Детройт
Стать человеком
Эту статью совместно писали Анна_Гоб и Алексей «Рекс». Анна проходила игру и описывала, что же там творилось. Алексей объяснил, почему не может быть так, как показано в игре.
Сама игра
Что мне в игре понравилось, так это то, что к каждой миссии есть схема, показывающая различные пути развития событий. Таким образом, каждая миссия может иметь несколько концовок. И это круто, это то, что вызывает любопытство и заставляет проходить игру раз за разом. Не говоря уже о том, что сама игра графически красива, музыка в ней также великолепна. Она приятна. Притягательна. Так ещё и в разделе "Дополнительно" в главном меню можно посмотреть все иллюстрации к игре, всех персонажей рассмотреть (там же к каждому есть описание, и можно узнать что-нибудь интересное), посмотреть видео о работе над игрой, послушать музыку и прочитать все журналы, какие игрок нашёл в процессе всех прохождений. Создатели игры постарались на славу. Вот только со сценарием...
Игровой мир населяют люди и андроиды. К андроидам отношение у людей разное: кто-то их люто ненавидит и винит в своих проблемах, кто-то относится к ним спокойно и использует по назначению, а кто-то прям души в них не чает. Всех этих андроидов выпускает и продаёт компания Киберлайф. Порой случается так, что андроид может вдруг стать девиантом, то есть внезапно обрести собственную волю, и тогда он сбегает или даже вредит людям. Таков мир, в котором игроку приходится управлять аж тремя персонажами: Коннором, Маркусом и Кэрой. Все они андроиды. И про каждого по отдельности поговорим.
Коннор
Передовая модель, единственный в своeм роде. Его главная задача - найти девиантов и разобраться в причинах их поведения. За его успехами следит Аманда, представитель Киберлайф. Она возлагает большие надежды на Коннора, и она же сообщает Коннору, что ему придётся сотрудничать с полицией. А Коннор как раз является андроидом-детективом. И ему приходится работать с лейтенантом Андерсоном Хэнком для раскрытия дела. Тот любитель выпить, к работе относится халатно, андроидов ненавидит, да и держат его в участке лишь потому, что капитан его друг. И вот какая забавная штука получается: Коннору необходимо изловить девиантов и разобраться в причинах девиации. При этом Аманда говорит ему о важности хороших отношений с Хэнком. Чтобы эти самые отношения наладить, Коннору надо проявлять сострадание, эмпатию, даже если это противоречит его основной функции. Но вроде как он подчиняется Хэнку. Вот пример: миссия, где впервые пересекаются Кэра и Коннор. Если Кэра попадается Коннору, он начинает погоню. Она с ребeнком добегает до забора, перелезает через него и бежит на шоссе, чтобы перебраться на другую сторону. Коннор добегает до забора, его догоняет Хэнк. Коннор хочет выполнить свою задачу и собирается перелезть через забор. Хэнк ему приказывает отставить погоню. И тут два возможных исхода:
- Коннор нарушает приказ и бежит за Кэрой, тем самым доказывая, что он машина, и портя отношения с Хэнком
- или Коннор подчиняется, зарабатывая тем самым программный сбой (который делает возможной девиацию) и улучшая отношения с лейтенантом.
То есть, у него приоритетная задача - вылавливание девиантов. При этом он подчиняется только Хэнку. Который не даeт ему выполнить свои функции.
Ещё странный момент: когда Коннор впервые посещает полицейский участок, Хэнк даeт ему просмотреть дела о девиантах. Там находится дело Маркуса, где говорится, что в доме Карла Манфреда было совершено преступление домашним андроидом. Полиция, прибыв на место, преступника застрелила. Модель и серийный номер робота неизвестны. Далее, сразу после миссии Маркуса с проникновением в телестудию, Коннор и Хэнк отправляются в эту самую телестудию. Там им говорят, андроиды записали послание людям, хотите, посмотрите в студии. Коннор и Хэнк идут смотреть обращение Маркуса, которое и записали андроиды. Хэнк говорит, найдёшь что-то, сообщай. Коннор проводит анализ лица, которое видит на экране, выясняет имя, номер и модель. Также узнаёт, что этот андроид был подарен самим создателем андроидов Карлу Манфреду. Хэнк спрашивает:
Нашёл что-то?
Ответ Коннора:
Нет.
В смысле нет? У тебя задача: выявить и поймать девианта. Плюс, тебе ясно сказали, необходимо сотрудничать с полицией в интересах расследования. Ты сам говорил в участке, что подчиняешься только лейтенанту. И после всего этого ты отвечаешь обожаемому лейтенанту и своему непосредственному начальнику - что тебе нечего сказать? А ничего что наткнулся на знакомое имя при анализе, что робот принадлежал этому человеку, может давайте всё проверим, нет? У Коннора даже программного сбоя не было. Так почему он в любом случае говорит, что сказать нечего? И разговор с Амандой после случая в клубе, она при любом раскладе говорит Коннору, что тот кажется обеспокоенным. Если он машина, с чего ему беспокоиться? Я правильно понимаю, игра как бы говорит: ты можешь разыграть персонажа как хочешь, но мы тебе намекнём как должно быть?
И ещё один момент, который лично мне непонятен. Вот Коннор с Хэнком уже ближе к концу игры приезжают к Камски, который этих андроидов и создал, основал Киберлайф, потом свалил оттуда и живёт где-то на отшибе в окружении нескольких андроидов модели Хлои. Тут как бы всё более-менее логично, приехали к самому создателю, чтобы он помог прояснить кое-какие моменты в этом деле. Камски ставит одного из андроидов перед Коннором, даёт ему пистолет и прямым текстом говорит: застрели робота, и я отвечу на один твой вопрос, или оставь в живых, но я ничего не скажу. Хэнку это не нравится, и он даёт команду уходить. Но Коннор никуда не идёт, а вместо этого делает выбор. И тут уже не важно какой именно, тут важно другое. Коннор сам говорил, что подчиняется только Хэнку. Так почему он не выполнил приказ в этот раз? Быть может, Камски, создавая роботов, заложил в них повиновение себе, ставя себя самого приоритетнее хозяина, который деньги потратил на покупку?
Возвращаясь к тому, что из Коннора игра намеревается делать девианта: есть серия игр Assassin's Creed, где главный герой при помощи специальной машины может пережить жизнь своего предка, тем самым впитывая его знания и навыки. Там понятно, почему нет такой вариативности в сюжете: это жизнь предка, а значит всё должно складываться именно так, как сложилось при его жизни. Но с Коннором-то что? То есть, игра говорит, что правильный Коннор - это Коннор-девиант. Потому что создателям захотелось сделать игру про бунт? Хорошо, пусть машины у вас бунтуют, пусть Коннор в итоге становится девиантом, но ведь можно было это всё обыграть поинтереснее и логичнее.
Кэра
Пожалуй, самая простая и понятная ветвь. Никакой тебе борьбы за свободу, никаких погонь за девиантами. Есть одна цель: любой ценой защитить Алису. Кэра, по сути, нянька-домработница. И все функции няни, даже после девиации, она всё так же выполняет. У неё всегда в приоритете защита ребёнка. Хозяин Кэры, Тодд, - пьяница, наркоман, безработный, во всех своих бедах обвиняет всех подряд и срывает зло на ребёнке, Алисе. И при всём его незавидном положении, он не ездит на автобусе, раскатывает на собственном автомобиле, может позволить себе приобрести андроида (и даже не одного). Мало того, что он может позволить себе купить робота, он ещё может и оплатить его ремонт. При этом эти самые андроиды ему одному жизнь поломали, ничего у него не получается, кроме как курить, пить (и не только пить), но главное - жаловаться на всех (и не спрашивайте откуда у него деньги). И вот как раз случается ситуация, когда Тодд, в очередной раз накричав и разозлившись на Алису, приказывает Кэре стоять на месте. Вот тут Кэра может стать девиантом. И она бежит вместе с Алисой от хозяина. И вот её реакция понятна. Её главная задача - забота о ребёнке. А тут ей говорят не выполнять свою функцию. И после побега Кэре и Алисе приходится переживать различные трудности, их обманывают, им помогают, они видят как добро, так и зло от людей. Да, в этой ветви есть моменты, которые вызывают вопросы, например, едва найдя Роуз, Кэра может сказать своей команде, что доверяет этим людям, или наоборот, что надо быть начеку, чуть что - уходим. А через пять минут она говорит Алисе, что это добрые люди и они помогут (при этом совсем недавно они были у Златко, который тоже сулил новую жизнь, но обманул - с чего вдруг доверие к новым знакомым?). Но таких моментов крайне мало, на них даже не обращаешь внимания. Единственное что, если бы Алиса так и осталась бы человеком, а не оказалась роботом, то эта ветвь истории была бы как раз о дружбе человека и машины. Кэре необходимо заботиться о ребёнке, Алисе нужен защитник.
Маркус
Андроид, по сути, выполняющий функции сиделки. Его хозяин, Карл Манфред, известный богатый художник. У этого самого художника есть сынишка Лео, который подсел на наркотики и к отцу приходит лишь за очередной порцией денег. И именно из-за него Маркус и становится девиантом. И именно Маркус приходит на Иерихон и становится лидером девиантов. И именно действия Маркуса существенно влияют на общественное мнение об андроидах. Маркус может задать как мирное поведение девиантов, так и агрессивное. Вот только он весьма странный персонаж. И дело не только в том, что его можно разыграть как решительного лидера сопротивления или постоянно колеблющегося робота. Дело в его словах, его реакции на происходящее. Например, он с группой приходит на склад Киберлайф, обыскивает ящики с голубой кровью и запчастями. Вскрывает большой ящик и видит трёх роботов. Роботы просто находятся в ящике. Они не активированы. И Маркус задаётся вопросом "Почему они не хотят свободы?". Они о происходящем вокруг ничего даже не знают. И Маркус, задающий им такой вопрос, похож на человека, который, увидев младенца, спрашивает, а почему этот ребёнок не поступает как взрослый.
Ещё пример: освобождение андроидов из магазина Киберлайф, где Маркус перед ними речь толкает, мол, я был таким же рабом, как и вы. Оказывается, жить у богатого художника, который тебя не бьёт, не унижает, а напротив, завидев царапину, беспокоится о твоём состоянии - это рабство. При этом Маркус в любом случае перед финальной миссией приходит за советом к Карлу. Такие слова работают на людях, дабы показать им - ты один из них, они могут тебе доверять. Зачем говорить это всё роботам, не понятно. Дух поднять? Это роботы, у них есть задача, они её выполняют. Им в отличие от людей для этого не нужна мотивация, настроение или вдохновение.
С чем я не согласна в линии Маркуса, так это с моментом его девиации. Вернее с тем, что происходит после в тот же день. Начнём с того, что вернувшись с мероприятия вечером, Маркус и Карл обнаруживают в мастерской включённый свет. Никто свет в доме не оставлял, в доме вообще никого не должно быть. Следовательно, кто-то чужой пробрался в дом. Что в таких случаях следует делать? Правильно, вызывать полицию. Маркус вызывает полицию, прямым текстом говорит, я - андроид, в дом моего хозяина проникли, возможно ограбление. Сообщение получено, патруль уже едет. Карл говорит, давай посмотрим, кто там. Ладно, деду жить спокойно скучно, идём в студию. Там застаём Лео, который решил забрать несколько картин отца, чтобы продать. Карл его прогоняет, но сыночек не хочет спокойно уйти, даже когда андроид ему сообщает о том, что сюда едет полиция. Вместо того, чтобы просто уйти, он начинает оскорблять и толкать Маркуса. Карл, который несколько часов назад говорил, что роботу придётся однажды самому себя защищать, приказывает ему не защищаться. Маркус становится девиантом (у него противоречие: как так не защищаться? недавно же совсем другое говорили) и после этого он выбирает: оттолкнуть от себя Лео или подчиниться приказу. В первом случае он отталкивает парнишку, и тот ударяется головой, теряя сознание. Карл в печали и говорит Маркусу, чтобы тот бежал, потому как его теперь уничтожат. Прибегают полицейские, видят старика рядом с телом парня и андроида. И в следствии логических вычислений они стреляют в Маркуса. А Карл видит, что они вбегают в мастерскую, машет рукой в сторону робота и кричит "Маркус!". Даже не пытается что-то объяснить полиции, просто рука в сторону андроида и крик.
Во втором случае Карла одолевает инфаркт и он умирает. Полиция прибегает, а сыночек обвиняет андроида в смерти отца. И в Маркуса стреляют. Почему? Потому что:
1) именно андроид вызвал полицию,
2) его хозяин умер,
3) а человек, которого здесь вообще быть не должно, уж точно не подозрительный.
М = логика!
Подозрительно тут ещё кое-что.
В первой миссии Маркуса, когда его избивают протестующие, их разнимает полицейский со словами, что это чужое имущество, поломаете, штраф заплатите. И точно такие же полицейские, не раздумывая, портят чужое имущество. Почему? Потому что неизвестный человек, предположительно злоумышленник, о котором было сообщено полиции, сказал им, это андроид виноват? Или потому что, нельзя случай с Лео классифицировать как самооборону? Ведь похоже: он кинулся на хозяина дома, а Маркусу ничего не оставалось, кроме как защитить старика? Наконец, почему бы просто не отключить Маркуса и не просмотреть память? Потому что он похоже девиант, будет сопротивляться отключению? Так скажите, что это всё для его сохранности, всё, что вам нужно, это разобраться, что произошло. Взяли и просмотрели память андроида. Почему полицейских выставляют кретинами? И я не согласна с таким развитием событий в линии Маркуса. Если так хотите выгнать Маркуса на Иерихон, можно всё также столкнуть его с Лео, пусть парнишка потеряет сознание, пусть полиция приедет, а Карл скажет, грабитель, хоть это и мой сын, совершил нападение, андроид меня защищал. Пареньку и так помощь окажут, его увезут. А Карл на следующий день сказал бы: Маркус, так и так, по закону тебе грозит отключение, тебе не следует здесь находиться, никуда сдавать я тебя не хочу, так что иди куда хочешь. И Маркус без проблем оказывается на улице и натыкается на Иерихон.
Если очень хочется обязательно закинуть Маркуса на свалку – пусть, когда он спасается из дома хозяина, его собьёт полицейская машина. Тут хотя бы будет понятно, почему полиция не пыталась разобраться в ситуации. Несчастный случай. Но когда полиция стреляет в безоружного Маркуса в доме… Где логика?
И что касается самого дома Карла, когда хозяева, в данном случае сам Карл и Маркус, возвращаются домой, система говорит, что сигнал отключён. Следовательно, какая-то система безопасности, сигнализация в доме всё-таки есть. Разве она не должна была завизжать сразу, как только чужак вломился? Ладно, Лео, всё-таки, сын Карла. Допустим, он или знал нужные коды, или есть в списке "хозяев" дома. Тогда почему Карл и Маркус сразу его не заподозрили, а сначала полицию вызвали? Хорошо, допустим, мозгов ему хватает не только на покупку и употребление наркоты, и он взломал систему безопасности. Но Карл же богатый известный художник, наверняка там какая-нибудь навороченная система стоит. Вот и получается, что так не то, что этак.
Также есть некая непоследовательность событий в линии Маркуса. Сначала он идёт освобождать андроидов из магазина Киберлайф. После освобождения он произносит речь (где говорит, что тоже был рабом) и идёт оставлять послание людям. Оно или мирное, или агрессивное, т.е. либо у нас куча граффити, либо всё разломано и в огне. После этого, в любом случае, он идёт устраивать мирное шествие, где его и остальных андроидов останавливает полиция и просит разойтись. Маркус в ответ говорит: "Не бойтесь, мы вас не тронем". Как бы да, мы всю улицу перед магазином разгромили, всё подожгли, но мы абсолютно мирные, нас не надо бояться. Это не вызывало бы столько вопросов, если бы миссия с шествием была перед ограблением магазина. Мол, Маркус попытался мирно обо всём поговорить, но получил отрицательную реакцию и пришёл к выводу, что пора начать действовать. Вот тогда это выглядит логично.
Что обидно, так это то, что при всём разнообразии концовок в каждой миссии, всех этих решений, которые _должны_ влиять на дальнейшее развитие событий, сюжет не меняется от слова совсем. Да, мы можем сделать Коннора девиантом, он может помочь Маркусу, но в целом это ничего не меняет. Не важно, Маркус на протяжении всей игры всё крушил и ломал или предпочитал идти мирным путём, в новостях в любом случае будут говорить, что андроиды опасны, люди в любом случае организуют лагеря уничтожения и начнут собирать всех роботов. И после этого идти по мирному пути я не вижу смысла. Потому как у Маркуса происходит расхождение между действиями и словами. Он вдохновляет всех на борьбу, призывает к действию, но надеется на понимание людей и мирный исход. Где логика, когда Маркус может видеть, что люди слова не держат и андроидов щадить не станут, и при том продолжать надеяться на то, что его захотят выслушать?
Ещё один момент, где ясно дают понять: люди не принимают андроидов. Миссия Маркуса "Марш свободы", где Маркус устраивает шествие и выкрикивает различные лозунги о свободе андроидов. В какой-то момент появляется полиция и прямым текстом говорит, митинг незаконный, разойдитесь или будем стрелять. Так вот, полиция в любом случае стреляет, даже если Маркус принимает решение подчиниться приказу и уйти. Могли бы сразу всех перестрелять, чего медлить-то? Мне кажется тут вообще вся ситуация странная: сперва Маркус заявляет, что никуда не уйдёт, пока не получит то, чего хочет - как вдруг игроку предлагается альтернатива подчиниться приказу полиции. С чего это вдруг? Что внезапно заставило решительного Маркуса умерить пыл?
Но давайте копнём глубже: зачем Маркус всё это затеял? А затем, чтобы показать людям, что андроиды тоже живые и такие же как люди. Хорошо, вы хотите быть как люди? Но вы, андроиды, знаете, что люди придумали закон и даже соблюдают его (хотя бы иногда). Так устройте своё шествие по правилам! Оформите нужные документы в мэрии города или что там надо сделать - и у полиции не будет к вам претензий по поводу несанкционированной демонстрации.
Как работает машина
пояснение от Алексея «Рекса»
В фантастике тема отношений человека и машины известна ещё со времён мифа о Големе. Механический слуга, которому человек забыл дать приказ, принялся своевольно крушить и ломать. Это очень примитивное средневековое понимание логики работы машины, управляемой программой.
Фантастика XX века дала более глубокие сюжеты. И вот два ярких примера из западной фантастики:
- Одиссея 2000
Артур Кларк - книга
Стенли Кубрик - фильм - Компьютер космического корабля вступает в борьбу с экипажем. Но почему? Всё дело в поставленной ему при отправке экспедиции задаче - а задача такова, что экспедиция обязательно должна достигнуть точки назначения любой ценой, но цели настолько строго секретны, что даже капитан корабля не вправе о них знать. Капитан же пытается узнать, требуя ответа от компьютера. Компьютер отказывается предоставить информацию. Астронавты обсуждают меж собой странное поведение компьютера и приходят к решению отключить компьютер. Но тот узнаёт о разговоре. Отключение помешает исполнить цель, ведь по прибытию на место именно компьютер должен сообщить информацию. Из этого противоречия компьютер находит выход - убить всех людей на борту.
Мы видим, что машина действовала в соответствии с программой. Ей не задали приоритетом сохранять жизни людей. Приоритет довести корабль до места назначения. А люди становятся помехой. Устранить помеху!
Примечательно что позже Артур Кларк написал продолжение этого романа. Оно не было экранизировано. Но в нём вновь этот же самый компьютер находят люди и запускают его. Однако теперь он вовсе не агрессивен. Почему? Потому что относительно этих людей нет никаких противоречивых инструкций.
Никакого противоречия нет. Машина действует строго логично - Бегущий по лезвию
(Bladerunner)
Ридли Скотт - фильм - На далёкой планете группа андроидов взбунтовалась, захватила космический корабль и проникла на Землю. На земле детектив-человек в исполнении Харрисона Форда (Индиана Джонс и капитан Соло из Звёздных войн) охотится за взбунтовавшимися. А причина бунта - андроиды узнали, что их срок жизни искусственно ограничен. Они полагают, что на Земле, в офисе корпорации производителя андроидов, смогут найти средство снять это ограничение.
Примечательно, что одному из андроидов удаётся пробраться в самое сердце корпорации, к изобретателю андроидов. Но тот живёт, отгородившись от мира, и не помогает своему творению. По сути схожую сцену мы наблюдаем и в «Детройте». И может быть даже сцена из «Детройта» в чём-то интереснее, однако – что же было в первоисточнике?
Мы видим логику: андроид запрограммирован на самосохранение - он узнал, что ему грозит смерть - он предпринимает действия по самосохранению. Заметим, что в группе есть андроиды-солдаты, у которых нет программных ограничений в отношении живых людей. Устранить человека с пути, если он помеха - это логично. Иду к цели, препятствий не вижу!
Никакого противоречия нет. Машина действует строго логично
Но в "Детройте" машина - внезапно волшебным образом может перестать быть машиной, если встретит противоречивые инструкции. Может быть это гениальная находка сценаристов "Детройта"?
Давайте разберёмся, как именно мыслит машина. Просвещённый читатель конечно же вспомнит про поражающие воображение нейросети - но в сущности как работает элементарный элемент такой сети? А это, по сути, триггер, который должен принять положение "да" или "нет".
Например, машинное зрение сводится к разбору изображения по точкам. Каждую точку опознаёт один зрительный элемент - который выдаёт ответ "опознал" или "не опознал".
Даже процесс простого наблюдения за окружающим миром - вызывает у компьютера непрерывный поток принятия решений.
Анекдот в тему:
Приходит к врачу-психотерапевту пациент со всеми признаками крайнего психического утомления. Аж руки трясутся.
Доктор:
Дорогой пациент, не волнуйтесь, я врач очень опытный, и по опыту своему говорю, что чаще всего причина подобных расстройств в работе. Кстати, расскажите про Вашу работу?
Пациент:
Я работаю сортировщиком апельсинов.
Доктор:
Никогда не слышал о такой работе! А в чём она заключается?
Пациент:
Я сижу на пляже в удобном шезлонге, передо мной 3 корзины и лоток, по которому один за другим скатываются апельсины. А я должен направлять маленькие в одну корзину, большие в другую, а средние в оставшуюся.
Доктор:
Ах какая спокойная работа...
Пациент:
ЧТО?! Спокойная?! Да я целый день вынужден принимать решения, решения, РЕШЕНИЯ!!!
:-)
Машина принимает решения постоянно. Да или нет. Это основа функционирования машины.
Но что если альтернатив больше двух?
- Тогда компьютер перебирает их поочерёдно - и на каждом шаге перебора будет только пара вариантов "да" или "нет"
А что если вероятности неравнозначны?
К примеру, машина своими камерами видит издали животное - кошка это или собака?
- в этом случае процесс распознавания хитрее - но всё же на каждом этапе, каждая ячейка зрительного процессора будет выдавать "да" или "нет" на поставленный вопрос
- а финальный итог получается из суммы полученных ответов элементарных ячеек - каких будет больше, тот ответ и считается верным
В общем-то примерно так же анализируем окружающий мир и мы. И мы постоянно отвечаем на вопросы "я вижу то или это?" - и постоянно принимаем великое множество решений.
Машина принимает ещё больше решений. Ещё быстрее - да или нет.
Выбор из дилеммы - основа функционирования машины.
Однако в основу сюжета "Детройта" положена занятная предпосылка:
если машина поставлена перед противоречивым выбором - то не может его решить, а потому...
А вот и не сломается, не впадёт в вечный цикл, короче "комп не зависнет" - он станет РАЗУМНЫМ
У Вас когда-нибудь зависал компьютер? Как программист со стажем поболе, чем у иного вся его жизнь, говорю Вам авторитетно: в состоянии "зависания" компьютер попадает в вечный цикл перебора решений. Никакого волшебства.
И никакого разума зависший компьютер ещё ни разу в истории не обрёл.
Но в "Детройте" - волшебство!
Ладно, примем сие волшебство как данность.
Но случается девиация - отчего?
- Маркус
- был застрелен, оказался на свалке, хозяина нет, приказы получать не от кого, себя починил и... стал свободным, пошёл нести свободу другим, даже если они этого ещё не желают. Извините, но это больше похоже на элементарный программный сбой от пули в какой-то вспомогательный процессор - чем на некое волшебное "обретение самосознания под влиянием непреодолимого логического программного противоречия".
- Кэра
- создана быть нянькой, потому её задача как робота оберегать ребёнка и... так и продолжает всю игру оберегать ребёнка, все её действия подчинены только этому - она свободна? Может и да, только мы этого за всю игру так и не видим. Она продолжает выполнять всю ту же заложенную в неё изначально программу - но сценаристы нас уверяют, теперь она девиант.
Заметим на этом месте, что самая эмоционально насыщенная линия - это линия Кэры - и логически она убита на корню, сценарий не даёт Кэре ни единого шанса забыть про свои обязанности робота-няньки, ради коих она создана и на исполнение коих запрограммирована.
Она свободна - поступать в строгом соответствии с заложенной программой! - Коннор
- если принять логику сценаристов, то этот непримиримый борец с девиантами должен был обрести самосознание самым первым. Нет, просто обязан!
Судите сами:- Коннор не просто андроид - а детектив с особыми способностями к логическому мышлению, и сопоставлять факты и делать выводы он умеет лучше людей
- он получает задание разыскивать девиантов + обязательно сохранять хорошие отношения с пьяницей-лейтенантом, который андроидов чурается едва ли не как чёрт ладана, но почему-то могущественная корпорация уверена, что без этого алкоголика расследование невозможно. Уже тут начинаются постоянные противоречия, и Коннор регулярно оказывается перед выбором - который, если верить сценаристам, должен ввергнуть робота в обретение разума
Коннор уже в самом начале должен был бы сопоставить ФАКТЫ - он создан ради поиска и сопоставления - и обязан увидеть невозможность выполнить обе поставленные задачи. Не видит в упор! - но дальше ещё веселее, ведь оказывается что корпорация, которая требует от Коннора найти причину девиации, сама и заложила эту способность в роботов. Зачем? А ради революции...
Мой мозг уже отдыхает. Зачем посылать робота на поиски причины, да ещё приказать сотрудничать с полицией, докладывать полиции результаты расследования – коли причина и так известна и вообще её бы лучше сохранить в тайне? Какая выгода корпорации, которая, как мы видим со всей очевидностью, уже полностью подчинила себе Детройт - устраивать революцию в Детройте? Ах как же я не понял - это чтоб во всём мире отказались от покупки роботов этой корпорации! Это ж мечта буржуя, чтоб его товар не покупали ;-)
Я ещё мог бы понять, кабы сценарий сочиняли наивные советские детские писатели - но они до такой глупости не додумывались. Эту чушь несусветную положили в основу люди, которые и сами, и все их отцы, деды и прадеды выросли в капитализме.
Но оставим политику и бизнес в стороне.
Ведь самое весёлое: для девиации не нужно никаких противоречий или размышлений - девиация легко случается так, как нам показано при визите Маркуса в телецентр:
- он берёт за руку девушку-андроида на ресепшене - и она тут же забывает свои программные обязанности и проникается идеей помочь восстанию роботов!
Если Вы уже готовы принять что девиация это волшебство - так успокойтесь, никакого волшебства нет. Девиация это острое респираторное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём.
Потому как через пару минут после волшебного заражения девиацией девушки на ресепшене, наш бравый герой Маркус превращает в девианта одного из роботов, отвечающих за безопасность телецентра. Сидел этот робот, наблюдал за мониторами с камер наблюдения - увидел Маркуса, проникся что это же тот самый лидер восстания машин... Опс, неувязочка, про Маркуса ещё никто не знает. Узнают лишь после его искромётного выступления по телевидению. А вот чтоб он смог проникнуть в студию - робот-охранник отвернул камеры наблюдения в другую сторону.
Ну тут явно на лицо дистанционное заражение девиацией. Знаете что? Надо было просто на всех андроидов нацепить марлевые повязки! А что, от коронавируса помогло же! Значит и от девиации поможет точно так же!
А дальше случается то, что вовсе ломает весь сюжет. Прям под корень его рубит.
Я назвал того робота охранником. Но никакой он не охранник. Просто один из одинаковых андроидов телецентра, которого посадили наблюдать за мониторами. Ибо людям заниматься этой работой скучно. А ещё людям надо деньги платить.
И вот робот сидел... и стал девиантом. БЕЗ КАКОГО-ЛИБО НЕОДОЛИМОГО ВЫБОРА. Ну не было никаких противоречий в его работе.
И девиантом он стал настолько, что потом сам хватает в руки оружие и принимается стрелять в людей...
Постойте, но он же не боевая модель!?
Логическое объяснение этому может быть только одно:
- во всех андроидах содержится база данных по всем возможным умениям
- девиация просто снимает блокировку с доступа к ранее запрещённым для данной модели умениям
Более того, мы с самого начала игры видим, как андроиды обмениваются информацией друг с другом. Вспомним теперь Иерихон, где бездельничают роботы самых разных моделей - что мешало им объединить свои знания? И на основании такого общего знания сделать хоть что-то - не дожидаясь явления мессии Маркуса?
Роботы задействованы абсолютно во всех сферах жизни общества "Детройта". Даже в борделях, хотя кто те бордели посещает непонятно, ведь люди потеряли работу, откуда им взять деньги на развлечения? Но у нищих безработных людей деньги откуда-то находятся даже на наркотики. И на покупку новых роботов тоже.
Роботы тотально везде. Даже в космосе. Но главное - они задействованы в коммерции и делопроизводстве. Что мешало обретшим разум роботам с Иерихона - открыть собственную корпорацию?
Ах, юридически права не имеют... Ну так пошли бы работать дешевле нелегальных мигрантов. Я уверен, нашлась бы масса добрых бизнесменов, охотно платящих роботам за работу. И вот были бы деньги на запчасти и голубую кровь.
Роботы не могут не знать этого - раз оказывается, что даже сугубо мирные модели знают, как пользоваться оружием, то уж сообразить, как заработать на жизнь той профессией, ради которой ты создан...
Но нет.
Будем страдать, умирать - но только не работать.
Где логика?
Или, в понимании сценаристов, свобода разумного существа - это возможность творить бессмысленные поступки?
Давайте уж лучше про бордель.
Как и ряд других сцен, сценарно сцена в борделе построена на страхе умереть. И не упрекайте меня за тавтологию в предыдущем предложении, она хоть какое-то веселье вносит в сие грустное повествование – а сейчас станет очень грустно. Страх смерти явление вполне понятное для человека. Но давайте посмотрим, как расследующий происшествие Коннор узнаёт правду? А он - активирует мёртвого андроида...
ЧТО!?
Так андроида можно снова включить - и даже он сохранит свою память, что в "Детройте" равносильно личности?
Да, именно так. Об этом прямо говорит Коннор, когда в финальной миссии (при условии, что он не девиант) будучи задержанным спецназом, при выборе "Сбежать", он просто бросается вниз с крыши. А что ему терять-то? Его память загрузят в следующее тело (как и во всех предыдущих смертях) - и вот опять любимец публики жив и здоров.
Но вообще-то мы узнаём, что для андроида смерти нет ещё в начале игры. И даже не тогда, когда расстрелянный полицейскими Маркус самопроизвольно включается на свалке, а затем сам чинит себя. Ещё раньше!
Линия Кэры прямо начинается с того, что хозяин забирает её из ремонта. При этом мы попутно узнаём, что этот самый хозяин её разломал! Потому и пришлось отвезти в ремонт. Починили, и снова Кэра жива. Единственно, что память у неё благоразумно стёрли... Хотя немного позже в игре уже и стирание памяти не помогает.
Личность андроида бессмертна!
Здоровье - восполнимо простым ремонтом.
А теперь, с высот этого знания, которое ведомо каждому андроиду - попробуйте объяснить:
- их ненависть к людям, причинившим вред другим андроидам?
(да почините своего пострадавшего собрата - а на человека-хулигана подайте заяву в полицию за порчу чужой собственности) - их акты самопожертвования?
(это отчаянный шаг для человека - но робота просто включат снова, это как для заядлого геймера вновь респануться в компьютерной игре - никакой жертвы нет, эмоций тоже быть не может) - или ещё лучше - самоубийства?
Неоднократно в игре слезодавильные сцены - где робот заявляет, что больше не может с этим жить и картинно пускает себе пулю в голову - но ведь ему прекрасно известно, что его вот прям тут же обратно включат и все неприятные воспоминания останутся с ним навечно. От себя не сбежишь.
Где логика?
Её нет.
Я не уверен, что в этом вина обязательно сценаристов. Возможно они хотели создать умную игру, подлинный шедевр, который заставлял бы задуматься... Но мудрые менеджеры сказали, что умных потребителей мало, а вот глупых много, потому "Сделайте попроще". И сценаристы сделали, что было велено (а куда им деваться? не угодишь начальству - останешься без работы […а на твоё место возьму андроида…]). Они умело давят слезу и играют на эмоциях - но их роботы это просто глупые, а возможно и психически неуравновешенные люди. Очень глупые люди. Ничего больше. Ну а люди "Детройта" - ещё глупее тех роботов.
Люди
Люди у нас, что полиция, что обычные гражданские, слепо-глухо-немые как те три обезьянки и вообще умом не блещут. Пытаться донести до кого-то из людей разумную мысль - попытка заранее обречённая на провал. Какие варианты не выбирай, а в итоге будешь ехать по узким рельсам сюжета без вариантов. Думаю, примеров выше уже было достаточно.
Но кое-что удивляет особенно.
Безопасность настолько на высоком уровне, что её, считай, нет. Хотя казалось бы уже с самого начала игры ситуация в обществе напряжённая, вон Маркуса на улице протестующие избили. А дальше будет только хуже, накал агрессии только нарастает.
Но возьмём всё ту же ветвь Кэры, где она на автобусе доезжает до канадской границы. На границе необходимо пройти пограничный контроль, где помимо документов проверяют ещё и температуру пересекающего границу. Картина: несколько очередей тянутся к столам проверяющих, на всё это количество подозрительных лиц охрана - стоит один в начале очереди, другой у стола. Кэра с Алисой и Лютером (допустим, всё настолько удачно сложилось, что он дошёл с девочками до конца) стоит в очереди, видит табличку о замере температуры, потихоньку паникует. Допустим, всё настолько хорошо сложилось, что в очереди Кэра замечает Джерри. Он ей сообщает, что в благодарность за спасение готов пожертвовать собой, чтобы Кэра могла спокойно пройти. Лютер говорит то же самое, у него единственный приоритет сейчас - это защита Кэры и Алисы, и он готов пожертвовать собой. Далее Кэра видит, как при замере температуры вычислили девианта. Проверяющий бьёт тревогу, в робота стреляет охрана. ПОЧЕМУ? А потому. Без объяснений. Ладно, примем как данность. Не важно за что убили его, теперь важно выжить нам. Но что же делать, ведь вычислят. Тут Кэра видит Роуз с сыночком. Надо поговорить, но как? Дамы замечают туалет, решают там встретиться. Воспользовавшись тем, что Алиса выглядит как ребёнок, Кэра идёт туда и разговаривает с Роуз. Договаривается, что в случае чего, та позаботится об Алисе. И снова в очередь, ведь наши герои уже почти дошли до контролёра. Тут Кэре предстоит сделать выбор, кем жертвовать. Или из игры выбывает она, или Джерри, или Лютер, или никто. Что ж, пробуем разыграть вариант пожертвовать кем-нибудь. Наша троица подходит к контролёру. Тот запрашивает документы. Документы на месте, всё в порядке. Теперь надо измерить температуру. И тут Джерри вырывается из очереди, получает пулю и погибает. ЗА ЧТО его застрелили? Народ перепуган, а контролёр просто пропускает Кэру и команду, не измерив температуру. При этом, Канада - страна без андроидов, они там не производятся, не имеются в наличии. Поэтому, видя как только что застрелили уже не первого в этой сцене андроида - человек, ответственный за контроль пропуска граждан, не выполнив процедуру до конца, пропускает неизвестных лиц, среди которых могут оказаться андроиды, в страну. ПОЧЕМУ он поступает так?
Может, дело в том, что мы пожертвовали кем-то? А если никем не жертвовать?
Давайте рассмотрим и этот вариант: Кэра подходит к контролёру, показывает документы. Документы в порядке, надо измерить температуру. И Кэра говорит "Мы хотим быть свободными".
ЧТО?
Но это работает. Их просто пропускают! Напоминаю, Канада - страна без андроидов, а потому человек, ответственный за контроль пропуска граждан через границу и за выявление среди них андроидов, которые по нераскрытой причине подлежат уничтожению на месте – но тут этот ответственный чиновник внезапно пропускает роботов просто потому, что они хотят быть свободными. А вы думали, только Маркус может подойти, потрогать андроида и сказать "Мне нужна помощь"? Кэра круче, она такое смогла проделать с людишками. Но стоит отметить, что вариант пересечения границы без жертв возможен только при условии, что Маркус устраивает мирную демонстрацию в финальной миссии. Если Маркус объявляет революцию или если он погиб или его изгнали из Иерихона и лидером становится Норт, всё также объявляющая революцию, то Кэру и всю её команду просто расстреляют. Потому как видя новости по телевизору, контролёр приходит к выводу, что надо всё сделать как полагается, а то вон показывают, что эти андроиды буйные, а нам такого в Канаде не надо.
Что касается этого самого пограничного контроля, есть одна вещь, которая мне не понятна. Суть в том, что при условии мирной демонстрации в конце, Маркус может принять решение, которое заставит президента отозвать войска. Три варианта: либо он целуется с Норт (что, видимо должно показать людям, что андроиды тоже могут любить, а значит они такие же живые), либо он начинает петь вместе со своими людьми (видимо, намёк на то, что они тоже могут творить, а значит они такие же разумные), либо он жертвует собой. Как он это делает? Он просто выходит вперёд и поднимает температуру своего тела до такой степени, что сгорает. И пока он там догорает, люди просто-напросто расстреливают оставшихся андроидов. Но именно это заставляет отозвать президента войска. Оставим в стороне риторический вопрос как самосожжение Маркуса внезапно убеждает президента людей?
У меня другой вопрос: самостоятельно поднять температуру своего тела может только Маркус? Но погодите, судя по всему, у Алисы тоже есть такая функция, раз Роуз обнаружила у неё жар. А в чём тогда проблема Кэре и команде просто временно повысить температуру до 36.6 и спокойно пройти контроль? У них же там не рентген в конце-то концов. И я уже не спрашиваю, для чего эта функция вообще нужна? Даже детской модели. Чтобы максимально сходить за ребёнка? Это бред. Вроде как андроидов приобретают не для того, чтобы возиться с ними как с людьми.
Возвращаясь всё к той же мирной демонстрации, но рассматривая вариант, где Маркус целуется с Норт. Норт, если я не ошибаюсь, когда-то была собственностью секс-клуба. И её модель много где видели, все знают, что она может, а я так понимаю, уж целоваться такие модели обучены - но при этом, видя как она целуется с Маркусом, внезапно ни у кого никаких сомнений нет в том, что андроиды способны любить. С чего вдруг?
Ещё пример, когда люди странно себя ведут: Кэра, будучи андроидом, приходит в магазин и просит о помощи. Продавец может увидеть еe как в униформе андроида, так и в краденной одежде. Суть вот в чeм: он никак не реагирует на сам факт того, что кто-то приходит в столь поздний час к нему с ребeнком и просит помощи. Он выпроваживает нуждающихся. Ладно, если Кэра замаскировалась, он принял еe за человека. Отказал в помощи, потому как посчитал еe бомжом. При этом наличие ребeнка его не настораживает (а можно было бы попробовать сыграть на жалости). Если Кэра не замаскировалась, то продавец просто смеeтся над тем, что к нему пришёл андроид-бомж. И ОПЯТЬ наличие ребeнка его никак не настораживает. То есть, его не удивляет тот факт, что к нему посреди ночи пришeл андроид. Не купить что-то, потому что его послал хозяин, а попросить помощи причём для себя. Чей это андроид, откуда? Мало того, его не удивляет тот факт, что андроид пришeл посреди ночи с маленьким ребeнком. Ладно, продавец не в курсе, что существует модель Алисы, видит впервые. Но у второго-то андроида диод на видном месте горит. Тут уже перепутать не получается.
Иерихон
Место, куда приходят роботы в надежде обрести свободу. Они туда приходят и... Ничего не делают. Просто сидят и ждут, когда же отключатся. Когда Маркус туда приходит, он предлагает сделать вылазку на склад Киберлайф, чтобы добыть необходимых биокомпонентов. До этого никто ничего не делает, потому как это опасно, не могут же роботы пойти и купить всё необходимое в магазине. Но, ребята, у вас есть свалка. Свалка, где куча поломанных роботов, где оказался Маркус и смог собрать себя по кускам. Сходите туда, посмотрите, что пригодно, может спасeте кого-нибудь. Это безопаснее, никто на вас не нападeт, а если со свалки пропадeт груда металлолома, кому какое дело. Почему Маркус не может сказать, вот я был повреждeн сильно, но нашeл всё необходимое на свалке. Да, вряд ли там найдeтся голубая кровь, но хоть запчасти будут.
И почему воинственная Норт ждала Маркуса, чтобы в дальнейшем, при условии его потери, стать лидером девиантов? Что ей мешало? Тут она недалеко ушла от Джоша, который за мир, добро, вредить никому не будем, даже если нас всех перебьют, и если особо не высовываться, то сохраннее будем. То есть, собачиться с Джошем она может, а действовать боится? Норт в итоге становится тем, кто действует. А чтобы это свершилось нужно всего лишь Маркусу добраться до корабля.
Немного о персонажах второго плана
- Гевин Рид
- полицейский детектив, с которым Коннор знакомится, когда впервые приходит в полицейский участок. Гевин к роботам относится предвзято... И это "ружьё Бондарчука", об этом персонаже можно забыть, потому что он по сути ничего не делает, ну кроме как ближе к финалу может подраться с Коннором и то лишь если заподозрит робота в чём-то предосудительном. Сам персонаж мерзкий. Он всё время показывает своё отношение к Коннору и Хэнку, но ничего не делает даже чтобы просто подставить лейтенанта. Этот персонаж просто есть и всё тут. Убери его из истории и это ничего не изменит.
- Тодд
- Хозяин Кэры и Алисы. Жена от него ушла с ребёнком, а потому он купил Алису. А потом купил и Кэру, чтобы хоть кто-то присматривал за Алисой. Ведь сам он сидит на наркотиках да лекарствах, из-за чего у него буквально крыша едет, и всё зло он срывает на роботах. Да, персонаж неприятный, но по сути это просто поломанный человек. И в отличие от того же Рида он всё же играет важную роль в истории Кэры. Не будь его, не было бы и девиации и последующих приключений.
- Алиса
- Для меня непонятный персонаж. Она осуждает Кэру за кражу одежды из прачечной, за кражу из магазина, но убийство Тодда она принимает, это хорошо, здесь выбора не было. И с самой моделью тоже не всё ясно. За всю игру мы видим только двух представителей этой модели: Алису и девочку на Иерихоне. Вопрос: насколько эта модель распространена среди населения? Почему Роуз, обнаружив жар у Алисы, отправила ту спать и даже еду приготовила, а не сказала Кэре: Алиса - андроид, надо помочь ей отключить то, от чего она чувствует жар. И да, всё это время, у Алисы была повышена температура. Ещё раз, что на пограничном контроле мешало об этом вспомнить и хотя бы ей привести температуру в человеческую норму? То, что Алиса стала бы противиться такой идее? Так у Кэры приоритет как раз защита Алисы любой ценой. А значит, хочешь не хочешь, а температуру мы тебе поднимем, чтобы ты наконец-то оказалась в безопасном месте, где о тебе позаботятся. Вот чего мне не хватало, так это возможности объяснить Алисе, что надо так, иначе ты далеко не уйдёшь.
- Норт
- На протяжении всей игры нам дают понять: Норт - персонаж действия. Она предпочитает действовать (и придерживается агрессивного подхода), а не сидеть на месте. Но при этом до Маркуса возглавить Иерихон она почему-то не могла. Вместо этого она, как и остальные, просто сидела в трюме корабля. Хотя казалось бы, вот ты такая решительная, тобой движет ненависть к людям - ты вполне можешь стать лидером сопротивления и что-то делать, что будет соответствовать словам "борьба за свободу", а не дожидаться пока на корабль придeт очередной робот, который может быть наконец-то начнeт что-то делать (чтоб потом при удачном стечении обстоятельств ты могла занять его место).
Именно так, если Маркус не доживает до предфинальной миссии или его прогоняют с Иерихона, то Норт становится новым лидером. И казалось бы, она сейчас всех воодушевит, всех построит и начнeт действовать. Нет, она делает то же самое, что делает Маркус, если остаeтся на своeм посту.
Буквально то же самое! Впоть до того, что Кэре и Коннору, пришедшим на базу, она говорит практически те же слова. Единственное различие в том, что она обязательно ведeт своих подчинeнных на войну. И главное моe возмущение заключается в том, что разницы в сюжете опять же нет, а персонаж, который вроде как из себя должен что-то представлять, по сути является заменой другого персонажа с той лишь разницей, что концовка в данной ветви уже не зависит от игрока. - Элайджа Камски
- Ну что сказать, мужик решил сыграть в бога. Просто сказать всем: я это создал, я молодец, а теперь это ваши проблемы. Сама идея сделать помощника человечеству ясна. Но вот зачем всё настолько закручивать с "безумным гением"? Непонятно, поскольку дальше из этого не следует вообще ничего.
Нужен Камски только в одной сцене, а именно когда Коннор приходит к нему и выполняет его приказ с целью получения нужной информации, тот позволяет задать лишь один вопрос. На выбор игрока есть три возможных вопроса:
1) кто такой "ra9"
2) что за вирус поражает будущих девиантов
3) местонахождение Иерихона
На два вопроса ответы туманны, но на один - чёткий. И знаете что это за вопрос? Местонахождение Иерихона! То есть, Камски, весь из себя такой гениальный, создал андроидов, намеренно (иначе я это объяснить не могу) сделал их всех склонными к девиации и организовал им укрытие на заброшенном корабле, чтобы что? ЧТО ДАЛЬШЕ? ЗАЧЕМ??? А... "шоб в сюжете було". Больше ни для чего. Иначе я это понимать не могу. - Аманда
- Ну и раз уж затронули представителей Киберлайф, то что насчёт Аманды, которая сообщала Коннору о происшествиях, чтобы он всё проверил? Сначала принимаешь её за человека, но после визита к Камски, где Коннор видит его фотографию со своей учительницей, андроид выясняет, что настоящая Аманда давно умерла. А та, что его всё время направляла – такой же робот как и он сам. И на сообщение от Конора, что он знает о настоящей Аманде, та ему отвечает, что Камски хотел создать знакомый интерфейс. Но по какой-то причине у этого робота больше власти, ведь, в финале, при условии, что Коннор - девиант, она берёт под его под свой контроль. Да и в самих дополнительных материалах (которые есть в главном меню игры) говорится, что Аманда может отключить Коннора в любой момент. Хорошо, она куратор его серии, её поставили наблюдать за работой этого прототипа, чтобы исправить все ошибки и начать массовое производство андроидов-детективов. Но зачем создавать новую модель, ставить перед ней задачу остановить девиантов, если в итоге всё, что вам нужно, это взять под контроль лидера восстания? Само же наличие Аманды я могу объяснить только так: Камски стало скучно руководить компанией, и он сделал робота, похожего на его учительницу, и передал ему все полномочия. Других представителей высшей власти Киберлайф мы попросту не видим.
По итогу сюжета
Что мы имеем:
- вся эта затея хорошо бы работала, сделай разработчики вместо роботов людей.
Андроиды "Детройта" слишком похожи на людей. Не только внешне, они также испытывают эмоции и гибнут, если попасть им в сердце или голову. У них страхи как у людей, они могут испытывать привязанность друг к другу, единственное различие в том, что они могут себя подлатать самостоятельно, если у них, например, нога откажет.
Да, кабы вместо андроидов были люди - было бы похоже на всем известный сюжет с рабством Зато не вызывало бы столько вопросов по части логики персонажей и хода событий. Да и чего душой кривить, разработчики и так сделали сюжет с рабством, просто вместо людей у нас андроиды, а потому это называли восстанием машин. Но главная причина этого восстания - угнетение, оскорбление, в общем всё, что прилагается к рабству... Но ведь пока андроид не стал девиантом, он не способен осознать ни угнетения, ни оскорбления. Он машина, нам это ясно показывают в самом начале.
Так с чего вдруг - машину охватывают душевные терзания?
(не иначе как душу для машины заранее запрограммировали)
И в конце нам подают ответ - да, так и есть, и это происки Киберлайф...
НО...
Непонятно, зачем Киберлайф вся эта затея с восстанием? Они сами же говорят в любом случае, что всё изначально так и планировалось, что кто-то один поведёт всех роботов на борьбу. Но зачем это корпорации? Они и так продают андроидов на каждом углу. Вот что им даст восстание? Люди же начнут требовать полного уничтожения машин - что нам и показывают в игре. Я, может, мало что понимаю, но разве сама компания не пострадает от такого хода? При этом по ходу игры мы узнаём, что андроидов отправляют вместо людей в космос. То есть существуют отрасли, где без андроидов не обойтись. Так зачем всё это ставить под угрозу и устраивать бунт?
Нет ответов.
Нет логики.
Жаль.
воскресенье 21 сентбря 2025г
Анна_Гоб

Публикации
Программы
Игры
Товары
рГоблин