Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Долой боевую магию!

О чём разговор?

Научно обоснованная магия. И это сочинение для тех, кому нужно логическое обоснование волшебства в своих произведениях. Здесь несколько полезных идей, как сконструировать магию в согласии с привычными нам законами природы.

Обязательно ли писать магию только так, как написано здесь? Да вовсе нет! Но, по крайней мере, после прочтения этой статьи Вы узнаете на какие вопросы нужно дать ответы, и Вам не придётся выдумать всё заново с нуля. Эта статья избавит Вас от необходимости "изобретать велосипед" в области магии.

Последнее предупреждение: если уверены в аксиоме "как хочу так и пишу" - то не читайте это сочинение! Оно Вам не нужно - и точка!

Только потом не обижайтесь, когда въедливые читатели поднимут Вашу ничем не обоснованную магию на смех. Авторский произвол уже не в моде. А не верите - так посмотрите видеообзоры BadComedian (перед которым отступил даже МинКульт) - хотите чтобы и Вас так разбирали? Читатель нынче, знаете ли, такой пошёл, что ему ужасно интересно как получается шар-огонь и отчего летит именно туда, а не обратно в мага, хотя тот явно ближе. Формулы требует читатель. Извольте предъявить! Нету формул? Вот тут Вам наше сочинение и поможет. Тут формулы есть, будет от чего оттолкнуться, создавая собственную магическую систему.

И ещё: не важно как именно творится волшебство - рунами, чтением заклинаний, куклой вуду, волшебной палочкой, взывающими к богам молитвами или псионикой из параллельного мира - всё это мы обобщим как чудеса и для краткости назовём магией.

За сим, приступим к непростому делу изучения магии.

Соавторы

5 дней мы, 8 образованных людей, в здравом уме и трезвой памяти, потратили на коллективное обсуждение разных идей насчёт... эм-м... ну в общем насчёт магии, да. А что нам стыдиться? Сам сэр Исаак Ньютон в магию верил между прочим, если Вы не знали! И вот кто внёс наиболее заметный вклад в наше совместное сочинение:

Ну и я, который заварил всю эту кашу с обсуждением, героически огрёб за это кучу нападок, но в итоге свёл всё ценное вместе вот в этом сочинении для удобства читателей, то есть писателей, то есть... а, запутался. В общем, пользуйтесь идеями на здоровье!

Бессильна или могущественна?

Понятно, что чудеса доступны не всем, иначе они перестают быть чудесами. Но почему же не все пользуются магией? Типичный ответ: магия сложна для постижения даже при наличии врождённых талантов. А в чём же сложность? Надо научиться правильно направлять волшебство, для этого правильно исполнять ритуал вызова заклинания, а он требует много чего - ингредиенты, волшебные инструменты, колдовские слова нужным образом пропетые, чудесные знаки правильно изображённые, да и прочие особые условия.

Логично что такая сложность - естественная преграда для повсеместного использования магии.

А теперь типичная ситуация из книги, компьютерной игры или фильма про Гарри Поттера, когда в волшебника уже нацелена, а то и летит смерть, пока он спешно творит защитное заклинание, только слова к которому выговорить минута уйдёт. Кажется волшебник погибнет. Волшебство бесполезно.

Если не можете представить себе - то рекомендую вот этот видеообзор:

Рецензия на роман
«Симбиоз магии и технологии. Охота за древними артефактами»

https://author.today/review/94585

Но волею автора, волшебник, конечно же, не гибнет. Неужели он успевает произвести всё то, что успеть решительно невозможно? Хм, похоже все маги обладают неуказанной способностью к управлению временем...

И уж если удалось поставить магическую защиту, то её не прошибает ничто. Иногда совестливые авторы, впрочем, ограничивают силу защиты или её время - но пока она действует, магу нечего бояться. Да здравствует неуязвимость!

Если вспомнить, что средней руки маг за долю секунды ухитряется вызвать заклинание, только описание всех действий для которого займёт страницы - то при таком чудесном быстродействии, за пару секунд существования магического щита, колдун легко уничтожит вражеский танковый батальон. А за 7 секунд устроит полный армагеддец всему в пределах видимости. И никто не сможет этому помешать. Если так, то никаких армий не надо, достаточно нескольких волшебников, чтобы захватить целую планету.

Но тогда в произведении никто кроме мага и не нужен. Да и сам маг не нужен. Если он оказался злым - то история мира закончится раньше начала книги. Если добрым - то непонятно зачем? И какой тут может быть сюжет, если противников этому всесильному добру нету и быть не может?

Это проблема - и серьёзная проблема не только в литературе, но в любом творении.

Для игры это означает проблему баланса (когда товарищи по игре вдруг понимают, что собственно для них игра закончилась, теперь играет один только маг - а им что скучать? А ведь именно такая ситуация была в эпохальном первом "Diablo" от великой Blizzard). И для кинофильма - тоже проблема. К чему в кадре все остальные? Какое до них, этих букашек бесполезных, дело магу, чтобы он, божественно-великий, хотя бы интересовался их ничтожными делами? Это очень серьёзная проблема обоснования логики персонажа-волшебника.

Бессильная магия - плохо. Всесильная - ещё хуже. Что же делать?

Долой боевую магию!

Представьте себе мир, в котором волшебникам почему-то не приходит в голову использовать колдовство для боя. Хочешь сражаться - бери в руки оружие, метай камни пращой, а вот молниями из рук это нет, так здесь не делается. Никаких шар-огней! Да и к чему они, если с тем же, а может и большим эффектом, можно кинуть горшок с ядрёным деревенским самогоном и тлеющей тряпкой, уж с этим справится любой дурачок. И вообще, не царское, то есть простите, не волшебное это дело посохом в гуще боя махать, аки увалень-деревенщина.

Маг не рядовой боец - маг это офицер. И такой маг занимается куда более важными делами, для чего у него чудесные способности:

Но что если Ваш маг вовсе не вояка? К примеру, он вор и волшебством вскрывает замки?

Я очень плохо представляю себе, как заклинание вскрывает неведомый магу замок. Но легко поверю, если заклинание позволяет волшебнику почувствовать устройство замка. Не обязательно включать "рентгеновское зрение". Достаточно чтобы он просто угадывал, куда и как именно нужно надавить отмычкой, как и куда провернуть, а где и маслица нужно капнуть. То есть сам взлом он производит вполне физически - но некое волшебное понимание замка позволяет ему действовать наверняка и довольно быстро. Разве это не ценное преимущество?

Заметьте, как только мы отказались от непосредственного боевого применения магии, мы стали думать! Думать! Не крушить шар-огнями - а искать изящные решения. Телепатия и гипноз очень полезны, а сил магических на них тратится мало.

Чем больше Вы будете думать о небоевом применении магии - тем интереснее будут найденные Вами приёмы. Запретите себе пускать молнии из рук, аки Палпатин в бытность императором. Думайте как обольстить. Как обхитрить. И увидите - сюжет станет куда интереснее.

Долой боевую магию! Оставьте войнушку воинам. И маг Ваш, уж коли ему охота влезть в драку, то пусть дерётся на общих условиях. Но, разумеется, он сможет попытаться почуять врага за стеной, прочесть замыслы вражеского командира, навести иллюзию на стражников...

Однако, похоже я Вас не убедил. Похоже Вашему магу хочется громить и разрушать. Что ж, давайте разбираться дальше, что потребуется для погрома, и какую цену за это заплатит маг.

Природа магии

Пара слов об очевидном, но регулярно забываемом. И пусть это кажется банальностью, нам придётся это сейчас уяснить хорошенько, а в следующих главах повторить снова.

Помните "Звёздные войны" 4-ый эпизод ещё до его ремастеринга в 96-ом? Там полное впечатление, что пользоваться световым мечом может только человек с особым даром. А иначе как объяснить, что этим оружием не вооружены повально все? Да и в промышленности такой универсальный резак очень даже пригодился бы. Но нет, это было оружие избранных. И в позже снятом 1-ом эпизоде пояснялось, что только живым существам доступна эта Сила, и лишь единицы из живых существ способны подчинить эту Силу себе. Правда ещё позже в очередной серии появился робот-генерал, легко сражающийся аж 4 световыми мечами отнятыми у убитых им джедаев - что напрочь разрушило весь мир "Звёздных войн" (так как неясно, почему же тогда не наштамповали армию роботом с такими световыми мечами?). Но мы не будем обращаться к плохому примеру.

Итак, очень важное свойство волшебства - оно связано с разумом мага.

И даже если речь о неком волшебном инструменте - то есть машине, творящей магию - то она сконструирована и создана чьим-то живым разумом. Всегда для чуда изначально нужен разум мага.

Магом мы тут будем называть хоть колдуна, хоть псионика - не важно каким именно методом он производит свои чудеса. В любом случае без задействования разума тут не обойтись.

А ещё потребуется энергия.

Волшебные качели

Магия это как невидимые качели: чтобы с одной стороны поднялось, надо на другую положить столько же.

Иногда с этим пытаются спорить, говорят о неком трансформаторе магии - увы, трансформатор не может сделать больше, чем было. Трансформатор лишь переводит энергию из одного вида в другой - но не создаёт её из ничего! В лучшем случае можно сделать магические качели с неравными рычагами. Но затратить энергию на магическую работу придётся в любом случае.

И если Вы хотите как следует хряснуть ненавистного врага, ударить его заклинанием, чтоб его аж с ног сшибло - то что Вы бросите на свою чашу магических весов? Только себя. Готовы ли Вы пожертвовать собой, чтобы поразить врага?

Не увиливайте, мол магия берётся из ниоткуда, маг её только направляет - нет! Вернитесь к предыдущей главе: волшебство связано с мышлением. Маг всегда знает, что платит цену. Если было бы не так - магией швырялись бы все. Но в том-то и проблема, что каждый знает - за чудо придётся заплатить. Цена может быть чуть меньше или чуть больше - но она всегда соизмерима результату. Магия это качели. И в уплату тебе придётся бросить на них себя. Готов?

Нет, конечно мы не готовы потерять нашего любимого героя. Потому от супер-сильного заклинания маг всего лишь ненадолго лишится чувств - сотворив субатомный взрыв энергией в несколько килотонн.

Хм, похоже боевое волшебство нарушает эйнштейновский закон сохранения массы-энергии.

Сколько нужно энергии?

Может мы не правы в своих умозрительных выводах? Может всё хорошо с магической энергией, и мы зря паникуем? Как же узнать, сколько энергии нужно для волшебства? Для этого есть школьная формула кинетической энергии:

Дульная энергия Дж) = вес снаряда кг) * скорость² м/с)
2

Остаётся только сравнить с дульной энергией пистолета Макарова в 300 Дж, или энергией выстрела винтовки в 4 кДж. Ну или воспользоваться сведениями из учебника баллистики, где сказано:
"
пуля стрелкового оружия обладает достаточной убойной силой для вывода из строя человека, если её кинетическая энергия не менее 8 кгм
"

Что за кгм такой? Это килограммо-метр, военные предпочитают иметь дело именно с этой единицей измерения:

1 кгм = 9.80665 Дж

Если Вы уже утомились от всех этих формул, то знайте - есть способ, чтобы всё подсчитали за Вас. Заходите на мой сайт SteamAge.ru в раздел "Программы", там есть:

Баллистический вычислитель
и наглядный учебник баллистики

http://steamage.ru/prog/ballistic.html

Всё за Вас подсчитает и сразу результат покажет. Там и другие полезные программы есть, пользуйтесь на здоровье!

А мы пока вернёмся к тому, что боевому магу, чтобы иметь шанс сразить врага, нужно швырнуть на магические качели 8 кг своей живой массы. Оторвать десятую часть от своего живого тела. 8 килограмм...

8 килограмм?

Вот на этом месте особо въедливые тут же начинают кричать:

  — И как это у Вас килограммо-метры превратились в килограммы? Да Вы неуч, и всё что тут написано чушь!

Может я и опечатался, но почему же нужно отметать всё? Вот за подобную неконструктивную риторику мне пришлось отправить в чёрный список двоих. Но, честное слово, согласен их простить и из чёрного списка освободить - однако при условии, что каждый из них пришлёт видео, как он приходит в магазин и требует:

  — Завесьте мне 10 ньютонов картошечки, пожалуйста!

Ибо пусть первым бросит в меня камень безгрешный. Пеняете на мою плохую учёбу в школе, а сами позабыли, что в магазине весы показывают вес, а не массу? Это масса измеряется в килограммах, а вес полагается измерять в ньютонах. Но почему-то в магазине эти доблестные блюстители запятых не обращают внимания на такие мелочи. Да ещё скажут, мол:

  — Ну всем же и так всё понятно? Зачем же в магазине про ньютоны?

Ну а раз понятно, то и тут извольте не уводить от темы в сторону. Там более, что далее нам придётся сталкиваться с этими неправильными килограммами, которые на самом деле килограммо-метры. Почему придётся? Да потому, что натяжение луков и сейчас указывается не в кгс, не в кгм - а просто в килограммах. Это старая традиция, которая пришла ещё из Средневековья. Тогда ни о Джоулях, ни о ньютонах, ни о килограммах с метрами не знали. А просто подвешивали к тетиве лука груз, пока лук не растянется на установленную величину - и вот вес этого груза объявлялся силой натяжения лука. Просто и понятно даже неграмотной деревенщине, хотя и не соответствует физике строго.

Вот в те давние времена мы сейчас и намерены отправиться. И будем мыслить, как мыслили тогда. Почему?

А Вы уже забыли, что магия неразрывно связана с мышлением?

Эпоха и магия

Если забыли, то вот краткое содержание предыдущих глав: раз заклинание наносит физический вред, то его величину легко подсчитать по школьной формуле кинетической энергии. Магия это качели: чтобы на этой стороне кто-то взлетел - на той стороне должен кто-то такого же веса упасть. А значит, если маг пустил заклинение "магическая стрела" и нанёс вред в 80 кг (как стрела хорошего такого рекордного лука) - то сам он, увы, лишился тела. Маг уже умер - а цель ещё имеет шансы выжить от такой раны. Неприятно, однако. Ещё неприятнее, если маг поразил кого-то за версту от себя - это как выстрел из хорошей винтовки - извольте теперь объяснить, откуда маг взял без малого 4 тысячи Джоулей? Что эквивалентно 400 кг между прочим. То есть раз в 5 больше веса самого мага. Что после такого заклинания останется от мага?

Да почему это опять у нас килограммо-метры превратились в килограммы?

А потому что... но вот тут давайте не торопиться. Надеюсь, никто уже больше не хочет предъявить формальную придирку? Если есть желание - милости прошу ещё раз перечитать предыдущую главу. А мы пока поговорим по существу - и существо наше должно сейчас уподобиться дикарю из каменного века.

1) Каменный век. Тут встречаются шаманы с природными талантами. Но коли лишь камни шаман и знает - то его волшебство работает по закону качелей. Причём равновесных качелей - закон рычага такому дикому шаману ещё неизвестен. И на сии качели бросает он вместо камня себя. И да, в таком случае, чтобы убить врага, магу возможно придётся пожертвовать собственную жизнь.

Шаман природный талант. Но никакой магической школы тут и быть не может. И даже собственного ученика шаман вряд ли сможет обучить магии. Ну разве что случайно тот окажется со спящим талантом, и каким-то неведомым образом учителю повезёт этот талант разбудить. В любых других случаях, новый шаман рождается и постигает сам себя случайным образом. Ни о какой системе передачи знаний, а тем паче магической традиции, речи и быть не может. И конечно же не может быть никаких ежегодных съездов друидов. Для всяких собраний прежде должна возникнуть цивилизация - а это произойдёт в Античности.

2) Античность. Аристотелева механика, которая ещё даже не знает инерции. Но уже есть понимание химии. А энергетическая ценность жира приблизительно равна 9,1 ккал на грамм, что соответствует примерно 38 кДж/г. То есть, пожертвовав всего 1 граммом своего тела, волшебник может магически застрелить до 10 врагов на расстоянии до километра (или до полукилометра, если они в доспехах).

Правда, придётся как-то объяснить, как волшебник извлекает энергию, сжигая малую часть своего тела? Обычным для людей образом это невозможно. У нас в организме нет органа, позволяющего прямо сжигать часть нас и как-то улавливать эту энергию. Быть может у мага иной обмен веществ в теле? Чем он тогда питается, и как изменился его пищеварительный тракт? Каковы его зубы, челюсти, язык - ведь всё это приспособлено под определённую пищу. Если волшебник имеет генетическую мутацию, то в природе прошло 300 миллионов лет от первой светочувствительной клетки до создания подобия глаза. Если волшебников выводят искусственной селекцией, то лошадь от существа размером с ослика до сильного и резвого скакуна выведена за несколько тысяч лет. В любом случае нужна целая популяция, из которой вырастают волшебники - а популяция это уже не редкость. В общем, непросто будет придумать логичное и непротиворечивое объяснение, почему чудеса не творят все подряд и какой такой особый орган извлечения волшебной силы отличает мага от обычных людей?

Волшебник всё же живое существо, которое жить хочет. Потому процесс даже ничтожного "сжигания себя" утомителен - ведь это в любом случае сильный стресс для организма. Не смертельный, но в обморок грохнуться после успешного боевого заклинания - это практически обязательно. И следующее боевое чудо получиться сделать очень не скоро. Уж точно не в тот же день.

Но главное отличие Античности - тут уже есть школы магии. У которых обязательно свои философские направления. К слову сказать, математика и геометрия в те времена - это то же разделы философии. А ведь именно эти дисциплины могут подсказать магу идею рычага - который он в теории сможет творчески воплотить в своих заклинаниях. Только в эту пору впервые становится возможно обучение магии. Природный талант, разумеется, нужен. Но уже существует и система передачи знаний. Так что в волшебной школе, этот талант не будет вынужден с риском изобретать простейшие заклинания сам - а сразу будет обучаться безопасному применению хорошо изученных и практически отработанных веками заклинаний.

Однако сами представления той эпохи ограниченны. Маг может зачаровать стрелу, чтобы улучшить её шанс попасть в цель - но вот метать молнии из рук? Это дозволено только богам, нарушить этот порядок это святотатство - уж точно такому не могут учить в волшебной школе. В любой волшебной школе! Учтите, что Античность это время, когда очень чтили всех богов (на всякий случай и чужих то же), старались не допускать ничего, что могло бы богов потенциально огорчить, и потому принцип "что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку" соблюдался очень строго.

3) Эпоха пара. Ньютонова механика вводит понятие инерции. И теперь у мага есть представление об отдаче. И тут интересная ситуация: более дремучий волшебник будет несколько сильнее, так как в его понятийном аппарате инерция отсутствует - не забываем, магия неразрывно связана с представлениями о мире! Мир от этого не меняется - но вот работа мышления мага меняется ещё как!

Получается, что маг из античности сильнее мага из паро-панка? Ну как бы да, но...

...но есть нюанс. В паро-панке на законных основаниях могут существовать одновременно два принципиально разных характера волшебников. Первые это "дикие" волшебники античного образа, которые возможно рискнут сжигать себя изнутри, чтобы швырнуть шар-огонь во врага. И уж в просвещённые времена их за это никто в святотатстве не попрекнёт. В общем, это такой характер который прёт напролом. Хорошо, что в силу ограниченности представлений о мироздании, он ничего губительнее шар-огня и вообразить-то толком не может. И если попробует накрыть им большую площадь, то вместо огня выйдет всего лишь тёплый туман.

И тут же существует просвещённый волшебник, который шар-огнями не швыряется (ибо знает, для этого куда лучше пальнуть из пушки брандскугелем) - зато предпочитает тонкую работу. Такую, чтобы избежать отдачи или хотя бы "заземлить" её. Лаборатория такого просвещённого волшебника наверняка не уступает лаборатории учёного. И широтой познаний такой маг не уступит профессору. А возможно он даже академик - как Исаак Ньютон, который всю жизнь занимался алхимией, а механику и закон тяготения открыл между делом.

4) Дизель-панк. В своём расцвете порождает Теорию относительности. А если у Вас уже наступил кибер-панк - то там маг сможет добывать энергию аннигиляцией. А это в одном грамме 1,8*1014 степени Джоулей. Почему? Да потому что маг знает - это возможно! И это невероятная энергия, больше взрыва атомной бомбы.

Правда, придётся очень серьёзно подойти к обоснованию процесса аннигиляции, ведь предположительно он может породить Чёрную Дыру. А она, будь размером хоть с атом - затянет в себя всё пространство вокруг на световые годы. Неприятно слышать, не правда ли?

Потому не стоит бояться такого мощного волшебника. Он знает, какая хрупкая штука многомерный мир. А если он попытается этим пренебречь - то в первую очередь изчезнет сам, схлопнувшись как та чёрная дыра. Воистину, многие знания рождают великие горести - и такой просвещённый маг всё время балансирует на опасной грани. И свою мощь вынужден держать под контролем даже когда спит.

Страх за целостность мира у такого мага из будущего очень велик. Для примера можно посмотреть на вселенную Warhammer 40k, где каждое обращение к волшебству грозит открыть "дыру" в извращённый мир Варпа. И "дыра" эта возникнет прямо на месте головы колдуна-неудачника.

Вырисовывается следующий баланс:

И всё же кажется проблему с источником энергии мы решили?

Не влезай убьёт!

И вот когда мы так замечательно обосновали наличие источника почти безграничной энергии, то... То всё очень плохо. Потому что в первую очередь эта энергия будет поражать самого мага. Да, именно так!

Знали ли Вы, что для змеи её собственный яд смертельно опасен? А это так.

Если энергия наносит физический вред - то первое чему она этот вред нанесёт, это тело самого мага. Если Палпатин пускал из рук молнии - то не знаю, что стало бы с его противником, а вот руки самого повелителя ситхов уж точно должны были хорошенько прожариться.

Но мы не можем терять героя или даже злодея-волшебника после первого же колдовства в произведении! Как быть?

Боюсь, придумать правдоподобное объяснение, почему сам колдун не становится первой жертвой своего колдовства, будет непросто. Вот вопросы, на которые придётся ответить:

Рассмотрим некоторые -избитые-штампы- типичные варианты ответов:

Ещё раз повторюсь: в любом из этих случаев придётся придумывать много-много объяснений - а в сложной картине слишком легко запутаться самому. И уж будьте уверены, критики не упустят ни единой Вашей оплошности. И выставят Вас на смех.

Возможно придётся выдумывать сложный ритуал, как маг воздействует на энергию, одновременно заземляя себя. Или не заземляя. Может он, наоборот, пускает заряд, высоко подпрыгнув в воздух, чтобы на этот миг стать энергетически нейтральным? В любом случае готовьтесь, что простыми объяснениями тут отделаться не выйдет.

Погодная магия

И всё же есть остроумное решение, позволяющее поразить врага вполне физически, не вступая в противоречие с физикой и не тратя при этом значительных собственных сил.

К примеру, над полем боя нависла грозовая туча. Тогда волшебнику достаточно лишь создать в воздухе ионизированный канал, чтобы молния ударила в назначенное им место. А при должном навыке - и шаровая молния, то есть настоящий шар-огонь, который и внутрь здания или пещеры направить можно. При этом ионизированный канал будет всего в несколько молекул. Остальное природа и погода доделают сами.

Почему при этом молния из тучи не бьёт в мага? На ум приходят сразу три варианта:

В горах относительно небольшим усилием (например, пением особых мантр) можно инициировать камнепад, лавину или сель на головы врагов.

В степи нередко набирают силы ветры - и тогда хорошо натренировавшийся в управлении погодой маг способен инициировать смерч и направить его в сторону врага. То же возможно и в море. А уж какие замечательные возможности открываются при полётах в небесах, где всегда есть сильные ветры, и на разных высотах они дуют в разных направлениях, своим трением создавая и завихрения для ураганов и статический заряд для молний.

Однако, это не позволит магу самому создать грозовые тучи в чистом небе, и тем более не позволит создать молнию из ничего.

Что же делать, если подходящего природного бедствия нет поблизости?

Тогда прибегнем к своеобразной «техномагии»: боевой маг, подобно «глотателю огня», набирает в рот горючей жидкости, но далее не уподобляется огнемёту, а формирует облако горючего аэрозоля, и, слегка манипулируя ветром, обеспечивает его доставку к месторасположению противника, вслед за чем следует малая пирокинетическая искра и объёмный взрыв.

Отказавшись от приевшегося швыряния заклинаниями, мы получили образ очень умного и неординарно мыслящего боевого мага - что не может не привлечь читательских симпатий. Да, он ограничен в средствах, а волшебной энергии у него вряд ли сильно больше, чем у обычного человека - приходится полагаться на мастерство обращения с этой малой энергией, а не сокрушать аки божество. У нашего мага нет прямо разящей боевой магии - зато он использует всякую возможность, обращая её в неожиданное для врага оружие. Вот это - красиво! И такой умный маг не может не вызвать восхищение!

Но есть и неприятная для некоторых сочинителей сторона - и она в том, что не все авторы гении. Вот я, например, не гений. И как мне быть?

Ведь чтобы придумать такого умного персонажа, каким стал наш погодный маг - надо и самому быть неординарно мыслящим. А что делать, если хочется выдумать что-то с магией, но особо изворотливым умом не располагаешь?

Магия эмоций

Маг инициирует эмоции. Именно эмоции (а не физическое воздействие некой магической силы) вызывают в цели негативные процессы. Переволновался - и упал без чувств. А то и сразу в гроб. А может отчаяние накрыло и покончил с собой. Вот до чего могут эмоции довести.

А чтобы эмоции создать, усилие магу требуется относительно небольшое, энергии оно почти не требует - так что проблем с обоснованием откуда взялась энергия тут нет.

Да некоторые из нас и в реальной жизни с такой магией эмоций сталкивались или хотя бы слышали необычные истории. Поссорились бывшие влюблённые, девушка разозлилась на неверного возлюбленного - глядь, тому и впрямь поплохело, здоровьишко шалить стало. Ну не иначе она потомственная ведьма. И вполне может так и быть, что аналогичные случаи в этом семье случались и раньше. Вот как порой эмоциями жахнуть можно.

Правда, сам такой маг так же испытывает эмоции. И тут могут быть варианты (или уровни постижения мастерства в психо-чувственной сфере):

Сила мага (или его талант) позволяет воздействовать не на одну цель, а на нескольких. Особо одарённые могут возбуждать эмоции в целых толпах.

Научное обоснование

Дальше пойдёт только наука и реальность. В 60-е годы супруги Кирлиан предложили метод фотографирования "биополя". Они помещали живой объект (от растений до людей) в камеру высокочастотного поля, и в темноте становилось видимым свечение вокруг объекта. Его можно было даже сфотографировать, так что "биополе" с тех пор фиксируется документально и непредвзято (фотоаппарат надёжный свидетель).

Собственно ясно, что никакого таинственного потустороннего биополя они не открыли. Это поле электростатического электричества (какой оборот речи! аж самому понравилось, всегда теперь так писать буду, ой, простите, отвлёкся), которое окружает различные предметы. Но именно для живых существ оно ведёт себя наиболее интересно.

Оказалось, что биополе человека меняется при его деятельности. И если попросить испытуемого, к примеру, не двигая рукой, мысленно направить в руку энергию - то на фото увидим насыщение биополя вокруг руки. Понятно, что всё это работа мышц, их напряжение, ток крови, который тут усиливается, а там ослабевает. Вот заряд и перетекает по телу. Но - важно что этот заряд в самом деле есть.

А некоторым испытуемым удавалось путём мысленных усилий создавать биополе определённых форм. Например, вытягивать будто щупальце.

Теперь представьте себе мага эмоциональной школы. Как он направляет к жертве созданную эмоцию. И жертва поддаётся - всплеск энергии (питаемый истекающими силами жертвы!). В этот момент связь может блеснуть и даже стать видимой - будто вспышка молнии!

А уж если такое произошло в ночном мраке да при многих свидетелях - точно пойдут разговоры, про "убил молнией из рук". Хотя никакой молнии не было. Была лишь её видимость. Которая потребовала энергии совсем чуточку - да и ту забрала из жертвы. И жертва пострадала - от эмоций (которые ей внушили). Но все вокруг видели мелькнувшую молнию и будут уверены, что жертву поразила молния.

Насылаемые призраки - то же из этой области. Помнится в одном из журналов "Наука и жизнь" в советское время был напечатан материал с фотографиями галлюцинаций, которые видят некоторые пациенты психических клиник. Их галлюцинации настолько сильны, что становятся зримы и могут быть сфотографированы. А теперь представьте, когда жертве внушена эмоция о преследующем её призраке? Магу не пришлось для этого создавать духа мщения - он лишь подкинул эмоционально окрашенную мысль об этом в мозг жертвы. Остальное жертва сделает сама. Впрочем, маг тут так же может оказаться пленником предрассудков и проводить трудные обряды вызывания духов, чтобы ввести себя в должное состояние.

Итог

Магия эмоций это не боевая магия. Она не наносит прямых повреждений. Хотя, в глазах очевидцев, результат её воздействия может быть весьма похож на боевую магию прямых повреждений.

Магия эмоций не требует много энергии. Однако направлять энергию тут приходится - и коли это связано с электро-статикой, то железные доспехи для мага помеха.

Замечание о духах: однако, если допускаются в мире духи или боги, то к ним можно воззвать и в доспехах, а уж они направят эмоцию... впрочем, это уже скорее область фантазий про религию. И потребует обоснования тех самых духов и богов, что лишний труд для автора и лишняя возможность допустить ужасную оплошность, над которой позже посмеются критики.

Магия эмоций относительно легко доступна. Талантливый шаман-самоучка бесспорно может изобрести её - но дальше первого уровня мастерства он не пройдёт. Волшебник, получивший образование в школе магии, при соответствующем характере может постигнуть и второй уровень мастерства, но помните, что такое использование этой магии грозит безумием, а потому его стараются избежать. И лишь предельно рациональные разумы, тонко управляющие своими собственными эмоциями, способны постигнуть третий уровень и достичь наивысшей эффективности. Но таких очень мало, ведь нужно чтобы совпали и талант и сильный разум и обязательно высочайшая самодисциплина.

Лечение

Магия эмоций может быть использована не только для вреда - но и для пользы. Вполне можно, внушая позитивные эмоции:

Рептилии

Интересный нюанс в том, почему человеческая магия не действует на представителей иных рас - либо они вообще не испытывают эмоций либо эмпатическая передача с ними не работает, либо транслируемая магом информация вызывает у них иные состояния.

Поясню эту идею подробнее:

Нет! Оказывается у рептилий вообще нет эмоций. По крайней мере в нашем понимании. Их мозговая деятельность работает иначе. Угадать мысли наших земных змей сложнее, чем мысли "зелёных человечков" прилетевших на летающей тарелке с другого конца галактики. Почему? Да потому что инопланетные гуманоиды всё же млекопитающие, и их мысли пусть смутно, но ощутить маг сможет. Сможет и что-то внушить такому пришельцу, хотя нет гарантии, что внушит именно то что собирался.

Да, чуть не забыл уточнить: "зелёные человечки" это пусть даже гоблины, но млекопитающие. С ними мысли-эмоции более-менее совпадут хотя бы иногда. А вот если это рептилоиды произошедшие от змей - то, увы, тут эмоциональное взаимодействие в самом лучшем случае будет крайне ненадёжным. Если будет вообще. Так что, можно сказать, в некотором смысле у рептилоидов врождённая защита от магии. По крайней мере от магии эмоциональной уж точно.

Но даже местные наши змеи - более сложный объект для мага, чем инопланетные млекопитающие. Нет у них эмоций, ибо эмоции, как способ регулирования поведения появляется на более высоких ступенях эволюции. Так же сложны помыслы рыб, невнятны всякие осьминоги. А уж насекомые из ульев, с их коллективным разумом...

А если внушение пошло не так - то, например, может случиться вплоть до воодушевления вместо страха. Представляете, хотели отпугнуть вражину - а он наоборот, стал безрассудно наглым и принялся крушить всё вокруг. Но самое неприятное, в этом случае магия эмоций как бы бьёт по магу - он-то генерирует страх - а противник радуется... магу становится страшно не на шутку. И вся поражающая мощь заклинания обрушивается на неудачливого колдуна утроенной силой.

Злоключение

Эта статья рождалась непросто. Не только 5 дней обсуждения, но и нападки, причём довольно злобные. Тут был полный спектр. От "это никому не нужно" или "да Ваш блог читает 20 человек" - странно, что единственный кому не интересно, считает своим долгом влезть в чужой блог и запретить обсуждать в нём что-то 20 людям. И до таких перлов как "Ваша идея запретить боевую магию это ересь в чистом виде" - я грешным делом подумал, что провалился в параллельный мир, где торжествует Инквизиция.

Но правду написал лишь один:

  — Я как захочу, так и буду писать!

Нет проблем, пиши, никто ж не запрещает. Однако заставить читать, а тем паче полюбить такое своё творчество, ты не сможешь.

Читатель всё больше хочет не банального авторского произвола, который уже оскомину набил - а логичных сюжетов и живых характеров. Уж коли у мага параметр интеллекта 18+, то извольте подать его как умного и изворотливого - вот чего хочет читатель.

Но ведь всесильный маг изворотливым быть не может - никогда не задумывались об этом?

А значит, придётся продумывать магию, объяснять её законы. И вот тогда эта статья поможет Вам. Смело берите её за основу и пользуйтесь. Для того она и написана.


четверг 20 августа 2020г
Алексей «Рекс»