Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары

Субмарины типа АГ

Чем интересны именно субмарины типа «Американ Голланд»?

  • Они стали поколением, выросшим сразу из смешных и нелепых лодок Эпохи Пара - и оказались очень удачными, почти не уступая лодкам Второй Мировой.
  • Они и служили и в Первую и во Вторую Мировые войны.
  • Они были построены довольно крупной серией - так что это уже не какой-то эксперимент, а серийный боевой корабль.
  • У них был клёпанный корпус! Но они могли погружаться на 100м - глубже чем прославленная американская «Балао» времён Второй Мировой! (которую многие знают по фильму «Поднять перископ»)

+ увеличить картинку + А-5 субмарина типа АГ А-5 субмарина типа АГ

Загадка клёпанного корпуса

Не доводилось ли Вам встречать в интернете открытия в духе "Корабли XIX века имели сварные корпуса! На их фотографиях не видно заклёпок!" - и ведь приводят подлинные фото в подтверждение своих слов.

Что ж, взгляните на иллюстрацию выше внимательно. Всё разглядели как следует? Тогда кликните на «увеличить изображение» - и вновь рассмотрите корпус детально (особенно носовую оконечность).

При детальном рассмотрении заклёпки на корпусе хорошо видны. Художник специально вырисовал их более отчётливо, чем они выглядят в реальности. Но стоит отдалить от себя картинку (уменьшить её), как даже такие специально выделенные заклёпки совершенно сливаются с корпусом.

А в XIX веке фотографию корабля размером с "Титаник" (более 100 м длиной) делали на фотопластине в несколько дюймов размером (примерно 10 - 15 см). То есть масштаб 1 : 1000. Один к тысяче масштаб изображения. А его печатали с фотопластинки "один-к-одному", фотоувеличителя ещё не было. И даже когда увеличитель появился, то каков размер самых больших фото? Получается мы видим старинные корабли в масштабе хорошо если в 500 раз меньше их натурального вида, обычно же они на фото меньше в две - три тысячи раз. Какой там получиться размер такой крохотной детальки как заклёпка? И - по всем законам оптики - и разрешающей способности и контраста не хватает. Вот потому заклёпок на таких фото и не видно.

Особенно умиляет, когда горе-открыватель вдруг указывает на "ясно видимые сварные швы" на корпусе старинного корабля - при том, что из масштаба фото очевидно, то что он принимает за шов, должно иметь размер в полметра шириной. Я сам сварщик, но не представляю, какой сварочный процесс оставляет такой широченный шов - а главное зачем?

А ещё горе-открыватели не знают, что заклёпки могли ставиться "впотай" - то есть вровень с листом. Тогда на вид они совершенно сливаются с ним уже с расстояния в несколько шагов.

А ещё корпуса красили. Да, не оставляли железо голым - а красили. Добрым таким слоем краски. И даже торчащие заклёпки при этом становятся совсем плохо различимы, даже если смотришь на них вживую. А уж на старинном фото и подавно.

А ещё все фото, которые печатались в книгах до 1980-х годов а то и позже - обязательно ретушированные. И частенько ретушёр стремился сделать картинку красивее, чем она была в реальности. Или просто убирал все эти ненужные заклёпки, потому что ему было лень возиться с выделением каждой. А что не выделялось - то при печати сглаживалось. Я это хорошо знаю, потому что мне довелось поработать в типографии на печатном станке 1904 года - потому "кухню" печатного дела XIX и XX века я представляю вполне.

А вот люди которые этого не знают - делают нелепые "открытия", а потом разносят их по интернету, вводя других людей в заблуждение.

Джон Филипп Холланд

Прежде, чем перейдём собственно к подводным лодкам «Американ Голланд», позвольте несколько слов об дедушке этих лодок.

Джон Филипп Холланд (John Holland; 1841–1914), ирландец, переехавший за океан в «страну возможностей» за американской мечтой, где к тому времени уже обосновались его мать и братья, сбежавшие от английского преследования. Поначалу работал школьным учителем в городе Патерсон (штат Нью-Джерси). Ещё в Ирландии он придумал остроумный и вполне зрелый проект одноместной «подводной байдарки». В США, на деньги боевого ирландского братства, построил пару подводных лодок с мускульным приводом. Затем, уже без ирландцев, занялся коммерческой постройкой субмарин (сперва на паровом ходу), в чём зарекомендовал себя незаурядным конструктором. В частности он построил как минимум две подводные лодки с различными пневматическими орудиями.

Но «страна возможностей» использовала его талант, да и вышвырнула, как использованную вещь. В сущности, у него отняли даже имя (поскольку, когда Холланд прославился как конструктор, его имя тоже стало капиталом). Нанятые его бывшими партнёрами, другие грамотные инженеры создавали новые субмарины на основе всех заложенных Холландом принципов.

Подводные лодки типа АГ, о которых здесь пойдёт речь, были овеяны легендарной славой имени Холланда - но сам он уже был к тому времени отстранён от их конструирования. Тем не менее, эти лодки воплотили в себе всё лучшее из его наследия.

О субмаринах читайте главу «Страх из бездны» в статье «Рождённый ужасать» из сборника «Я люблю паро-панк» на нашем сайте SteamAge.ru

Лодки типа АГ - это то, чем могла стать субмарина Эпохи Пара, если бы...
(например, если бы раньше приняли на вооружение гиро-торпеду, а ещё важнее если бы раньше сформировали концепцию и тактику боевого применения субмарин)

О торпедах читайте статью «Торпеда до Эпохи Пара» на нашем сайте SteamAge.ru

Приведённый далее материал взят из советского журнала «Моделист-конструктор» № 7 за 1989 год, и снабжался превосходной иллюстрацией, а так же чертежами, включая внутреннее устройство лодки, что весьма познавательно.

+ увеличить картинку + Чертёж А-5 субмарины типа АГ Чертёж А-5 субмарины типа АГ

Подводная лодка А-5 (А - вид по состоянию на 1941 г., Б - первоначальный вид (проектный), В - продольный разрез):
1 - вертикальный руль, 2 - буксирная скоба, 3, 30, 33 - шпигаты, 4 - флагшток, 5, 48 - сходные люки, 6 - леерная стойка, 7 - 45-мм полуавтомат, 8 - гакабортный огонь, 9 - мачта, 10 - рубка, 11 - перископная тумба, 12 - перископ, 13 - талрепы, 14 - сходный трап, 15 - торпедопогрузочный люк, 16 - штаг, 17 - антенна, 18 - отсек для надводного якоря, 19, 20, 21 - по этим номерам пояснения к чертежу отсутствуют, 22 - коробчатый киль, 23 - привальный брус, 24 - бортовый киль, 25 - привод вертикального руля, 26 - плавник, 27, 37 - горизонтальные рули, 28 - палубный люк, 29 - отверстия газовыхлопов, 31 - люк для буксирного троса, 32 - кнехт, 34 - ограждение рулей, 35 - гребной винт, 36, 66 - привод горизонтальных рулей, 38 - люки кранцев первых выстрелов, 39 - орудийная площадка, 40 - рубочный леер, 41 - рулевая колонка с компасом, 42 - прожектор, 43, 44 - трубы подачи воздуха, 45 - боевая рубка, 46 - кран-балка для погрузки торпед, 47 - якорная кран-балка, 49, 60 - крышки боевой рубки, 50 - прибор звукоподводной связи, 51 - цистерны главного балласта, 52, 68 - дифферентные цистерны, 53 - подшипник гребного вала, 54 - компрессор, 55 - главный балластный насос, 56 - гребной электродвигатель, 57 - дизель, 58 - машинный отсек, 59 - жилые отсеки, 61 - центральный пост, 62 - торпедный отсек, 63 - запасная торпеда, 64 - шпиль, 65 - надводный якорь, 67 - торпедный аппарат, 69 - топливные цистерны, 70 - резервуары сжатого воздуха, 71 - аккумуляторы, 72 - гирокомпас, 73 - средняя цистерна высокого давления, 74 - уравнительная цистерна, 75 - масляная цистерна.

+ увеличить картинку + Чертёж А-5 субмарины типа АГ Чертёж А-5 субмарины типа АГ

Краснознамённая А-5

Основные
тактико-технические данные
подводной лодки типа АГ
Водоизмещение, т
  надводное 355
  подводное 434
Размеры, м
  длина 46
  ширина 4,88
  осадка 3,8
Число и мощность двигателей, л.с.
  дизели 2 x 240
  электромоторы 2 x 160
Запас топлива, т 15,0
Автономность, суток 15
Скорость хода, узлы
  надводная 13,0
  подводная 10,5
Дальность плавания, миль (со скоростью узлов)
  надводная 3000 (9)
  подводная 90 (3)
Глубина погружения, м
  рабочая 50
  предельная 100
Скорость погружения, мин 3
Вооружение (по состоянию на 1941 год)
  торпедное
  четыре аппарата калибром 450 мм (запас торпед - 8)
  артиллеристское
  один 45-мм полуавтомат К-21 (боезапас - 200 снарядов)
Экипаж, человек 24

К весне 1919 года под ударами Красной Армии европейская часть РСФСР была очищена от интервентов. Уходя, они стремились уничтожить всё, что только могло быть уничтожено, и особенно - военные корабли.

26 апреля 1919 года буксир «Елизавета» вывел на внешний рейд Севастополя оставшиеся русские субмарины бывшей подводной бригады Чёрного моря. Им пробили борта, предварительно открыв все люки. Одиннадцать подлодок пошли ко дну, среди которых была и АГ-21, одна из новейших на Чёрном море. Так англичане затопили лодку, в приобретении которой сами же помогали России.

Эта история восходит к началу первой мировой войны. Уже через несколько месяцев боевых действий Британское адмиралтейство убедилось, что значение подлодок им явно недооценивалось и что их нужно гораздо больше, чем имеется в составе флота. Построить много технически сложных кораблей в очень сжатые сроки не могла даже мощная промышленность этой страны. Помощь пришла со стороны американских бизнесменов, предложивших быстро выполнить заказ на изготовление десяти подлодок, подобных американской субмарине «Сиволф». Последняя вошла в строй в 1913 году, но уже успела зарекомендовать себя достаточно удачной по конструкции. Однако, по условиям международных договоров того времени ни одно государство, включая США, не имело право строить корабли для стран, находившихся в состоянии войны. Чтобы не нарушать этого положения, американцы решили изготовить дизели, электромоторы, аккумуляторы и т.д., то есть практически всю «начинку» лодки, а сборку осуществить в Канаде, бывшей тогда доминионом Британии. Весь заказ был выполнен к осени 1915 года.

Россия, как и другим воюющим странам, срочно потребовались подлодки. Узнав о покупке англичан, морское ведомство обратилось к союзникам за содействием в приобретении нескольких таких же кораблей. И 15 августа 1915 года был заключён договор на поставку одиннадцати субмарин для русского флота. Корабли получили наименование «Американский Голланд» (так тогда произносили фамилию конструктора лодок Дж. П. Холланда), или сокращённо АГ. Они собирались в Канаде в отдельные секции из американских деталей, доставлялись на пароходах во Владивосток, а окончательно доводились в Николаеве и Петрограде (6 и 5 лодок соответственно).

Сборка черноморских лодок началась в 1917-м, и первая из них - АГ-21 - была готова к 1918 году. Как уже было сказано, она разделила судьбу большинства захваченных интервентами субмарин. Вторая из вошедших в строй - АГ-22 - закончила своё существование в Бизерте, вместе с эскадрой уведённых Врангелем кораблей. Первой же советской подводной лодкой на Чёрном море стала АГ-23. Она участвовала в 1920 году в боевых действиях против белогвардейцев, причём внимание к этим походам было так велико, что командующий Южным фронтом М.В. Фрунзе 12 ноября 1920 года лично сообщил В.И. Ленину, что отдал приказ «выйти к Севастополю нашей единственной подлодке». После гражданской войны были достроены и три последние АГ. Лодки этого типа до появления первых субмарин, построенных при Советской власти, служили костяком подводного дивизиона морских сил Чёрного моря.

В 1926 году при поиске затопленных кораблей в районе Севастополя Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обнаружила АГ-21. Осмотр показал, что субмарина находится на глубине 50 метров и достаточно хорошо сохранилась. С декабря 1926 года начались работы по её подъёму. Задача по тем временам была крайне сложной. В два этапа, в августе и сентябре 1927 года, АГ-21 перевели на глубину 36 метров и только 21 мая 1928 года подняли на поверхность.

Капитально отремонтированная подлодка вступила в строй РККФ 30 декабря 1930 года под названием «Металлист» и получила бортовой номер 16.

Однако её ждало новое испытание. 8 июня 1931 года «Металлист» столкнулся с эсминцем и затонул на глубине 35 метров. Через два дня лодку подняли плавкранами. К счастью, субмарины этой конструкции имели углублённые внутрь корпуса комингсы люков, что обеспечивало при затоплении сохранение значительной воздушной подушки, поэтому часть экипажа была спасена.

1 января 1932 года после восстановительного ремонта лодка вновь вошла в состав боевых кораблей, а с 15 сентября 1934 года её переименовали в А-5. В 1936 - 1938 годах она прошла капитальный ремонт и к началу Великой Отечественной была хотя и не новой, но достаточно боеспособной единицей флота.

В первые месяцы войны А-5, как и остальные лодки этого типа, базировалась на Севастополь, а в ноябре 1941 года все они передислоцировались на Кавказ в Очамчири, откуда продолжали выходить в боевые походы.

К лету 1942 года лодки начали действовать на коммуникациях противника, преимущественно в районах баз и портов. Одним из таких мест была Одесса. Именно там А-3 (бывшая АГ-25) первой из всех лодок этого типа одержала победу, торпедировав 29 мая 1942 года вражеский транспорт «Сулина» гружёный боеприпасами.

Следующий боевой успех выпал в этом же районе на долю А-5. 11 июня 1942 года лодка под командованием капитан-лейтенанта Г.А. Кукуя находилась на боевой позиции у порта, когда заметила выходящий конвой. Выпущенные торпеды поразили эскортируемый пятью боевыми кораблями румынский транспорт «Ардеал». Транспорт был вынужден выброситься на мель, а лодка успешно ушла от преследователей.

Но на войне не бывает одних побед, и через полтора месяца А-5 ожидало труднейшее испытание. В июле она снова вышла на свою позицию у Одессы, но обеспокоенные большими потерями немцы выставили там дополнительные заграждения из специальных противолодочных антенных мин. 25 июля на подходах к городу на траверзе Большого Фонтана раздался мощный взрыв. Лодку сильно тряхнуло, в машинное отделение стала поступать вода через выбитые заклёпки, погас свет, деформировался корпус, в кормовой части заклинило горизонтальный и вертикальный рули и правый гребной вал. Пришлось лечь на грунт, всплывать днём вблизи наблюдательных постов врага означало верную гибель.

Не теряя времени, экипаж включился в борьбу за жизнь корабля. В темноте сумели заделать отверстия от заклёпок, восстановили электроосвещение и, пустив насосы, осушили почти затопленный отсек. С наступлением темноты подлодка смогла всплыть, но её положение оставалось критическим - тяжело поврежденная субмарина находилась на минном поле у вражеского берега... Надев легководолазные костюмы, подводники осмотрели лодку снаружи и тут же начали ремонт вала и вертикального руля (последний из-за повреждений перекладывался всего на 7°).

В течение четырёх дней продолжалась героическая работа под самым носом у противника, причём ситуация усугублялась тем, что в момент подрыва лодка заканчивала своё патрулирование, оставшейся пресной воды и продовольствия хватало только на переход домой. Тем не менее усилия советских моряков увенчались успехом: повреждения руля были исправлены и вал освобождён. Правда, многие приборы, в частности все навигационные, уже не поддавались ремонту. Поэтому в обратный путь А-5 отправилась даже без магнитного компаса, ориентируясь по солнцу. Прибыла лодка на базу лишь 4 августа. Её уже перестали ждать, поскольку срок автономности истёк 31 июля. Субмарину поставили в док, и в завершающий период войны на Чёрном море она снова вышла на коммуникации противника.

За время войны лодка выполнила двадцать походов, но наиболее удачными из них стали два последних. Новый командир А-5 капитан-лейтенант В.И. Матвеев вывел корабль в море 11 апреля 1944 года на перехват уходящих из Крыма оккупантов. Три дня спустя у Севастополя, севернее Херсонеса, субмарина выстрелила двумя торпедами по конвою из пяти быстроходных десантных барж с солдатами. Одна из них затонула. Обозлённые потерей немцы бросили против А-5 три находившихся в охранении противолодочных корабля. Преследование длилось 7 часов, была сброшена 61 глубинная бомба, но советским морякам удалось перехитрить врага и благополучно вернуться на базу.

Через месяц в последнем своём военном походе старейшая подводная лодка нашего флота одержала сразу несколько побед. 11 мая она потопила ещё одну десантную баржу с солдатами, а потом, получив сообщение с подлодки М-111 об обнаруженном конвое, вышла на его перехват в район Херсонеса. Конвой «Швальбе» двигался медленно, так как входящий в его состав транспорт «Дуростор» был повреждён авиацией. Лодка блестяще выполнила боевую задачу, пустив ко дну транспорт и моторное судно «Зеепферд» № 27. Два охранявших их тральщика не решились на преследование и занялись спасением экипажей потопленных судов. На этом участие «Американских Голландов» в Великой Отечественной войне закончилось.

За боевые заслуги подводная лодка А-5 (единственная из всех типа АГ) 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.

После завершения военных действий краснознамённая лодка недолго находилась в строю. Срок её службы приближался к трём десятилетиям, на смену приходили новые современные корабли. С 27 августа 1945 года А-5 была переквалифицирована в плавучую зарядовую станцию и ещё несколько лет служила для зарядки аккумуляторных батарей на подводных лодках. В марте 1947 года её сдали на разборку.

В советском флоте лодки типа АГ несли боевую вахту в годы гражданской войны, охраняли морские границы нашей Родины в межвоенный период, внесли весомый вклад в разгром врага в Великую Отечественную. Старейшей из них (во всём нашем флоте) была А-5, показавшая, что в руках советских моряков и старое оружие может быть очень грозным.

П. Боженко,
председатель
московского клуба
истории флота

Подводные лодки типа АГ

Малые подводные лодки АГ были одними из самых массовых субмарин периода первой мировой войны. Они строились сначала в США, затем в Англии, собирались в Канаде и России. Всего изготовили 71 лодку этого типа, из которых 35 служили в английском флоте, 8 - в итальянском, 11 - в русском, 2 - в канадском (переданы англичанами после окончания войны), 6 - в чилийском (поставлялись в качестве компенсации за реквизированные Англией в 1914 году два строившихся дредноута) и 9 в американском (в том числе 6, не полученных Россией после Октябрьской революции). Одна английская подлодка (H-41) была повреждена в столкновении ещё до сдачи флоту, и вскоре её отправили на слом, а ещё 10 так и остались недостроенными: в ноябре 1917 года Англия сосредоточила усилия на производстве специальных противолодочных субмарин серии R.

Судьба пяти лодок АГ, вошедших в 1917 году в состав Балтийского флота, сложилась трагически. В июле не вернулась из боевого похода АГ-16, патрулировавшая в районе Либавы и, вероятно, погибшая на мине. Остальные субмарины зимовали вместе с плавбазой «Оланд» в Ханко. Там и пришлось их затопить 3 апреля 1918 года, когда возникла реальная угроза захвата русской базы немцами. Ледоколов в Ханко не было, а самостоятельно выйти из замёрзшей бухты лодки не могли.

Черноморским АГ повезло больше. Все они, за исключением угнанной Врангелем АГ-22, служили в составе ВМФ СССР свыше 30 лет, что является своеобразным рекордом для кораблей этого класса.

Что же представляли собой субмарины типа АГ?

Лодки были однокорпусные, клёпанной конструкции. Четыре плоские переборки делили корпус на пять отсеков. Почти во всех отсеках, кроме второго, были входные люки. В первом, четвёртом и пятом люки имели внутренние удлинённые комингсы (шахты), создававшие в случае затопления отсеков воздушные подушки, облегчавшие выход экипажа на поверхность. Все люки могли открываться и закрываться из центрального поста. Главные балластные цистерны находились внутри прочного корпуса, что позволяло осушать их помпами на глубине до 50 м. Вода из цистерн отводилась через коробчатый киль, служивший на лодках этого типа главной осушительной магистралью. Вспомогательные цистерны - две дифферентные и средняя - были рассчитаны на продувание их сжатым воздухом на глубине до 100 м. Интересная особенность лодки - наличие специального автоматического клапана продувания цистерн на случай погружения на глубину свыше 50 м.

Аккумуляторные батареи размещались в герметичных ямах, что в случае попадания забортной воды в аккумуляторы предохраняло команду от отравления хлором.

В первом отсеке находились казённые части торпедных аппаратов, запасные торпеды, торпедопогрузочный и входной люки, приводы носовых горизонтальных рулей, электромотор шпиля, здесь же размещался офицерский состав. Внизу располагалась топливная цистерна. В носовой части отсека - цистерны главного балласта и дифферентная.

Во втором отсеке размещались первая группа батарей и цистерна главного балласта, над ними - кубрик команды.

Третий отсек - центральный пост управления. Здесь находились станция погружения и всплытия, приводы горизонтальных и вертикального рулей, вспомогательная помпа, перископ, люк в боевую рубку и вентиляторы аккумуляторных ям.

В четвёртом отсеке - вторая группа батарей, цистерна главного балласта. Вверху - кубрик команды, камбуз, радиостанция, аварийный привод вертикального руля и люк в ограждение рубки.

Пятый отсек - машинный. Здесь располагались главные двигатели для надводного и подводного хода, главные помпы и компрессоры. Внизу - топливная и дифферентная цистерны.

Накануне Великой Отечественной войны все лодки типа АГ были капитально отремонтированы и модернизированы. На рубке установили жёсткое ограждение, убрали надводный якорь, а 47-мм орудие заменили на 45-мм полуавтомат К-21.

Э. Игнатьев,
Ленинград

выложено на сайт в субботу 23 мая 2020г
Алексей «Рекс»
Я люблю паро-панк Поддержи сайт
купи наши товары
Письмо
автору
Сайт существует с 16.12.2017