Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Мафия-2
психология средневековья

Статья про психологию на основе компьютерной игры? Да, ведь сценаристы потрудились на славу, прописав мысли каждого персонажа - а персонажи вышли колоритные. Мы возьмём одного из них, чтобы... Но прежде что за игра.

Это новенькая «Мафия-2», игра в жанре интерактивного кино, с хорошо срежиссированными кат-сценами и перемежающими их активностями, вовлекающими зрителя-игрока в сюжет через участие. Игру эту нам продемонстрировал наш друг и товарищ Герман, вот его стримы по порядку:

По завершении стримов Герман дал свой обзор - с коим можно ознакомиться по ссылочке:

Этот обзор можно сравнить с светом прожектора во тьме ночи - он ярок, но луч его узок. Я же коснусь того, что осталось в тени - и раскрою секрет, почему эта игра увлекает, и что же в ней по-настоящему замечательно удалось.

Местность

Начнём с малого - с ландшафта. Казалось бы при чём тут ландшафт - к психологии-то? Но в драматическом произведении, а игра «Мафия-2» ни что иное как полноценное драматическое произведение, сцена на коей разворачивается драма, так же участвует в донесении идеи автора до зрителя.

Исторически это Сицилия. Вот на карте реальной Сицилии портовый город Палермо. А вот к юго-западу от него местность под названием Корлеоне... Да-да, именно отсюда происходил выдуманный Марио Пьюзо, крёстный отец дон Корлеоне. И где-то здесь же неподалёку разворачивается действие игры.

Но почему нельзя было развернуть действие игры где-нибудь ещё? Скажем в красочной Венеции, где разворачивалось действо классической комедии «Слуга двух господ», советскому зрителю более известной по фильму «Труфальдино из Бергамо»? Или в Милане, которым правили поколения герцогов Сфорца, одному из которых служил сам гений средневековья Леонардо да Винчи? Или в Неаполе, где между прочим, исторически жил итальянский король.

Но дело в том, что мафия явление исключительно сицилийское.

Посмотрите, как религиозны сицилийцы. И в жизни, и в игре. А почему? А потому, что сицилийцы как бы не совсем итальянцы. А кто чужак, тот всегда вызывает вполне естественное подозрение. Потому именно на Сицилии святая инквизиция особенно усердствовала.

Именно это рвение инквизиции и породило омерту - заговор молчания. Чего бы ни произошло, никогда ни при каких обстоятельствах не сообщай властям. Пошёл на сговор с властями - ты предатель. А предал одного - предал всех.

В игре этот мир воспроизведён изумительно. В том числе и по части географии. Очень красивая местность.

Но всё познаётся в сравнении.

И, что касается мира игр, то лично мне на ум тут же приходит уже старенький нынче S.T.A.L.K.E.R. - как нас радовали его локации в «Тени Чернобыля» и «Чистом небе», они казались предельно насыщенными объектами. По правде, порой даже черезчур насыщенными и размещаемыми слишком плотно. В общем дизайнеры старались, но не всегда их выдумка была 100% удачной.

На другом полюсе довольно современная Death Stranding распиаренного "гениального" Кодзимы - тут за прообраз взята реальная местность (если не ошибаюсь, долины Исландии), и всё куда краше, чем 20 лет назад, вот только... Пусто и скучно! Хотя не спорю, может в том и был гениальный замысел, но навевает он игроку лишь скуку и пустоту.

Так вот «Мафия-2» взяла за основу реальную местность Сицилии где-то неподалёку от Палермо, но эта местность в игре будто какой-то замысловатый лабиринт, заблудиться можно. Местность крайне пересечённая, что не раз используется в игре. Но благодаря наличию лошадей и автомобилей, скучно тут не бывает, даже если просто нужно добраться из одного пункта в другой. А подчас это сопряжено с гонками, а то и гонками со стрельбой.

Почему я считаю это важным?

Да потому, что мы живём не в пустоте! Мир курьера в пост-апе оказался реалистично-пустым - и потому навевал скуку. А история сталкера была шита белыми нитками - зато мир искорёженной катастрофой Зоны стремился удивить во всю мощь тогдашних компьютерных технологий. Добавьте к этому чудовищных мутантов, безумных зато очень злых врагов и конечно же нереальные, нарушающие все законы физики аномалии. Вот и некогда было скучать. И при всех недостатках, сталкерить оказалось куда увлекательнее, чем курьерствовать.

«Мафия-2» сумела не выходя из рамок реальности создать удивительно вовлекающий мир. Это несомненное достижение дизайнеров. За сим, поняв сцену, переходим к рассмотрению персонажей.

Психология

Опять же начну со сравнения с иной игрой. Недавно ворвалась в игровой мир яркой кометой игра «Детройт: Стать человеком». Игра фантастическая по жанру и по подаче сюжета. Игра увлекающая и ошеломляющая. Игра с многовариантностью сюжета, который раскрывается от лица разных персонажей с разных сторон. Кажется ни один стример не обошёл её своим вниманием. Но...

Превзойти Акиро Куросаву не удалось. Простите, запамятовал фильм, в котором этот великий японский режиссёр показал одну и ту же историю, глазами трёх вовлечённых в неё действующих лиц. Но в «Детройте» по сути лишь два персонажа действуют, а линия третьего добавлена для нагнетания эмоций, однако никакой многовариантности не привносит.

Более того, вся идея с многовариантностью убита самими же сценаристами, которые искусственно загоняют игрока в очередную ключевую точку. И никакого обходного пути сценарием не предусмотрено.

Но хуже всего удалась психология героев. Наши герои в «Детройте» это некие особенные роботы, внезапно осознавшие себя личностями. Но увы, их характеры прописаны как характеры не самых умных людей. Да что уж там - откровенно глупых людей. А характеры собственно людских персонажей в игре прописаны глупее самых глупых роботов. Выезжает «Детройт» только на слезодавилке.

«Мафия-2» почти избегает слезодавилки. Долой сопли с сахаром! И почти на всём протяжении игры - ощущение предельно напряжённой борьбы.

Борьбы характеров.

И эти характеры прописаны великолепно!

Но почему эти характеры - таковы?

Давайте рассмотрим кажущийся самым противоречивым характер дона Торризи. Это полностью средневековый человек. Как собственно и большинство сицилийцев тех времён, а действие игры развивается в самом начале XX века, за годы до Первой Мировой, когда Европа общий дом, и в ней наконец-то прочный и нерушимый мир.

Вы скажите, да какое тут средневековье, вон же на автомобилях раскатывают с паровозом наперегонки! Но Италия стала собственно Италией только после революционных войн Гарибальди во второй половине XIX века. Только тогда наконец была упразднена Папская область, мешавшая объединению Италии. И никакого государства Ватикан ещё не было - его подарит Папе позже основатель фашизма Бенитто Муссолини. И я не случайно чуть выше напоминал историю Сицилии - всего за полвека до событий игры, сицилийцы жили в натуральном средневековье. Не то что деды - отцы всех персонажей игры 100% средневековые люди. Хотя формально жили в XIX веке и видели пароходы и паровозы. Но жили - по средневековым понятиям.

Дон Торризи очень хороший средневековый властитель. Я бы даже сравнил его с классическим рыцарем без страха и упрёка из классических рыцарских романов. Религиозен, привержен идеалам чести. Честь это одно из самых часто упоминаемых доном понятий. И это не пустые слова. Когда его друг смертельно ранен, дон взваливает его на плечи и выносит из боя. Сам, собственноручно, не думая о спасении собственной шкуры. Ибо «предал одного - предал всех», а дон Торризи истинный человек чести.

Да, он требует с обитателей подвластной территории плату "за безопасность" - но его люди в самом деле обеспечивают порядок. У старика грабители отняли повозку с товаром? Люди дона наказали всех виновных, а повозка возвращена владельцу.

  — Здесь всё моё, - гордо заявляет дон Торризи.

Но есть нюанс: Торризи простого происхождения. Да, он тут правит де факто – но де юре он лишь управляющий на землях барона Фонтанеллы.

Однако у дона есть дочь. Выдать её замуж за сына барона - и внуки дона станут дворянами. Да и дочка будет обеспечена. И барон согласен, и сынок его поглядывает на дочку дона с интересом. Ради благополучия дочери, дон постарается приумножить богатство барона.

  — Здесь всё моё.

Торризи уже видит себя отцом баронессы. То есть почти настоящим феодалом по всем средневековым понятиям.

И однажды, по этим самым понятиям, дон Торризи дал убежище главгерою игры, Энцо Каррузо, беглому батраку, по сути рабу из шахты, проданному туда собственным отцом в возрасте 5 лет за 100 лир.

Он приютил его не как раба. Он относился к Энцо с добротой хорошего хозяина. Дал ему кров и постель. Пусть на конюшне - но и то лучше, чем смерть от ножа людей клана Спадаро.

И по всем средневековым понятиям, Энцо должен был быть благодарен за это всю жизнь. Ведь жизни-то у него и не было бы, кабы не доброта дона Торризи.

Энцо благодарил. Делом. Взыскивал недоимки с должников дона, убивал неугодных, карал предавших дона. Множество раз рисковал жизнью - но ведь жил-то он исключительно потому, что в трудную минуту за него вступился дон. А стало быть его жизнь полностью принадлежала дону.

Дон оценил преданность Энцо. Он принял его - в семью. Безродного - взял в свой мафиозный клан, как равного брата.

  — Подойди же и воссоединись со мной! - произносит Торризи на тайном собрании братьев.

Именно "со мной". Не "с нами" - о нет!

Ибо по средневековым понятиям, нет никаких "мы" - есть только "Я", господин над всем здесь, и ещё мои верные слуги. Ты верный слуга, в награду я приближу тебя к себе. Не может быть для слуги счастья большего, чем это доверие.

Нам современным этого не понять.

Мы, глазами игрока, видим лишь как Энцо раз за разом, проявляя чудеса героизма, совершает невероятное в угоду дону. И даже спасает дона от смерти, выводя из захваченного врагами завода. И дон благодарен. Дон награждает Энцо - делает управляющим той самой шахтой, где некогда Энцо был на положении раба.

Мог ли раб мечтать о подобной милости? Да ведь жизнь удалась!

Тут очень важно понять - дон не злодей. Да, приказывает убивать людей, а порой и убивает сам. Но это - нормальная средневековая обыденность. Так жили веками и отцы, и деды, и отцы дедов. Так устроен этот мир. Не совершать преступление грешно - а грешно попадаться.

Дон добрый. Он защитил Энцо. Он принял его в семью. И какую же благодарность он в ответ получил?

Энцо сбегает, увозя с собой дочку дона. Которой вскружил голову. Да так, что любовь их уже осуществилась - что позор несмываемый.

Нет, не только позор. По средневековым понятиям Энцо вор - он украл ценное имущество. Дочку предполагалось выдать замуж за наследника барона Фонтанеллы. Как раз в обмен на ту самую шахту. Выгодная сделка. Ну а дочурка стала бы баронессой. Какого же ещё более прекрасного будущего мог желать своей единственной любимой дочери любящий её отец?

Энцо украл дочь и разрушил её счастье.

Потому дон Торризи и не может ни простить, ни закрыть глаза на это. Этот обласканный им бастарди разрушил счастье его единственной дочери.

Любовь? А какое счастье от той любви? Счастье это когда есть достаток, а ещё лучше богатство. И конечно когда есть защита. Как безродный Энцо может защитить свою возлюбленную? Да у него и имущества своего нету. Кроме того, что дал ему дон Торризи.

  — Здесь всё принадлежит мне, - говорит дон Торризи ещё в начале игры.

И дочь. И Энцо. И все люди в этой долине. И вся земля, на которой они все живут.

Мы привыкли воспринимать игру как неполноценное произведение лёгкого жанра - но «Мафия-2» это потрясающий конфликт характеров и мировоззрений.

«Мафия-2» достойна того, чтоб зритель воспринимал её как полноценную драму.

Драму полностью средневекового мира. В котором ездят паровозы и автомобили, работают настоящие заводы с множеством хитроумных механических станков, и даже можно в Палермо сесть на пароход и доплыть до Америки, сказочного края, где конечно же всяк находит своё счастье.

Но по-прежнему у каждого мужчины этого мира нож под рукой,
и он без колебаний пускает его в дело.


понедельник 25 августа 2025г
Алексей «Рекс»