть может даже копировали их архитектуру. Но вот те самые древние образцы до нас определённо не дожили. Ибо мы видим полную самобытность архитектуры индейцев и египтян. Она совершенно различна.

Характер американской архитектуры мною воспринимается как более дикий. Этакое буйство звериной энергии. Если сложить это с некоторыми находками следов на американских плато, где как будто человек прошёл по следам динозавра, то... Правда это было миллионы лет назад и того человека, быть может, и человеком называть неправильно. Но всё же всё это создаёт Америке и её коренным жителям своеобразный ореол тайны дикой природы.

Напротив, египетские пирамиды мною воспринимаются как нечто формализованное до предела и чрезмерно официальное. Я даже подумывал изобразить на их месте зиккураты из старого «Bladerunner». И в то же время, рядом с египтянами жили таинственные догоны, чьи познания о системе Сириуса озадачивают. Египет чаще всего ассоциируется с мифами о пришельцах из космоса. А для меня совершенно очевидно, что такие высокотехнологичные пришельцы высаживаются на планету только чтобы построить здесь свою промышленность и грабить ресурсы.

Поэтому очень быстро, буквально на следующий день, египетские пирамиды на наброске дополнились торчащими из-за них дымовыми трубами заводов.

Эскиз

К февралю я закончил работу над учебником металлопоиска «Кладо искательство для гоблинов-чайников». Одобрена издательством она была 21 февраля в 15:54. И это был не простой процесс. В макет не влезало название книги на титульной странице. Поэтому мне пришлось слово «кладоискательство» разбить на два слова - «кладо» и «искательство» - и только после этого макет сошёлся. Но была ещё одна причина длительной задержки с выходом этой небольшой по объёму книжки.

Учебник штука серьёзная. А я стремился сделать его не таким скучным, и потому нарисовал забавные иллюстрации с гоблинами. Но в тексте этого учебника для новичков-кладоискателей, я упоминал свои «Крепости-звёзды». И раз уж это книжка с картинками, то логично не просто сказать «почитайте про это в другой книжке» - а ещё и показать, как та полезная книжка выглядит. Вот так и вышло, что мне срочно понадобился рисунок новой обложки для «Крепостей-звёзд».

И я потратил больше недели на создание новой обложки. Если быть точным, то лишь нижней её части. Верхняя сохранилась без изменений, а вот ниже сменился рисунок и появился подзаголовок (про пришельцев, пирамиды и потоп).

Но прежде, разумеется, я набросал новый эскиз.

+ увеличить картинку + Эскиз «Войны пирамид», февраль 2020 год, формат A4 Эскиз, февраль 2020 год, формат A4

Очень приблизительный, но всё же часть элементов уже определена и расставлена по своим местам - они проведены синим. Иные лишь намечены - и такие проведены красным. А остальные и вовсе обозначены надписями.

Сфинкс первоначально предполагался безликим, но уже прорисовав его таким, я понял, что лица не хватает. Поэтому выше (в воздухе) изобразил профиль, чтобы не забыть, что у сфинкса должно появиться лицо.

Конкистадоры, лучевые турели и танки изчезли. На обложке слишком мало места для большого числа фигур, либо эти фигуры будут совершенно невыразительны. Чем-то пришлось пожертвовать, чтобы сделать другие фигуры крупнее. В частности предполагался турецкий лучник с характерным роговым луком. Сперва я хотел поместить его стреляющим с колена перед мушкетёрами, но это поза нехарактерная для лучника, и я задумал перенести его на другой ярус пирамиды. Соответственно пришлось думать, куда переместить индейца-копьеметателя оттуда. Забегая вперёд, скажу, что индеец остался на своём месте, а вот лучнику в финальном варианте места не нашлось.

В сравнении с не сохранившимся самым первым наброском, из новых элементов тут появился птеродактиль с наездником - он уравновешивал собой боевую летающую тарелку над египетскими пирамидами. Которых по первоначальному замыслу предполагалось две. Так же здесь появился космос со звёздами, вот только правда от него пришлось сразу же отказаться, ввиду того что его на обложке перекрывали надписи. И для солнца, которое и на первом наброске было весьма символично наполовину скрыто горизонтом (что можно было трактовать и как восход и как закат), места в финальной версии обложки не нашлось. Но об этом я расскажу ниже.

Рисунок

Далее я сделал вот что: я отсканировал эскиз и затем стал рисовать объекты по отдельности, сканировать их и размещать на эскизе, с помощью компьютера постепенно замещая приблизительный набросок окончательным рисунком. Такая вот отладка изображения по частям. И если кто-то упрекнёт, мол, настоящий художник так не делает - я соглашусь. Да! Но ведь задача - создать электронное изображение для обложки, которое будет отправлено в электронном виде. И неизбежно будет обрабатываться и готовится к отправке с помощью компьютера. Так что нет никакой разницы как производятся промежуточные этапы - главное получить конечный результат. То есть изображение обложки в виде компьютерного файла.

Отладка рисунка по частям сильно упрощает работу. Мне так определённо удобнее. Нарисовал птеродактиля с наездником на нём. Затем уменьшил до масштабов рисунка на обложке и подвинул как захотел. Потом, когда добавились ещё элементы - в частности новые надписи - ещё немного двигал, смотрел, но в итоге убедился, что в целом угадал с первого же раза. А если бы не угадал, то смог бы исправить, не перерисовывая весь рисунок.

Или возьмём американскую пирамиду. За неё взялся уже после птеродактиля. Изобразил во всей красе, прорисовал все детали - и так отсканировал и поместил на её место на общем рисунке. А затем уже стал размещать на ней фигуры. При этом с каждой фигурой я работал отдельно, я мог подвинуть любую из них или даже переместить все на новые места и посмотреть что из этого выйдет.

Тут весьма кстати пришлась помощь старшей дочери. Она пыталась помочь мне ещё с рисованием гоблинов, но гоблины у неё не задались. А вот жрец на вершине пирамиды и наездник на динозавре это её работа. И ещё первый набросок диплодока с паланкином, это то же её. Она нарисовала эти рисунки крупными, мне их пришлось сильно уменьшить, не беда, компьютер это позволяет делать легко. Главное они получились достаточно выразительными. И заметьте - компьютер позволил работать над одной картиной двум художникам сразу.

Однако если со жрецом на вершине пирамиды всё было хорошо, то вот наездник на динозавре... Я понял, что он потеряется на фоне пирамиды. Потому выдвинул его вперёд. Теперь он удачно уравновешивал собой египетского сфинкса. Но он занял место, ранее отведённое для бомбарды.

Немного подумав, я решил, что орудие можно поднять на нижний ярус пирамиды. Но это и нереалистично для бомбарды (так их не применяли), да и места там мало. И тогда я отказался от бомбарды в пользу мортиры. А её расчёт взял из старого рисунка - если присмотритесь, то увидите, что это точно те же самые турки со старой обложки, разве что пальщик зеркально отражён.

Теперь посмотрим на египетскую сторону. Здесь довольно быстро была нарисована новая пирамида и сфинкс, а так же и боевая летающая тарелка, всё более похожая на звёздный дестроер из StarWars (да, я являюсь фанатом трёх старых фильмов, они конечно ни в коем разе не были настоящей научной фантастикой, но в них был свой наивный колорит, я с удовольствием смотрю первый эпизод, особенно в переводе Гоблина, где фильм прям начинает играть красками и смысла становится больше - но разумеется всё что дальше уже смотреть нет сил ибо какая-то ну совсем уже глупость противоречащая самой себе). Поставил всё это вместе на общий рисунок, добавил робота - и стало ясно что пирамида никуда не годится. Вот вам и минус рисования объектов по отдельности. А поскольку я к тому моменту уже набросал и разные технологические объекты, то стало очевидно, что для второй пирамиды места не осталось. Потому пирамида была перерисована и осталась одна. И это даже хорошо - теперь уж точно «Война пирамид».

С роботом всё не так просто. Я хотел реалистичного шагающего робота. Какой он может быть? Логично, что такой военный механизм выполняет на поле боя роль вертолёта очень низколетящего и способного мгновенно прятаться за складки местности или препятствия, чтобы так же быстро приподняться над ними, выстрелить, и снова скрыться. Значит вот для этого ему ноги, причём достаточно длинные. Какую ещё выгоду дают ноги? Устойчивость к минам. Если гусеничная или колёсная машина обязательно проедут по мине - то шагающая может перешагнуть. Шанс подрыва намного ниже. Кроме того пилот находится далеко от точки взрыва и не будет поражён взрывной волной. Но чтобы уменьшить этот самый шанс подрыва - ног должно быть как можно меньше. Поэтому всякие шестиногие пауки (э, простите, у паука 8 ног) в общем всякие многоножки военного смысла не имеют. Там уже проще и надёжнее колесо. Шагающая боевая машина нужна с двумя ногами. Исключение: треножники марсиан из «Война миров» Герберта Уэллса, и я обдумал вариант нарисовать их, но отказался. Те марсиане в эту концепцию промышленной экспансии не вписывались.

С количеством ног определились - их две, и они по-птичьи коленями назад, ибо так чуть выше устойчивость. А вот чем вооружён этот робот? Понятно, что можно нафантазировать всякие чудо-лазеры. Но объективно: оружие что-то метает (пусть даже плазму), значит имеет отдачу. Кабина робота не столь уж массивная, чтобы гасить отдачу своим весом. Кабина должна быть относительно лёгкой, чтобы ноги робота могли быстро поднимать и опускать её. Да кстати те самые длинные ноги. Они достоинство этой боевой машины, но в смысле сопротивления отдаче это большой рычаг, с точкой опоры на земле.

Выбор оружия получается небольшим: крупно-калиберный пулемёт либо автоматическая пушка. Что касается пулемёта, то уже существует российский «КОРД», из которого можно стрелять с рук. Понятное дело, что только короткими очередями и только если сам стрелок достаточно массивный дядька. Но всё же мы говорим о крупно-калиберном пулемёте под патрон ДШК, который помощнее разрекламированного американского 50-то калибра будет. И таким или подобным оружием можно было бы вооружить инопланетную тяжёлую пехоту, которая предполагалась в первоначальном варианте. Значит, если на картине будет робот - он должен быть вооружён чем-то более внушительным. Остаётся автопушка.

А поскольку, для должного сопротивления отдаче орудия, подвесить автопушку можно только под брюхом - так же как на современном вертолёте Ми-28 - то вот и вырисовался характерный вид робота.

Но конечно одной автопушки мало. И робот получил кассеты с ракетами по бортам. Ракеты выстреливаются почти без отдачи, зато хороши для поражения площадных или малоподвижных целей. С ними робот превращается в ходячую батарею ближней огневой поддержки. Боезапаса в 14 ракет для этого вполне достаточно.

Последний вопрос: а где у робота двигатель? Где топливо? Нет, не в кабине. В кабине только пилот. И - маховик. Вернее супер-маховик. Такие изобретены уже полвека назад. Это лучшие аккумуляторы энергии, причём довольно-таки дешёвые в производстве и предельно надёжные. Вывести супер-маховик и строя очень трудно. Взрываться или гореть в нём нечему. Это идеальный источник энергии для боевой машины. И он же выполняет функцию гироскопа, так нужного шагающей машине. Не правда ли замечательное изобретение? И кстати наверное самое древнее - ведь маховику уже более 4½ тысяч лет. Да-да, самый супер-современный супер-маховик - всё равно остаётся маховиком. То есть крутящимся диском... ну не обязательно диском, есть более энергоёмкие формы. Но смысл всё равно во вращении.

А вот собственно двигатели у робота в ногах. У каждой ноги свой индивидуальный. Спрятаны в бронированных бёдрах. И тут могут быть и электромоторы, и гидромашины, и даже примитивные карданные валы и шестерёнки, передающие вращение от маховика. На мой взгляд всё же самая удобная схема это гидромашина. Но это оценка из нынешних возможностей техники. Гидромашина не лишена недостатков. Например, пожаропасна. А ещё её сложнее приспособить к работе в вакууме. А вот электромотор и в вакууме работает. Но излучает радио-помехи, по которым легко отследить робота. А ещё плохо переносит электромагнитную волну, которую гидромашина даже не заметит.

Может показаться странным, но я относительно долго возился с заводским комплексом. Казалось бы ну что там сложного: буровая вышка, пара труб, некий шар-резервуар. Но мне хотелось сделать все эти элементы как можно более узнаваемыми. Не просто абстрактный индустриальный пейзаж - а чтобы взгляд невольно выделял и осмысливал производственный цикл.

И важное место в этом заняла градирня. Случилось так, что, уже полагая текст книги завершённым, я случайно наткнулся в интернете на лекцию Александра Соколова про Баальбек. Именно это привело к появлению в моей книге ещё одной главы - «Допотопные космодромы». И вот когда я уже эту главу дописал, вот тут что называется снизошло озарение.

Понимаете, я верю в летающие тарелки. Я сторонник летающих тарелок. Я не шучу. Но слушать чушь и выдумки сил нет. Феномены надо исследовать, причём обстоятельно. А не врать.

И для меня в общем и так было очевидно, что пусть даже инопланетяне прилетали на Землю - да почти наверняка хоть когда-нибудь прилетали - но какой им был смысл строить космопорт из камней? Я даже сейчас не говорю что это решение нетехнологичное (о технологичном я подробно писал уже в первом издании книги «Крепости-звёзды»). Всё ещё проще. Исследовательская миссия в этом не нуждается, приземлились, взяли пробы грунта и атмосферы, и улетели. Мощная посадочная площадка нужна для регулярных рейсов, как работают наши столичные аэропорты. Это уже даже не форпост на чужой планете, и даже не колония - это полноценный доминион, вроде таких стран современного британского содружества как Канада или Австралия. Да, часть их территории, в силу природных причин, не обжита. Но это настоящие государства с крепкой властью, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах своих границ. Для хозяйственной деятельности не обязательно обживать всё. Но вот те или иные промышленные объекты будут непременно. И конечно будут большие и малые населённые центры, где население отдыхает после работы.

Сторонники заговора по сокрытию запрещённых знаний говорят, что де все чудесные постройки былых цивилизаций уничтожили. Почему при этом не уничтожили ключевую - то есть к примеру космопорт Баальбек? Ну вот не успели. Или не сумели, вон он из каких массивных камней. В общем можно и с такой версией согласится...

Однако у всякого производства на Земле есть ещё кое-какие очень массивные сооружения. Это градирни. Без них мы тут на Земле не обходимся. Ведь в них охлаждают воду. А любое производство у нас выделяет тепло, и оборудование нужно охлаждать, эффективнее всего водой. А значит, придётся где-то охлаждать и эту воду. Вот для того и нужна градирня. И без неё не обойтись никак, будь у тебя даже атомная батарейка и лазерный резак - всё равно они греются и охлаждать их придётся, а ничего эффективнее охлаждения водой в условиях нашей планеты и выдумать невозможно. Ну и надо полагать, гениальные инопланетные инженеры не дураки, и уж разобрались бы как на нашей родной Земле им грамотно обустроить свой быт, жильё и производство. Так что строили бы градирни.

И вот так глава про допотопные космодромы был дополнена ценным соображением. Интересно, не додумался ли кто до этого раньше? Потому что вот я, человек с техническим образованием, а столько лет не замечал очевидного. Хорошо хоть теперь сообразил. И понял, что мне нужна градирня и на обложке. Вот так вместо двух тонких труб, осталась лишь одна, а рядом пристроилась градирня. Съевшая место, ранее отведённое под вторую египетскую пирамиду.

Последними я нарисовал нефтяные насосы. Но это было уже после прорисовки большей части фигур на американской стороне.

А там всё выглядело несколько пустоватым, в сравнении с благополучной египетской стороной, имевшей уже почти завершённый вид. Мысленно я уже знал, какие фигуры размещу на ступенях американской пирамиды, но всё никак не решался начать их рисовать. Наконец, взялся - и нарисовал почти сразу. Так появились индеец-копьеметатель, турок заряжающий мушкет и пират с пистолем. Последние не требуют пояснений, а вот что касается индейцев, то жители Центральной Америки, где как раз и строили пирамиды, копья не метали. Они метали дротики с помощью специальной палки-копьеметалки. И я это знал, но в масштабах обложки дротик на палке-копьеметалке невозможно было прорисовать. Пришлось вооружить индейца несвойственным ему копьём. Замечу, что жители некоторых тихоокеанских островов метают как раз копья, правда не с помощью палки, а с помощью верёвки с петлёй. Это по сути разновидность пращи. Так что можно метнуть и копьё, и на короткой дистанции, благодаря своему весу, такое копьё получает весьма большую пробивную силу, втыкаясь в дерево на 4 дюйма. Но американцы предпочитали дротики, которые пусть легче, зато и летят дальше.

Теперь обе пирамиды выглядели почти уравновешенными визуально. Но не совсем. Всё же заводской комплекс на египетской стороне занимал пространство, которое на противоположной пустовало. И тут я вспомнил, что изначально хотел, чтобы из-за американской пирамиды выглядывал большой динозавр. Какой-нибудь диплодок с паланкином на нём. В нынешней композиции выглядывать из-за пирамиды ему было уже негде, ведь на всех ярусах стояли фигуры (мортира и копьеметатель). Но если дорисовать на заднем плане джунгли, а динозавр будет возвышаться над ними...

И я нарисовал и джунгли. И отдельно динозавра. А ещё водоём. Ведь где деревья, там должна быть и вода. Разместил всё это на рисунке - и увидел, что теперь водоём оказался посерёдке между враждующими сторонами. И египетские нефтяные насосы, получается, качают воду из него.

+ увеличить картинку + Завершённый рисунок «Война пирамид», февраль 2020 год Завершённый рисунок, февраль 2020 год

И вот теперь только всё обрело логичную завершённость. И выразительность. Пусть рисунок бесцветен. Пусть есть только линии, но нет буйства красок. Однако мы видим американскую пирамиду, мы знаем, что такие пирамиды окружены джунглями, и мы видим деревья за ней. И они заканчиваются у воды.

А с другой стороны производство безжалостно потребляет воду. И результат это сфинкс, который, как мы знаем, был занесён песком пустыни весь. Дикий мир и индустриальный сошлись в схватке за ресурс, жизненно необходимый обоим. Им стала вода. Вот теперь из разрозненных рисунков получилась целостная картина.

Новость про ступенчатую пирамиду Джосера

Ещё эта статья не была дописана. Да что там, обновлённое второе по счёту издание «Крепостей-звёзд» (которое как раз и обзавелось подзаголовком «Пришельцы, пирамиды, потоп») задержалось с одобрением издательством - как приходит новость из Египта.

Ступенчатая пирамида Джосера, самая древняя из пирамид, наконец отреставрирована и открыта для посещений туристами. Реставрировали её 14 лет, и за это время хорошо изучили.

Так вот, в новостях, которые 7 марта 2020 года крутили на экранах в московском метро, ступенчатую пирамиду величали уже признанным самым древним бетонным сооружением. Заметьте: не сооружением в котором использовался бетон - а бетонным сооружением. Тут слова формулировки меняют смысл весьма принципиально. Ведь до сих пор считалось, что внутри пирамида Джосера сложена из известняковых блоков. Теперь же похоже их признают отливками из примитивного бетона на известняковой основе. Даже не знаю что и сказать по поводу столь смелого заявления, на момент написания этих строк мне не удалось найти ссылки на заключение реставраторов пирамиды, где такое было бы сказано.

А кроме того, в том же выпуске новостей, эта египетская пирамида была ни много ни мало объявлена образцом для подражания при постройки пирамид во всём мире! Если предыдущее утверждение мне кажется смелым, то это выходит за рамки смелости и граничит с безрассудством. Ведь хоть гипотеза интересна (и мне самому она нравится), но вот доводов в подтверждение пока что собрано маловато. То что есть - скорее косвенные соображения, чем факты. И по совести говоря надо бы искать дальше, прежде чем выносить окончательный вердикт.

Но возможно мы свидетели резкого разворота в науке. И быть может вскоре новые учебники истории будут излагать картину древнего мира, где жители всех континентов регулярно ездили друг к другу в гости чтобы поторговать и поучиться строительству всяких диковинок. Звучит смешно, но как знать, менталитет общества вполне может качнуться от слепого отрицания к не менее безоглядному принятию всего на веру.

С моей точки зрения, ни отрицание, ни вера - не есть путь к истине. Путь это изучение. Это поиск фактов, их проверка и доказательство, и пересмотр всего известного заново. В общем всё то чем занимается наука. Да, это кропотливо и долго. И чем больше знаем, тем больше времени отнимают проверки новых фактов. Боюсь, современному обществу просто хочется чуда. Причём чуда прямо сейчас. Вот вынь да положь. Я же предпочитаю отделять науку от выдумки (даже если выдумка лично мне очень нравится), и ограничить область чудесного фантастическими произведениями. В частности картиной о войне пирамид.


понедельник 9 марта 2020г
Алексей «Рекс»