Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Паро-панк Альбера Робида

Я увидел эти рисунки в советском журнале «Техника - молодёжи» № 3 за 1983 год. Художника, который их нарисовал, нынче называют едва ли не основателем паро-панка - но это приукрашенное заблуждение. Его рисунки и книги обычно воспринимают как предсказания людей из XIX века про жизнь в веке XX - да только всё не так.

На самом деле, в этих своих работах, Альбер Робида был просто хорошим научным фантастом своего времени. И только для нас нынешних его наследие - это чистой воды паро-панк, рассказывающий о прошлом.

+ увеличить картинку + Обучение по телефоноскопу Обучение по телефоноскопу

Свои идеи о мире будущего, Альбер Робида изложил в трёх романах, написанных с 1883 по 1890 годы. Телефон к тому времени уже несколько лет как был изобретён. И даже - хоть это и покажется читателю невероятным - уже возникла идея передачи изображения по проводам. Реализовать её, правда удалось лишь на рубеже XIX и XX веков в виде электро-механического телевидения. Эх, если бы стали развивать именно эту конструкцию, а не дорогущие вакуумные элетронно-лучевые трубки... То советский человек покупал бы черно-белый телевизор за цену бутылки водки. И это не фантазии, а экономический расчёт, вот настолько изящным было первоначальное решение телевизионного вопроса. Но почему-то - как это частенько случалось в истории нашей цивилизации - простое, надёжное и дешёвое решение производителей не заинтересовало. А вот дорогущие и ненадёжные вакуумные трубки - вот в их производство охотно вкладывали большие деньги.

Хотя, конечно, нынче, когда смотришь на детей, обучающихся через видеоконференции из-за COVID-19... Странно, что никто ещё не додумался приписать Робида и предсказание коронавируса... Так я первый буду, кто ему это припишет! :-) Шутка.

+ увеличить картинку + Электро-пневматический метрополитен Электро-пневматический метрополитен

Тут вообще нет никакой выдумки. Метро уже проложено под Лондоном, под Нью-Йорком, а самое большое как раз в Париже. И так же именно в Париже открыта пневмо-почта, которая кстати функционировала и во второй половине XX века. Единственное что можно восхититься размахом прокладки туннелей в фантазиях Робида - но ведь это логично, перенести опасный для жизни транспорт в изолированную область - то есть в подземный тоннель. И, таким образом, сохранить поверхность для людей.

Да и уберечь людей от этого опасного рельсового транспорта. Знает ли читатель, что первый же пассажирский поезд в самом первом своём рейсе, едва успев тронуться в путь, сшиб насмерть человека? Так что железнодорожный транспорт с самого начала показал себя очень опасным, и желание оградить от него людей выглядело весьма разумным.
Подробности в статье «Колёса против шпал»

Выращивание в пробирке Выращивание в пробирке

Тут вообще ничего Робида не предвидел. Он лишь скопировал в свой роман известную до него сцену из «Фауста», но преобразив её из трагической в смешную. Ему это потребовалось для развития сюжета произведения, а никакого предсказания это в себе не несло.

Женщина XX века как её воображали в XIX веке Женщина XX века как её воображали в XIX веке

Как истинный француз, Робида выступал последовательным сторонником эмансипации. Эмансипация - означает освобождение. Например, эмансипация рабов уже была прописана во французской конституции. Если уже и рабов освободили, то тем паче пришёл черёд женщин. В период творчества Робида привилегиями мужчин были курение, образование и штаны.

Кстати, заметили что женщина на каблуках? Вот это тогда была победа феминисток - что женщине разрешили носить каблуки.
Подробности в статье «Взгляни на пар изнутри»

Военные манёвры самокатчиков и танка Военные манёвры самокатчиков и танка

А вот как раз военные учения самокатчиков - то есть велосипедистов - и танка. Переход кавалерии на велосипеды к тому времени уже назрел. Лошадь слишком много жрёт (ведро зерна в день вынь да положь). Велосипед позволял сделать всю армию манёвренной. А уж значение манёвра Робида имел возможность осознать из развернувшейся на его глазах Франко-Прусской войны.
Что же касается танка, то и это идея очень старая. По сути тут Робида предлагает некую старинную осадную винею - только вместо досок и коровьих шкур железная броня, а вместо тарана пушка. Это именно штурмовое орудие для борьбы с укреплениями. Совершенно логичная конструкция по тем временам. Но производить такую в то время никто не стал, ибо такое штурмовое орудие выходило в десятки раз дороже обычной пушки. А сотня осадных пушек, по воззрениям того времени, была способна взять любую крепость ускоренной атакой - чего пара танков, разумеется, сделать не сможет ни при каких обстоятельствах. Чтобы на цену танка перестали обращать внимание, потребовался позиционный тупик Первой Мировой.
Подробности в статье «Сухопутные броненосцы»

Война подводных лодок Война подводных лодок

Подводные лодки к тому времени уже десятки лет не были новинкой. Фантазия Робида разве что в подводных боях субмарин, которые и во Вторую Мировую были почти фантастикой (лодки бывало торпедировали друг друга - но только если цель была в надводном положении или хотя бы под перископом). Подводная охота субмарин стала возможна лишь в наши дни. А всё дело в том, что под водой ничего не видно уже на расстоянии в несколько метров. Так что изображённая Робида сцена совершенно нереальна. Зато очень в духе паро-панка.
Подробности в статье «Рождённый ужасать»

+ увеличить картинку + Воздушный кабриолет Воздушный кабриолет
Воздушная яхта Воздушная яхта

Робида очень верил в силу электричества, вот почему его летательные аппараты такие необычные по форме и могут даже парить в воздухе. К слову сказать, рисунки Робида очень воодушевляли Сантос Дюмона на строительство его дирижаблей, на которых он летал над Парижем, буквально заглядывая в окна к парижанам.
Подробности в статье «Мог ли Райт летать?»

Робида и его ужасные предсказания

Это сам Робида, как он себя изобразил. Ему приписывают несколько ужасающих пророчеств - которые он сумел предугадать в грядущем, но люди не вняли провидцу. А именно:

Война отравляющими газами
Люди давно заметили, что в дыму можно задохнуться. И едкий или отравляющий дым, при благоприятных условиях, использовали в войне ещё до нашей эры. И ядовитые испарения были давно известны, ведь, например, от них страдали шахтёры. Так что тут нет никакого предсказания, а только простая логика развития техники.

Бактериологическое оружие
Что недруга можно заразить знали задолго до Робида. Так, например, англичане подарили дружественным племенам индейцев одеяла заражённые оспой - результатом стала смерть 5 миллионов коренных жителей Америки. Ну а что касается Парижа, последний повальный мор в нём произошёл в первой половине XIX века, незадолго до рождения Робида.

Премьер-министром Англии станет женщина
Ну уж если в Англии правили успешно две женщины-королевы (и были другие королевы, правда менее успешные, например «Кровавая Мэри», в сравнении с прочими английскими монархами, никакими экстра-ординарными выходками не прославившаяся и благополучно скончавшаяся от болезни), если премьер-министром Британии уже был еврей Дизраэли (который демонстративно не являлся в парламент по субботам, что конечно наносило определённый вред делам управления государством, а сверх того попирало родовые права наследных лордов и противоречило устоям английской абсолютной монархии, у которой все подданные обязаны были быть только прихожанами англиканской церкви) - то почему бы не стать премьер-министром и женщине? Уж по крайней мере потомственная ангичанка будет править страной и по субботам тоже! Как последовательный сторонник эмансипации и настоящий француз Робида был только за такое будущее.

Для особо просвещённых замечу, что в Англии абсолютная монархия - а никакая не конституционная. Английский монарх объединяет в своём лице верховенство всех ветвей власти - гражданская, военная, судебная и даже религиозная - так что это абсолютная монархия в максимальной степени абсолютизма (большинство монархов всё же не ставили себя выше религиозной власти). И Конституции в Англии нет и по сей день. Конституция есть у некоторых доминионов (то есть колоний), вот например в Канаде. Но в Англии Конституции так и нету до сих пор. Конституция это единый закон - а не три разных билля. И Конституция закон верховный, к которому подгоняются все прочие законы - однако это исключено самой английской системой прецедентного права.

Коммунисты захватят власть незаконным путём и посадят в тюрьму половину страны
Некоторые, не побоюсь этого слова, идиоты почему-то считают, что Робида писал это про Россию (почему не про Пруссию в таком случае? Или Англию с её проблемами в колониях? Кстати, как раз в Англии превосходно обосновался Энгельс и оттуда снабжал весь мир «Манифетом коммунистической партии», так что он едва не переплюнул Библию по тиражу). Предвидел русскую революцию значит... Ну раз уж выдвинуто столь безосновательно смелое предположение, то давайте вспомним, как русская революция развивалась. Вообще-то в России вовсе не коммунисты беззаконно захватили власть - а друзья царя, которые его и арестовали в феврале (когда коммунисты по ссылкам да эмиграциям сидели). И уж половину страны у нас никогда не сажали в тюрьму. Даже если взять абсолютно всех репрессированных и раскулаченных, то и тогда набираются лишь считанные проценты.
Так о чём писал Робида?
О французской революции!
О той самой, когда не только гильотина рубила головы аристократам, но целые города обвинялись во враждебности революции и уничтожались со всем населением в них без разбору. Женщины старики, дети. Правда этого Робида не видел. Но вот Парижскую коммуну он застал. И на что способны сбесившиеся французы, он понимал очень хорошо.
А до далёкой России Робида дела не было.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции
В романе, действие которого происходит в 1955 году, сюжет завязывается в момент аварии на электростанции. Этот фрагмент так любят цитировать, что стоит его привести:
«После полудня 12 декабря 1955 года, вследствие какой-то случайности, причина которой так и осталась невыясненной, разразилась над всей Западной Европой страшная электрическая буря — так называемое торнадо. Причинив глубокие пертурбации в правильном течении общественной и государственной жизни, авария эта принесла с собою много неожиданностей...»
В доказательство, что речь идёт о Чернобыле, указывают, что описанная в романе мощная электростанция обозначена литерой «N» - ну точно это nuclear то есть ядерная. А сама авария «в большом резервуаре» - ну точно в реакторе!

Даже если так, при чём тут Чернобыль? А почему, например, не Фукусима?
Потому что, если Робида в самом деле провидец, то указал на аварию в Селлафилде.

10 октября 1957 года на английской атомной станции Селлафилд произошло возгорание в реакторе по производству оружейного плутония. Реактор нагревался со скоростью 20 °C в минуту и его разрушение удалось предотвратить только полностью затопив водой. К тому моменту реактор нагрелся примерно до 1000 °C. Чтобы было понятнее, из паровозной топки перегретый пар выходит в лучшем случае с температурой в 400 °C - а здесь было в 21/2 больше, и остывать ядерное тепло не собиралось. Вода мгновенно превращалась в пар, рвавшийся в небо. В атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивного пара, выпавшего дождями над Францией и Германией. Таким образом эта катастрофа лишь немногим уступает чернобыльской (а по общему уровню загрязнения, возможно, и не уступает), однако властям удалось принизить её опасность. Всего на этой первой в мире коммерческой атомной станции за полвека (с 1950 года по 2000 года) произошла 21 авария, ставшая достоянием гласности.

Как видим, из всех крупных аварий на АЭС только Селлафилд подходит под предсказание Робида. Совпадают и время (с ошибкой всего на 2 года, а не 30 лет) и место (как и указывал Робида - Западная Европа; а Чернобыль в Восточной, да и вообще Россия Робида не интересовала). Чернобыль тут ни при чём.

Только и Селлафилд ни при чём. Робида не писал про атомную энергию. Загадочная литера «N» в ту пору всегда означала место без названия. Проще говоря, Робида не считал нужным дать электростанции собственное имя, его роман был не про электростанцию. И авария в большом резервуаре - это авария аккумулятора, а уж никак не реактора. Надо полагать, что Робида был достаточно образованным человеком, чтобы знать разницу между генератором (который вырабатывает) и накопителем. Когда он пишет про резервуар - он имеет ввиду именно накопитель. И далее, из развития сюжета, это становится совершенно 100% очевидно - описывается выплеск электричества, вызвавший самостоятельную работу электроприборов. И никаких иных пагубных последствий! Только весёлые! Любовь, и всё завершается свадебным путешествием! Да и как может быть иначе, когда автор - настоящий француз!

Вообще Робида много приписывают того, чего у него и в мыслях не было. И упускают из виду то, что он ясным французским языком писал. Да ещё и рисовал. И его рисунки показывают нам тот мир паро-панка - который мог бы быть, если бы не две мировых войны.

Пожалуй ещё кое-что нужно сказать...

В заключение стоит развенчать самый главный миф о творчестве Альюера Робида - это то, что он творил в жанре паро-панк с уклоном именно в панк-составляющую - то есть в упадничество и безысходность. Вот уж в этом он точно не виновен. Он вырос как художник-карикатурист, он обладал богатой фантазией и определённо жизнерадостным добродушием. Это мы, с нашим послезнанием, читая его романы, выискиваем в них намёки на ужасы того будущего, что нам известно из истории - ничего такого Робида не знал.

И даже те ужасы, которые ему были хорошо известны, в его романах превращались в ещё одно приключение, которое непременно обязательно завершится успехом. Разбилась пробирка с ужасной заразой? Тут же виновник находит лекарство от выпущенной им на волю болезни. Злые революционеры придут к власти? И только лишь посадят половину страны в тюрьмы - что конечно смешно, в отличии от реалий французской истории. Это кровожадный тиран Сталин мог отправить в лагеря на 10 лет - а вот демократичные французы такими полумерами не ограничивались, сразу вырезали всю семью неугодного. А то и весь город.

Мы скоро будем ставить рейтинг «только для взрослых» на сказке о спящей царевне - она же там пальчик уколола! Кровь! А чтобы понять жизнерадостный юмор Робида, нужно вспомнить про Робеспьера и второго гражданина республики - маркиза Де Сада. И это не шутка. И эти дикие нравы ещё не ушли тогда в прошлое окончательно. Как раз на расцвет фантастического творчества Робида приходится скандал с промышленником Круппом, уличённым в покупке детей для своих сексуальных утех, в результате которых некоторые мальчики умерли.

Я пишу эти факты для того, чтобы читатель понял - Робида фантазировал необычайно добрые вещи для своего времени. Его творчество это не упадок - а расцвет, когда даже невероятные бедствия Человек будет преодолевать с улыбкой. Боюсь, мы нынешние разучились смотреть на мир так жизнерадостно, как это умели люди Эпохи Пара.


среда 13 мая 2020г
Алексей «Рекс»