Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Новогодний плач

из цикла статей «Реквием по Ридеро»
раздел «Творческий процесс»

Чтоб приободрить своих авторов, Ридеро рассылает на Новый Год ободряющие письма полные оптимизма. Но почему-то в декабре 2022 года письмо Екатерины Шляховлой, директора по маркетингу Ridero, навело на мысли не шибко радостные. Итак, проблема есть - а первый шаг к её решению, это признание существования проблемы. Похоже Екатерина этот шаг сделала, написав в рассылке для авторов:


Что со мной не так, что любой успех дается трудом и только трудом?

Позвольте же мне помочь Екатерине сделать и второй шаг - объяснить отчего всё идёт так трудно. Ведь проблема не в ней - а в авторах!

Вернее в тех услугах, которые Ридеро своим авторам предлагает - для продвижения авторов, разумеется - но которые для многих авторов совершенно нерентабельны.

Базис рентабельности

Это гонорар автора с проданной книги. Каков он в Ридеро знают точно.

А теперь простая арифметика:
делим цену услуги на число проданных экземпляров = рентабельность

Понятно, что если эта цена/экз больше чем гонорар/экз = ни фига не рентабельно, а убыточно в чистом виде.

А что делает Ридеро

А делает оно - уравниловку. То самое, за что так ругали советский строй. И ведь среди сотрудников Ридеро очень популярны идеи либерализма - но внедряют они в жизнь почему-то ту самую печальную уравниловку. Если кто не понял, сейчас поясню:

Те самые услуги, которые авторам должны помочь расти
(а Ридеро обогатить)
стоят для всех одинаково!

И если, друг, ты скажешь, мол, это демократия - то попробуй продать, к примеру, сборник стихов. А затем что-нибудь из модных жанров (фантастика, детектив, любовный роман - выбирай по вкусу). Разницу в спросе на то и это заметишь невооружённым глазом.

А ведь из этой разницы растёт тот самый авторский гонорар - который базис рентабельности для автора. Проше говоря: если книга раскупается вяло - то не может автор позволить себе многих услуг доброго издательства. Да порой, почитай, решительно все услуги окажутся нерентабельны!

В итоге складывается вот какая картина:
1) у Ридеро есть несколько десятков раскрученных авторов - и да, они приносят доход... Но их раскупят и так, и выше спрос особо не вырастет
(ну если только не затевать совсем разорительных рекламных компаний)
2) а подавляющее большинство авторов - не перешагивают планку рентабельности, начиная с которой смогли бы покупать дополнительные услуги Ридеро, без риска разориться
(и они не могут позволить себе купить у Ридеро даже самую дешёвую рекламу)

Но услуги столько стоят!

Действительно, если мы говорим о, скажем, корректуре или работе иллюстратора - то тут всё ясно: человек тратит своё время на работу с чужим произведением и этот его труд должен быть оплачен.

Но ведь есть и другие услуги - рекламного плана.

И вот тут оказывается, что в ассортименте рекламы у Ридеро только относительно дорогостоящие предложения. Для книг, где спрос заведомо мал, они явно нерентабельны.

Посоветуете писать только модные книги? На стихи спрос никогда не бывает массовым - так не писать больше стихи что ли? Умри, Пушкин! А как насчёт специальной литературы? Историческая, техническая или вот археологическая, как в моём случае. Знаете, какой на неё спрос?

Недавно я приобрёл книгу - она просто кладезь сведений по археологии. Мне, чей бизнес с археологией связан напрямую - книга просто класс! На ней стоит год издания и тираж. Всего полтыщи экземпляров распродаются уже 10 лет по нескольким московским специализированным магазинам.

Ещё пример: моя книга - ученик кладоискательства для новичков. Другой аналогичной нету во всём мире. Книга реально уникальна. С издания в 2019 году распродано всего что-то около полутора сотен экземпляров. Да, это из-за ковида и последующих событий... ну все знаете каких. Короче немного не до кладоискательства сейчас многим. Хотя возможно неплохо пойдёт как наставление для поиска мин... сами знаете где.

Кладоискательство

http://SteamAge.ru/go/searchTreasury
для гоблинов--чайников-

А ещё больше этой моей книге навредило бездействие Ридеро - когда оно позволило вороватому ЛитРесу раздавать мою уникальную книгу по символической цене в пару копеек (в буквальном смысле). Я до сих пор хочу спросить, куда глядело Ридеро - которое согласно букве договора с автором, обязуется права автора защищать. Вроде как. А на деле... короче, пока Ридеро не замечало, пираты с ЛитРеса уже всё растащили.

Ладно, прекращаю жаловаться.

Сейчас о размере тиража спецлитературы. Он обычно невелик. А вот написать хорошую полезную специальную книгу, как правило, труда требует больше, чем, к примеру, любовный роман или фантастику (я писал и то и другое, так что могу утверждать объективно). Как минимум, специальная литература требует глубоких познаний в специальности - а это время и труд автора.

Но жутко полезная книга - нужна не всем. А лишь тем, кому вот это интересно. Их обычно, прямо скажем, не так много, как почитателей детективов или иных модных жанров.

Отсюда проблема:
1) многие книги заведомо не окупят рекламных услуг Ридеро

Но в этом и решение!

В своём новогоднем письме Екатерина Шляхова упоминала о стратегии - так давайте и взглянем на задачу стратегически!

Обратим внимание на жанровое деление принятое в Ридеро. Там есть большие группы, вроде fiction или non-fiction. Они делятся на собственно жанры. К примеру жанр фэнтэзи. И всё!

Да любой знаток фэнтэзи на этом месте спросит:
  — Позвольте, а это героическое фэнтэзи, вроде Конан-варвара, или волшебное фэнтези, вроде Хоббита? А может это тёмное фэнтэзи или городское? Или даже фэнтэези космическое вроде Вархаммера 40 тысяч?

И ведь понятно, что убеждённым почитателям Конана-варвара, лучше даже не пытаться предлагать что-то подобное Хоббиту, а вот какой-нибудь Ведьмак им зайдёт на ура. Хотя и те и другие воспримут в штыки любые Звёздные войны. Но почему-то вот этого деления на поджанры - нету!

Как упомянутое фэнтези, так и любой крупный жанр можно дробить на меньшие категории. Меньшие - значит более точно выбирающие именно свою публику.

И тогда:
1) с одной стороны, меньше целевая аудитория - логично меньше должна стоить и реклама на неё
2) с другой стороны, такая целевая аудитория определена точнее - и на страницу вот конкретно этого подраздела поджанра заходит уже благоприятно расположенный читатель - тут его и завлекай рекламой!

Вот она, выигрышная стратегия:
1) ввести ещё ступень (или две-три) деления жанров - для максимального уточнения целевой аудитории
2) добавить возможность авторам рекламироваться в этих узких аудиториях
3) обязательно учитывая размер потенциального спроса

То есть, если рекламируем книгу искусствоведа по творчеству Клода Моне - несправедливо оценивать её рекламу в художественном разделе импрессионизма столь же дорого, как ходовой ЛыР в разделе ЛыРов.

Но это же дополнительный труд для Ридеро - и затраты?

Вовсе нет. Во-первых, жанр указывает сам автор.

Во-вторых, Ридеро проводит проверку всех издаваемых произведений (на соответствие законам, возрастной рейтинг и прочее) - произведения читают. И даже если, допустим, сам автор заблуждается относительно жанра своей книги, то почему бы вот на этом этапе модерации тут же не произвести уточнение жанровой принадлежности?

В-третьих, у Ридеро есть такие опции как реклама на страницах их интернет-магазина. Места под эти рекламные баннеры уже есть на страницах. Понятно, что самые дорогие это большие вверху страницы. Но есть меньшие посерёдке. Есть вообще где-то внизу - они и сейчас стоят заметно дешевле верхних.

И наконец - рекомендуемые книги. Те, которые якобы "обычно покупают вместе с этой". Сейчас туда сваливаются все уже и без того разрекламированные книги пары десятков и без того успешных авторов.

А хорошо бы и умно было бы - в разделе исторической литературы рекомендовать другую историческую литературу. В разделе стихов - другие стихи. В разделе автомеханики - пособие по двигателю "жигулей" (ну это я так, для примера).

Короче:
1) всё уже предусмотрено, в интернет-магазине Ридеро - никаких дополнительных затрат на редизайн не требуется
2) осталось ввести разделение на детализированные поджанры и подразделы поджанров
3) и назначить справедливую - рентабельную для авторов - цену за рекламу в этих небольших, но точно определённых разделах

Я сразу могу сказать, что кабы был раздел "Пособия по кладоискательству" - так я бы точно заказал в нём рекламу своего учебника. Он единственный в мире такой. Уникальный. Другого на планете нет. Понятное дело, что целевая реклама в целевом разделе окупится.

Да, как бы дело выглядит так, что при продажах по книге в месяц, окупаемая цена это ну рублей 50 за тот же месяц. С другой стороны, а что мешает Ридеро ввести механизм аукциона рекламного места? Допустим, я оплатил 50 р за месяц - и ещё кто-то столько же = вот наши два баннера будут сменять друг друга поровну (а Ридеро заработало уже 50+50=100р в этот месяц). Но если он заплатит вдвое больше моего - то из каждых трёх показов два будут его, а мой только один (а заработок Ридеро уже 150р - при тех же нулевых затратах! это ж деньги из воздуха!).

Сейчас у Ридеро просто нету такого предложения - потому оно не получает и 50р. А было бы предложение - глядишь очень быстро аукционная цена взлетела бы и на соблазнительную высоту. Тем более продаётся-то место под баннер в магазине Ридеро - которое Ридеро уже не стоит ничего. Это ж чистый выигрыш - и без какого-то умопомрачительного труда, на который так жалуется Екатерина Шляхова в своём письме.

Я больше скажу - мой завистливый конкурент Порываев тоже тогда перешёл бы издаваться в Ридеро. И платил бы за рекламу своих книг больше меня - уже хотя бы чтоб выдавить меня из ниши.

кстати о Порываеве - вот здесь
Как там премируют
http://SteamAge.ru/pub/porivaev

Посмеялся сам -
кинь ссылку друзьям

А сейчас - нет той ниши, за которую мы с ним вынуждены были бы бороться. Потому ни я не плачу за рекламу Ридеро (при нынешних расценках мне это нерентабельно), ни он.

Но если Ридеро создаст такую нишу - то мы оба хотим или нет, а вынуждены будем платить, задирая ставки.

Да, это будет реклама в их интернет-магазине - у которого есть серьёзные технические проблемы - которые очень легко решить и я писал об этом все предыдущие главы и отсылал в Ридеро все выявленные ошибки и способы их устранения - нет, с осени так никто ничего и не устранил. Все проблемы у интернет-магазина Ридеро остались.

Может хоть теперь, Екатерина Шляхова, директор по маркетингу Ridero, задумается:
если исправить баги сайта - глядишь меньше труда придётся прикладывать для маркетинга?

Почему этой возможности не видят в Ридеро? Почему упускают?

Ну, теперь я им подсказал...

...только, боюсь, они опять сделают, как с их услугой "реклама вК" - которая не может окупиться ни при каких обстоятельствах вообще, но все эти простые калькуляции позвольте оставить для последующих глав.


четверг 29 декабря 2022г
Алексей «Рекс»