Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры

Копийный «Панцер»
для военно-патриотического клуба

В моих родных Химках, в советское время, была мощная организация ДОСААФ. Местное отделение даже имело пару списанных бронетранспортёров. СССР был богатым государством. А в современных реалиях каждый клуб должен обеспечивать себя сам.

Мальчишки, а иногда и девчонки, во всём мире издавна играют в «войнушку». Скажу по секрету: взрослые то же не прочь иногда поиграть в перестрелку - хороший, здоровый способ сбросить напряжение скучных трудовых будней. И в этом нет ничего предосудительного. В конце концов, уж лучше играть - чем в самом деле умирать. К тому же такие игры будят интерес к истории. Ну и разумеется высокий патриотизм и простые навыки работы в команде. К услугам жаждущих военных игр широкий спектр снаряжения. И копийное стрейкбольное оружие калибра 6-мм, и пейнтбольные маркеры для стрельбы красящими шарами.

А вот техники нет :-(

Ну как сказать нет. Различные образцы военной техники для военизированных игр люди строят самостоятельно уже давно, не диковинка такие агрегаты и в России. Но, как правило, всё это - так называемые «шушпанцеры», т.е. заведомо несуществующие в реальности машины, нередко довольно причудливых конструкций. Вдобавок обычным недостатком этих поделок является отвратительная проходимость - в итоге «танк» ухитряется утыкаться в кочки на относительно ровном луге, пашня превращается в непроходимую местность, ну а колея даже от легковой машины - противотанковый ров.

А может быть не надо изобретать велосипед... простите, танк? Ведь есть замечательный исторический прототип, сражавшийся в Великой Отечественной, ставший да и остающийся поныне идеалом лёгких бронеавтомобилей. Нет, конечно, если «какой-то броневик» вас не прельщает, если ваша команда настолько крута, что готова построить танк - не вопрос, стройте. Преодолевая все трудности, коих неожиданно окажется не счесть.

БА-64Б идеальный броневик для реконструкции БА-64Б идеальный броневик для реконструкции

Тогда как установка макета бронекорпуса БА-64 на шасси УАЗа позволяет создать почти копийный бронеавтомобиль, имеющий к тому же заманчивые игровые достоинства. Перечислим их:

Замечательная проходимость
она позволит Вашему БА-64 оказываться всегда там где соперники никак не ожидали его увидеть. Нападайте на одном фланге, а через минуту атакуйте другой. Наконец, когда наученные горьким опытом соперники уже стерегут Вас на всех дорогах, смело ломитесь сквозь кустарник, проложив себе новый путь. Подготовленному УАЗу не страшны неглубокий брод, ему по силам преодолеть заболоченную местность (только не забывайте снижать давление в шинах хотя бы до 0.8 кгс/см² перед гонками по бездорожью).

Вооружение установлено в башне кругового обстрела
да, это то же важное достоинство. Большинство игровых шушпанцеров грешит установкой вооружения только в лобовом листе или бортовых бойницах, иные конструкции могут похвастаться спонсонами как у танков Первой Мировой. В итоге обслуживание всей этой огневой мощи требует большого экипажа - а реальная боевая ценность не шибко выше, чем у БА-64 с одним пулемётом. На самом же деле у шушпанцеров она даже ниже - а виновато низкое расположение огневых точек.

Вооружение установлено достаточно высоко
что даёт удобство при обстреле залёгшего в траве соперника. Ведь не секрет, что даже тяжёлый красящий шарик вязнет в густой траве, для лёгкого стрейкбольного шара трава непреодолимая преграда - потому игроки нередко пользуются её защитой. Но шарики из оружия БА-64 будут поражать их сверху. К слову, у реального прототипа углы вертикального наведения пулемёта были необычайно велики: возвышение почти до зенита, а снижение более 30°

Историческая достоверность
в тех, набирающих всё большую популярность, играх, где требуется точное соответствие избранной эпохе, шушпанцеры пока ещё допускаются, но с весьма большой натяжкой. Если же Ваша команда может выставить исторически достоверную копию бронеавтомобиля (включая и габаритные размеры) - то Вы вправе требовать того же и от соперников (и тогда их «Тигр», переделанный из старого «Запорожца», не пройдёт по всем параметрам).

Малый экипаж
если численность команд ограничена, то на счету оказывается буквально каждый игрок. Танк с большим экипажем быть может и сметёт всё вокруг себя, но везде не поспеет (площадки, на которые допускается техника, обычно действительно велики по размеру). А значит, пешие соперники легко обойдут его на других направлениях, захватят флаги, заработают очки на отстреле Ваших, оставшихся в меньшинстве пеших товарищей.
К слову сказать этот же эффект можно наблюдать и в модных компьютерных играх, как серия «Battle Field» или фантастическая «Star Wars Battlefront». В них точно так же, если значительная часть команды усаживается по машинам, то сколь бы ни были грозны эти машины, а только команда пеших противников занимает ключевые точки одну за другой. И остаётся лишь удивляться, почему люди, проводящие многие часы за подобной компьютерной игрой, выезжая на живые «пострелялки», каждый раз ожидают увидеть там обратное этому эмпирическому правилу.
Добавим к этому, что малый экипаж ещё более ценен в тех играх, где запрещена мото-пехота (то есть захват флагов десантом, доставленным под защитой брони, что многими игроками воспринимается как приём нечестный). В этом случае команда тем более заинтересована в многочисленной пехоте, а на машину возлагается только поддержка её продвижения к вражескому флагу.

«2 в 1» или резерв повышения огневой мощи
поскольку известно, что в фронтовых условиях БА-64 иногда перевооружался противотанковым ружьём, Вы можете воспользоваться этим историческим фактом, и прямо во время игры преобразовать Ваш броневик в истребителя танков. Ну а, выведя машину соперников из игры, снова установить пулемёт и «косить пехоту».

Подробнее о БА-64
в сборнике «За гранью пара»
статья «Тенденции развития бронеавтомобилей»

Согласитесь, трудно найти другой прототип, который давал бы столько заманчивых возможностей игроку в пейнтбол или стрейкбол. И который сравнительно легко построить. Ведь почти копийное шасси для него - это старый УАЗ-«козлик» 469 или 31512 модели. Снимаете старый проржавевший корпус, ставите новый самодельный - и можно хоть на парад, хоть в бой, если он игровой разумеется.

+ увеличить картинку + Чертёж БА-64 выпуска апреля 1942 года Чертёж БА-64 выпуска апреля 1942 года

Лучшим материалом для постройки «броне»-корпуса такой машины является конечно же фанера. Это материал прочный, обрабатывается легко, соединять листы фанеры можно и на столярном клею, и шурупами через накладки - кому как сподручнее, тот так и делает. Вообще работать с деревом в России умеет, наверное, каждый. Это несравнимо проще, чем сварка или тем более выклейка стеклопластикового корпуса, сопряжённая с работой с токсичными веществами.

Совет: ни в коем случае не вздумайте использовать эпоксидную смолу - в таких объёмах, которые требуются для выклейки корпуса автомобиля, она ядовита. Поэтому на производстве используют полиэфирную смолу - впрочем, и эта последняя токсична, хотя и в несколько меньшей степени.

Добротно построенный фанерный корпус «броневика» сам по себе обладает неплохой жёсткостью и прочностью - поэтому достаточно будет одной прочной дуги безопасности внутри корпуса.

Что же касается долговечности фанерного корпуса, то даже простая наружная покраска заметно продлевает срок его службы. Лучше конечно оклеить снаружи тонкой стеклотканью. Но красить придётся в любом случае. По-хорошему не один раз, и обязательно и снаружи и изнутри. Полезно так же перед покраской пропитать дерево каким-либо огнебиозащитным составом. Каким именно - оставляю на Ваше усмотрение, не забывайте только для лучшего результата подбирать краску и состав пропитки максимально совместимыми. Ну и - обращайте внимание на запах, иногда он может лично Вас раздражать, а ведь полностью выветрится он не сразу.

Небольшой совет: уже в 30-е годы вся советская бронетехника изнутри красилась в белый цвет. Последуйте и Вы этому простому правилу.

Но самый главный козырь корпуса из фанеры - его теплоизоляционные свойства. И не спешите иронично отмахиваться «да, мол, не поеду я зимой в пейнтбол играть». Вот когда Вы летом залезете под нагретые солнцем листы металла, к которому не вздумай невзначай прислониться - обожжёшься! Вот тогда Вы вдвойне оцените комфорт деревянного корпуса, который даже в самый солнцепёк почти не нуждается в охлаждении.

+ увеличить картинку + Чертёж БА-64Б выпуска 1943 года Чертёж БА-64Б выпуска 1943 года

В заключение коснёмся юридических вопросов. Типичный «шушпанцер» конечно не может выезжать на дороги общего пользования. Реконструкция БА-64 так же оказывается немного вне закона - ведь заводского номера на самодельном «бронекорпусе» нет. Однако...

...УАЗ-«козлик» имеет крепление корпуса к раме через несколько болтов. Кто занимался кузовным ремонтом (а кто не занимался, может верить автору этих строк на слово), тот знает, что открутить-закрутить эти несколько болтов дело нехитрое. Конечно, будут мешать рулевое управление и педали - как с ними быть, нужно смотреть по конкретной машине. Однако технически сделать всё возможно. И тогда вполне можно на время игры или парада поставить на свой УАЗ макет бронекорпуса БА-64, а после мероприятия вернуть родной кузов «козлика» и пользоваться машиной без конфликтов с правоохранителями.

Некоторые технические нюансы следует учесть заранее:

  • Выхлопной тракт УАЗа проходит под днищем - у реального БА-64 он выводился с правого борта. Если не требуется строгая копийность (а для игры она вряд ли потребуется), вполне можно ограничиться имитацией выхлопной трубы на бронекорпусе, оставив родную УАЗовскую под днищем
  • Органы управления - на реальном БА-64 они были по центру, тогда как на гражданской машине смещены к левому борту. Однако они находятся в пределах рамы. Таким образом, их можно упрятать в габариты бронекорпуса. Но, в зависимости от вашей конкретной машины, возможно придётся изменить угол листов бронекорпуса в носовой части (например, педали УАЗ-469 торчат из пола, а на УАЗ-31512 из передней стенки, соответственно разная амплитуда их движения и т.д.). Так же придётся продумать, что делать с приборами и... печкой. Что касается приборов - то, думается, самое простое это поставить их второй комплект в бронекорпус. Для облегчения замены корпусов придётся снабдить приборный блок разъёмами (правда это не относится к родному тросику спидометра или придётся заменять сей агрегат на электронный). Что касается печки, то в узкий бронекорпус стандартная УАЗовская не влезет (иначе будет мешать органам управления). Впрочем, если на игры предполагаются выезды только в тёплое время, то может печка в бронекорпусе и вовсе не нужна
  • Рама УАЗа имеет отличия от ГАЗовской времён войны. Тут так же придётся немного пожертвовать точной копийностью, и перенести узлы крепления в соответствии с реальной рамой Вашего автомобиля. Кстати, по опыту могу сказать - эти рамы УАЗов бывают очень и очень разными. Например, УАЗ моего братишки вышел с завода с перевёрнутыми креплениями стремянок рессор. Так что не надейтесь на заводские чертежи, снимайте размеры конкретно с вашей рамы
  • Кузов УАЗа весит прилично. Да и крепкий фанерный макет бронекорпуса потянет не на один центнер. Руками эти тяжести снимать и ставить тяжело. Но, думаю, для толкового мужика не проблема соорудить крепкие высокие козлы, подвесить к ним пару ручных талей - и приподнять один корпус. А рядом на аналогичных козлах уже должен быть подвешен другой. Выгоняем машину из-под одного, загоняем под другой, закручиваем болты - вуаля! По нашему выбору - гражданское авто или броневик.

Конечно постройка копии бронекорпуса, пусть даже из фанеры - занятие поглощающее и время и деньги. Оно требует самоотдачи и увлеченности. Но разве не таков настоящий энтузиаст?

Да, в одиночку этим заниматься несподручно. Зато это хорошее дело для целого клуба, дело в котором найдётся место посильному участию каждого.

Когда я впервые взялся за полную переделку кузова братишкиного УАЗа - как мы с ним были счастливы. С каким восторгом возились с железками всё лето до глубокой осени. Когда дни стали короче, и начало рано темнеть, мы приспособили всё освещение какое нашли, прожектора и фары-искатели, чтобы работать до полуночи. И я искренне не понимал тех, кто не понимал зачем это мне.

А зачем вообще жить - если ничего не создавать? Не искать тех препятствий - которые будешь преодолевать?

Я не говорю о пустой трате времени. Я говорю о настоящем созидании. Разве реконструировать историю - это напрасный труд? Только тот, в ком нет ни капли патриотизма, может осудить энтузиаста.

Ну а если Вы всё ещё размышляете: «Патриотизм это конечно хорошо. Но что лично мне проку с этой исторической реконструкции?» - то представьте себе, как на очередные джиперские покатушки Вы приезжаете на броневике... ;-)


20 января 2018г
Алексей «Рекс»
Я люблю паро-панк Поддержи сайт
купи наши игрушки
Письмо
автору
  Поддержи
автора
Сайт существует с 16.12.2017