Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Проблемы морей Тундры
и их счастливое разрешение

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

Формат статьи:

оглавление:

небольшое вступительное слово

Примерно в 0 часов 30 минут 4 января 2024 года я стал счастливым обладателем линкора "Миссиссиппи", самого лучшего приза события "Зимний экстрим" (ещё бы ему не быть лучшим, самый топовый линкор VI ранга – ох, балуют Улитки нашего брата капитана морей Тундры). И я жутко доволен своим приобретением, но...

НО доволен ли я морями Тундры?

Вообще да, доволен очень, и про то читай мои книги - лучшая из которых разумеется:

остро-сюжетно
про киберспорт

НО - я бы соврал, если бы умолчал о бедах этих привлекательных морей.

Американцы

Всем известно, какова американская наземка - а она такова, что там всякий танк сам себе зенитка, что даёт игроку за диктатуру корпоративной олигархии, по людскому легковерию именуемую оплотом мировой демократии, очень даже заметные преимущества. Причём начиная прямо с резервов - где вот он M2A4 с зенитным пулемётом и примитивным, но в механике игры вполне действенным стабилизатором орудия - и всё это на бр 1.0. А что удивительного? Это ж резерв! С неплохим для своего бр бронированием и скоростью, не говоря про упомянутый выше зенитный пулемёт. Другие нации таких плюшек - за столь ничтожный бр - не имеют почему-то.

Очевидно потому, что такова мировая повестка:
американцы в кино и играх обязаны выигрывать

Видимо без этого игру в мире продавать нельзя - невидимая рука рынка не позволит.

И эту же тенденцию потакания американцам мы кушаем и в морях. Особенно же - в катерах.

Вот американский резерв от катеров - торпедный PT-6 - пара крупнокалиберных пулемётов, немного глубинных бомб, да пара торпед. Ну в самом деле, что такому можно присвоить, окромя вполне очевидного для резерва боевого рейтинга 1.0, да?

Немецкий резерв LS-3 пара торпед, только лишь 1 крупнокалиберный пулемёт, глубинных бомб нету вовсе, ну хоть скорость слегка поболе, чем у американца. Японский резерв Type T-14 аналогичен немцу, но глубинные бомбы есть, зато вот скорость у него это самый медленный торпедный катер игры. Советский резерв замечательный скоростной глиссер Г-5, почти абсолютный чемпион скорости, но пара торпед, 1 крупнокалиберный пулемёт, а вот глубинных бомб нет от слова совсем.

А когда же игрок за СССР получает такой же катер, как резервный американский?

А это Д-3 - пара торпед, пара крупнокалиберных пулемётов, есть глубинные бомбы, скорость вот правда подкачала, заметно он медленнее американца. И конечно же за это его бр - сядьте поудобнее, что не упасть - ибо его бр 1.3.

Простите, а за что?

Всё одинаково, но скорость русского меньше – а бр больше?

За что американцу такие поблажки?

Если кто-то на этом месте попрекнёт меня:
  — Как это за что? Да потому, что у американцев были вот такие замечательные катера!

Да никто ж не спорит, что в реальной истории они были! Но - в игре на то и есть боевой рейтинг, чтоб уравнять потенциальные возможности техники в боях. Чтоб противоборство было честным, и никто не получал несправедливого преимущества. И значит, американскому резервному катеру должен быть назначен бр 1.3.

Ладно, это всего один случай. Да и что поднимать шум из-за разницы всего на одну ступень по бр? Не будем мелочиться, верно?

И глядим на буквально следующий американский торпедный катер PT-20 - у которого «всего лишь» 4 торпеды да пара спарок крупнокалиберных пулемётов, при неплохой скорости. Ну и за это вполне логично назначен бр 1.7.

А когда игрок за Советы получит что-то аналогичное? А это Пр.123-бис первый катер из серии "Комсомольцев" - у него так же пара крупнокалиберных спарок, но торпед лишь 2. Зато есть преимущество в виде глубинных бомб и чемпионской скорости... Хотя любому игроку очевидно, что скорость и глубинные бомбы ну как-то не очень равноценны лишней паре торпед. Но мы закроем глаза на это и радостно примем бр - вот сейчас не просто сядьте, а ещё и держитесь покрепче - ибо "Комсомольцу" Пр.123-бис назначен бр 2.3.

Я не ошибся:

Конечно не всегда так плохо. Если взять последний американский катер I ранга - а это артиллерийский PTF-20 - то он почти равен своему советскому коллеге ОД-200. Ну разве что ещё есть у американца на борту:

В остальном бр одинаковый, ну и чё мы будем придираться, что вместо пулёмётов пушки? Чё мелочиться-то, верно?

Если у кого-то есть сомнения, то предлагаю простой эксперимент:
поиграть на стандартном Г-5 - а потом на его премиальной версии Г-5 (ШВАК). Отличие между ними ровно одно: у према автопушка на месте пулемёта. И поиграв вполне осознаёшь, что с пушкой играется как-то эффективнее. Даже не знаю почему? Вот сам удивляюсь, но факт - автоматическая пушка эффективнее пулемёта.

А две автоматических пушки - эффективнее вдвое.

Но не будем придираться к таким мелочам и идём сразу в самый топ американских катеров - на V ранг. И смотрим какого бр там катера?

3.3 и 3.7

Да это у американцев такой V ранг - 3.3 и 3.7.

А советский V ранг катеров это 4.0 и 4.3.

Возможно читатель ещё не понял? Так я поясню: благодаря более низкому бр игроку за США куда легче проходить задания, где как раз важен ранг.

Американский катер V ранга стабильно ходит в бои против катеров других стран, где те лишь IV ранга - в результате американец фармит заметно лучше, да плюс к тому получает бонусы за более высокий ранг во время марафонов - и следовательно быстрее и легче достигает призов этих марафонов - пока игроки за другие страны выбиваются из сил почём зря.

Бомбомёты

Как правило это дополнительное оружие корабля, которое ещё надо исследовать, а затем купить это улучшение на корабль и вот тогда...

Только тогда модель бомбомёта появляется на палубе корабля. Но - так не всегда. И позвольте мне пояснить в чём проблема.

На эсминцах (на многих, если не вообще на всех) правило соблюдается строго:
не разработан бомбомёт - нет его и на модели корабля.

Хотя на здоровом эсминце вот эта фитюлька-бомобомёт, ну есть она там или нет, никто даже не заметит. Совсем другое дело катера.

И первый советский катер с бомбомётами это МПК-163. Ох как я топил его бомбомётами эсминцы! И правило на его модели соблюдалось строго. А последний в ряду это СКР-1 и его полковая версия СКР-7 - точно так же строгое соблюдение правила "не разработал бомбомёт - на модели его нет".

Больше того: если на "Еноте" уже разработав бомбомёт, зайти в выбор дополнительного оружия и там от зарядки бомбомёта отказаться - то модель бомбомёта с палубы пропадает. Ну раз игрок выбрал не заряжать оружие - значит долой это оружие с борта!

И если читателю такой чрезмерно строгий подход кажется странным, учтём, что даже незаряженное оружие - может быть поражено. Нередко пролетают снаряды над палубой - но если на их пути хотя бы мачта, то взрыв фугаса гарантирован. С неприятными последствиями для корабля. А если наш кораблик всего лишь скромных размеров катер – то последствия от случайного взрыва фугаса поблизости нередко фатальны. Вот поэтому:

Не заряжено дополнительное оружие - долой его с палубы!

Это железное правило игры... порой внезапно не соблюдается.

И для примера берём злосчастного страдальца МПК Пр.201М, который явно не на своём ранге и бр. Но хуже для него, что на его баке модели бомбомётов. С самого начала таким корабль получаешь. А только бомбомётов как бы нету - ты их ещё не разработал. НО - внимание! - сии пустые бомбомёты заслоняют сектор стрельбы прямо ко курсу твоей носовой зенитке.

Писал ли я об этом Улиткам? Да. Но был мне ответ, мол вот эти бомбомёты неснимаемые... Простите, на других катерах и эсминцах они что же значит снимаемые что ли?

Как так выходит, что для одних кораблей - одни правила в отношении доп.оружия, а для других совсем противоположные правила? Где единообразие, морской дьявол вас рассуди!

С этими бомбомётами МПК Пр.201М есть ещё непонятка. Сперва для них был указан в игровых сведениях угол поворота (это можно было видеть на рентгене в ангаре) - реально же они не поворачивались. Когда я заметил это и послал скниншот Улиткам, оттуда был ответ:
  — Пришлите нам руководство по эксплуатации корабля.

При чём тут это? У вас в игре написано, что должно вращаться - а на деле не вращается. Просто приведите в соответствие. Ну короче меня тогда отфутболили форменной отпиской в лучшем духе худших госчиновников - но спустя немного времени молча убрали из описания угол поворота. И с тех пор уже железно эти бомбомёты не вращаются - что кстати даже хорошо, так как сделало игру на этом несчастном корабле чуток удобнее (проще стало из бомбомётов стрелять).

Но вот казус:
точно такие же бомбомёты РБУ-1200 стоят на МПК 12412П - и там, о чудо, они поворотные!

И тут я в недоумении. Потому что если это те же самые РБУ-1200 - то их установки просто обязаны быть одинаковыми. И если они поворотные на одном корабле - то они поворотные и на другом. Просто потому что такова их конструкция. Если же конструкция как-то была изменена - то индекс установки то же изменился бы, там либо цифры другие были бы, либо буковка добавилась бы.
Я на оборонном заводе работал! Я этот порядок хорошо знаю!
Но нет, на обоих кораблях указаны именно РБУ-1200. Без всяких буковок, индексов, модификаций. Короче установки одинаковые. Только на одном они поворачиваются, пусть на ограниченный угол (что-то в пределах 30 градусов), но имеют вращение по горизонту - а на другом корабле их приварили намертво.

Подобные несоответствия или вернее сказать нарушения собственных же игровых правил имеют печальное место быть и в других флотах. Даже в благословенном американском. Вот два катера - PC-451 И SC-487. Они и с виду похожи и по назначению, а главное оба имеют одинаковые носовые бомбомёты. Но у одного пустой бомбомёт уложен на палубу - а у другого и пустой и неразработанный вообще так и будет торчать. Счастье хоть, что носовому орудию он стрелять не мешает. Хотя на вид вроде должен бы - но нет. Хоть пустой, хоть заряженный, не мешает. Ну и хорошо!

Но всё-таки такие вот непоследовательности "там сами установили правило, а тут его уже забыли" - так нельзя. Должно быть единообразие.

Засилье эсминцев

Вот только что обсудили, как так выходит, что на американских катерах играть профитнее. А - почему?

А потому что - засилье эсминцев.

Если, друг, ты играешь на эсминцах, то скорее всего ты этого не замечаешь даже. И не задумываешься. Что у твоего эсминца самого низшего I ранга - бр 3.3+.

Да, вот так сразу - бр 3.3 на самом I ранге. Хотя у катеров I ранг начинается с бр 1.0.

У самых первых вертолётов бр ого-го какой! Но и стартуют они с V ранга.

Целая нация Израиль стартует с IV ранга, ибо бр техники таков.

Но эсминцы начинают с I ранга – с бр 3.3.

Ну и что?

А то, что катер бр 3.3 это уже как минимум IV ранг. Ты до него ещё прокачай ветки развития. Много месяцев уйдёт. И вот ты выходишь в море на драгоценном катере - а тебе навстречу эсминец. Формально ровно такого же боевого рейтинга. Да только ты в него ну разве что из пулемётика можешь стрельнуть - а он тебя бортовым залпом жах! И нету твоего катера разом.

И умные игроки это давно смекнули. И даже неумные уже всё поняли. Потому игра на катерах как разгорается на III катерном ранге - так и сразу же заметно стухает на IV.

Ну не судьба тебе на катере бодаться с эсминцем. Не осилишь, каким бы классным игроком ни был.

Тут мне могут возразить, мол, торпедный катер любой эсминец торпедой... Да я столько эсминцев торпедировал на катерах, со счёта уже давно сбился. Вон, в книжках моих почитайте.

НО - это подвиг.

Торпедировать большой корабль на катере это надо изловчиться. Это очень и очень непросто. Да, бывают случаи, когда везёт. И враг тебя не замечает, внимания не обращает, ты сумел подобраться или издали торпеду пускаешь наугад, и вот же удача, на неё натыкается линкор и тонет. Ура!

Но гораздо чаще атака катера на эсминец заканчивается расстрелом смелого катера зенитками эсминца в автоматическом режиме.

Не будет преувеличением сказать, что в общей массе морских боёв, из 10 столкновений катера и эсминца - в 9 выигрывает эсминец.

Это я говорю про катер и эсминец равные по боевому рейтингу!

Но ведь при этом по рангу они вовсе не равны - ранг катера сильно выше. А что из этого следует? А более дорогая цена ремонта, вот что!

Из-за этого казуса оказывается выгодным разменивать эсминец - на катер. Да-да, я всё написал верно. Потерять катер в бою против эсминца - убыток. Отдать эсминец за катер? Да легко! На этом основаны некоторые тактики, которые описаны в моих книгах, здесь повторяться не буду.

Итого имеем:

Да на фиг те катера! Дайте мне сюда любой самый захудалый резервный эсминец - и пойду на нём в –одну-харю- одно лицо нагну всех катерных чемпионов вражеской команды.

И это очень неприятное положение в игре.

Потому что катера - это самое весёлое, самое необычное, самое захватывающее и динамичное - тот самый драйв и экшн, и всем жутко весело!

Но ровно пока ты на катере не начинаешь стабильно попадать в бои с эсминцами. А там по сути суши вёсла.

Карты и засилье эсминцев

Катера очень важная часть War Thunder как, не побоюсь этого определения, культурного явления. Или даже более того - культуро-образующего. Потому как War Thunder уже в самом деле создал свою культуру.

И важную часть этой культуры - а именно катера - нужно спасать! Спасать от забвения в игре. А для того нужно найти средство против засилья эсминцев.

Засилье Большого флота особенно пагубно на картах для эскадренных боёв. Это те, где с двух сторон по кругу противники растягиваются и давай в чистом море палить друг в друга. Один раз поучаствовать в таком прикольно, но потом – приедается (особенно когда тебе «везёт» подряд раз за разом оказываться только в таких боях открытого моря – осточертеет, честное слово).

Ведь чистой воды бессмыслица без манёвра и искусства флотовождения. Тупая перестрелка, как броски кубиков. Проявить умение, смекалку, находчивость – да просто негде! Тупо встали и швыряем друг в друга снаряды, уповая на случайность. Так может я лучше в нормальную настолку сыграю?

А главное вот в открытом морском просторе катеру не сыграть. Его ж видно издали. Значит расстреляют.

Катеру по природе своей нужны либо шхеры, либо туман, а лучше и то и другое.

Пример отличной карты - Золотой залив. Эсминцы начинают на широкой воде, катера среди балкеров и контейнеровозов в заливе. Сразу расстреливать катера издали эсминцы не могут. Не брать в команду катера? Так у них там в заливе сразу 2 точки - а на широкой воде лишь одна. Вот и выходит, что на карте Золотой залив нужны все – тут и катерам и эсминцам есть чем заняться. И эсминцы не могут чисто перестрелять все вражьи катера издали. А лезть на эсминце в сутолоку сухогрузов - ну так там ты рискуешь получить торпеду от любого мелкого катера, который за высокими бортами этих сухогрузов все шансы имеет подобраться к тебе на пистолетный выстрел.

К сожалению вот такая хорошо сбалансированная и для катеров и для эсминцев карта в игре лишь одна.

Неплоха Земля Франца-Иосифа. То же казалось бы две точки среди островов, а в море лишь одна. Однако там довольно быстро эсминцы выходят на позиции с которых простреливают центральную точку и все подходы к ней. И собственно на этом боевая ценность катеров в команде сходит на нет. Землю Франца-Иосифа можно выиграть вообще без единого катера в команде.

Аналогичная беда с Фиджи. Да, со старта катера могут отбить центральную точку. Но очень скоро эсминцы входят внутрь атолла и - катера в командах становятся практически бесполезны. За исключением случая, когда на Фиджи спускается густой туман - вот тогда да, играть на катерах можно и это интересно. Но увы, такая погода на этой карте большая редкость.

Я попал в такой бой лишь однажды, и настолько был впечатлён, что довольно подробное описание этого боя вошло в одну из моих книг, а именно:

специально
для игроков


2-я редакция

С виду хорошая, а на деле очень плохая карта Черноморский порт - потому что эсминец, едва появившись на нижнем респе эсминцев, прямо оттуда может накрывать катера на катерном респе в порту. И если катеру не повезло выйти на карту самым первым - то именно на него автоматически будет навёдён артиллерийский директор эсминца. И представьте себе что этот эсминец "Фрэнк Кнокс" - и чё ты на катере ему сделаешь, когда он от тебя за 6 км? Да ты его не видишь даже! Что не мешает ему класть залпы на тебя каждые 3 секунды.

А тебе надо прорваться до точки. Которая для вражьего эсминца уж точно как на ладони. И ты ждёшь, что может твои союзники на эсминцах сейчас тебя спасут? Защитят? Ты злишься, почему они этого не делают?

Да потому, что респы эсминцев враждебных команд на этой карте худо-бедно, но прикрыты друг от друга. А если враг не дурак и карту знает, то уже сместился так, что его не достать твоим друзьям на эсминцах.

А вот ты на своём катере у него на прицеле, ха-ха-ха.

И будь ты хоть мега-абсолютный чемпион - ты тут на катере не сыграешь от слова совсем. Никак, блин!

Зато на карте Новозеландский мыс такая беда подстерегает лишь левую команду - а вот катера той команды, что стартует с правой половины карты, входят в игру за скалистым островом, надёжно прикрывающим их от любых обстрелов. И могут продумывать как им применить себя на этой карте...

спойлер: никак, блин, карта для катеров отвратительная - туда надо вообще доступ катерам запретить

...пока их союзники на эсминцах расстреливают катера левой команды, имеющие несчастье респануться прямо в открытом море под пристальным взглядом пушек с двух вражеских респов Большого флота.

Во классно-то людям играть, да?

И если ты, друг, сейчас подумал, что плохо играть тем кто слева - так ты на правой стороне просто не умрёшь сразу. Но как только из-за спасительного острова высунешься - тебе кранты без вариантов.

Ибо что могут делать катера?

Правильно, занимать точки - это практически единственное, что им в боях больших кораблей доступно.

Так вот, от любого респа катеров до точек на карте Новозеландский мыс - открытого моря несколько миль. Под прицелом всех вражеских орудий. И если даже тебе каким-то невероятным чудом повезёт до точки дорваться - там тебя уже изрешетят зенитки вражеских эсминцев в автоматическом режиме. Их игрокам даже отвлекаться на тебя не нужно.

Вот оно - катерное унижение эсминцами.

Автоматические зенитки и сторожевики

Сторожевики по большей части корабли крупные и за это входят в игру с респа Большого флота. Но формально они продолжают относится к катерам.

И угадайте, что же происходит во время дуэли сторожевика с эсминцем?

А то, что сторожевик стреляет в эсминец только своим ГК - который прямо скажем, уступает ГК эсминца и числом и мощью.

А эсминец?

А он палит в сторожевик решительно всем!

Ибо раз сторожевик формально катер - то зенитки эсминца в автоматическом режиме решетят сторожевик. И очень эффективно решетят, должен вам, друзья мои, заметить. Прекрасный пример приведён в одной из моих книг - там мои зенитки практически истребили опасный для меня сторожевик, дав мне возможность несколько минут, не отвлекаясь на него, вести перестрелку с эсминцами - и в итоге я выиграл, а бедняга на сторожевике, у которого из-за постоянного огня моих зениток были стабильно выбиты носовое орудие и рулевой - так вот он вообще не смог ничего сделать. Ни выстрелить по мне, ни хоть как-то уйти от губительного обстрела.

Я же на него даже не отвлекался.

Классно поиграл человек, правда?

При этом в другой раз ваши автоматические зенитки могут в упор не видеть торпедный катер, с дистанции в пару кабельтовов пускающий в вас торпеды. Потому что заняты стрельбой по сторожевику где-то там за милю или две от вас.

И напрашивается мысль:
ну может если уж сторожевики отнесены на респ Большого флота - то хоть зенитки пусть по ним в автоматическом режиме не стреляют что ли. Ребятам на сторожевиках и так чудеса игрового умения проявлять приходится, чтоб хоть как-то себя в бою против эсминцев проявить. А до катерной свалки они порой просто не успевают добраться с этого респа Большого флота.

У ребят на крупных сторожевиках такой геймплей, что им на вражьих эсминцах фраги набить это героический подвиг, не всякий раз удаётся. А на вражьих катерах фраги набить ты просто можешь не успеть, как там бой уже закончился. И нету тех катеров! Некого тебе подбивать! Да ещё зенитки эсминцев тебя решетят.

Ну хотя б огонь зениток в автоматическом режиме по этим крупным сторожевикам отключите.

Составы команд

Вряд ли карты будут переделаны в ближайшее время. Тем более, что вполне удачные и приятные для Большого флота карты - и вдруг переделать, а возможно даже испортить их - ради немногочисленных катеров?

Не надо ничего портить!
Предлагаю иной путь исправления.

Итак, формально бр уравнивает противоборствующие стороны. Но мне доводилось оказываться в боях, где с одной стороны вся команда на катерах - а с другой только на эсминцах. И вроде бр у всех одинаковый - а результат предсказуемый. Причём даже если на эсминцах будут сплошь зелёные новички, а на катерах супер-чемпионы.

Такой несправедливости не было бы, кабы алгоритм подбора боя (он же матчмэкинг) подбирал команды с учётом чтоб поровну было в рядах противников эсминцев и катеров. Я имею ввиду, что если у одной команды в сетапах 20 эсминцев и 10 катеров - то и у другой должно быть плюс-минус 20 эсминцев и 10 катеров.

А до полного равенства догонять соответствующими ботами.

Морская авиация

За 2023 год жизнь самолётов над волнами стала заметно лучше. Благодаря переменам в экономике, когда плата за ремонт зависит от времени жизни в бою - мало прожил, мало и платишь.

А жизнь самолёта по-прежнему скоротечна.

Ты либо летишь в заоблачных высотах - где по тебе палит вся вражья эскадра радиофугасами (а у кого нет радиофугасов - те снарядами с дистанционным подрывом). И часто ты даже не долетаешь до рубежа бомбометания. А если и сбросишь бомбу с высоты, то она 15 - 20 секунд летит вниз, за кое время даже крейсер имеет шанс увернуться.

Тогда пробуешь иную тактику - бомбометание наверняка с предельно малой высоты. Но тут тебя сшибают даже пулемёты винтовочного калибра. "Пилот потерял сознание" вполне обычный итог захода на цель.

Во многом проблема тут в том, что топмачтовить - то есть бомбить с малой высоты - приходится на самолётах, способных нести весьма крупные бомбы - а они естественно совсем не манёвренны и вообще удобная крупная цель для любых зенитчиков.

При этом в игре есть хорошие юркие и вполне способные к бомбёжке с пикирования самолёты, вроде японского "Рюсея". Да даже не шибко поворотливый Ил-2 находит себе посильные цели.

Но для тихоходных громадных бомбовозов очень часто просто нету достойных, а главное посильных целей на волнах!

Хорошо бы бомбануть линкор, который решил поиграть в недвижную плавбатарею. Да только как правило и сам линкор это батарея зениток, и на пути к нему летишь через завесу снопов трассеров всей вражьей эскадры.

А чем занимаются эти громадные бомбовозы в авиа АБ и РБ?

А там они - бомбят базы.

На море нету таких баз для бомбёжки. Вот и получается, что едва ли не треть всех самолётов - над волнами просто не находит себе достойного применения.

Нет, больше. Куда больше самолётов над волнами бесполезны. Ведь не летают бомбовозы – нет смысла и вылетать на истребителях.

Дайте заменить бомбы

Вообще проблема не того самолёта остра не только над морями. Я сам оказывался в таких авиа РБ, где с нашей стороны последний пилот я на бомбовозе, и с их стороны остался последний истребитель – и это пат. Потому что он наши базы разбомбить не может, выигрыш ему не светит, но он барражирует вдоль фронта и не даёт мне прорваться, а я, ясное дело, не дурак, и держусь под защитой наших аэродромных зениток. Вот так и висим в воздухе долгие минуты, поглядывая друг на друга издали да дожидаясь полоска очков чьей команды быстрее закончится. Увлекательнейший геймплей!

Дайте после благополучной посадки на аэродром, заменить там самолёт на другой из сетапа.

Но думаю что такого разрабы нам не разрешат.

Тогда хотя бы дайте заменить бомбы.

Типичный чисто воздушный бой. На бомбовозе имею задание бомбить технику. Ну прошёлся ковром мелких бомб, накрыл вражьей техники сколько было нужно – задание выполнено. Но гляжу, а бой-то мы не выигрываем. Потому что нужно бомбить базы. А вот на них лучше скидывать не кучу мелких, а одну но самую крупную бомбу.

Или вот морской бой. На катер хватит «сотки», на эсминец пары по 250 и хорошо скидывать серией. Но крейсер требует не меньше «пятисотки». А мне надо ещё до начала боя угадать, какие корабли – катера, эсминцы или крейсера – будут в массе у противника на тот момент, когда я смогу вылететь – а главное доелчу - на бомбёжку.

Как угадать? Вам видного историка Клим Саныча Жукова процитировать? Цитирую:
  — Как? Никак! Ответ херня!

Но допустим, на момент вылета я примерно представляю что в бою творится, так что беру «пятисотку», уж её должно хватить на любую цель… А в море обнаруживаю вражеский броненосец! Он безнаказанно громит наших. Но ПВО у него слабое. Я метко швыряю свою бомбу… А врагу хоть бы что.

Потому что на такого надо было брать бронебойную бомбу. Его только бронебойная пробивает. Но эта самая бронебойная плоха против небронированных целей, потому что взрывчатки в ней мало.

И казалось бы слетай на аэродром, да загрузи нужную бомбу… А нельзя!

В 1987 году добралась до СССР игра «Абрамс». Где этот самый «Абрамс» в одно лицо бил кучи Т-72. Но снаряды кончались и нужно было возвращаться на склад. И вот же чуда, в 1987 года во время перезарядки можно было выбрать каких и сколько снарядов взять.

Почему ж в лучшей военной игре XXI века не дозволяется игроку выбрать другие бомбы, стоя на аэродроме?

Дайте морякам базы

Речь уже не о формальных целях для чужих бомб. Речь - о точках снабжения.

Ну так ведь это стратегические точки на карте, которые нужно захватывать?

Поднимите руки, много ли тут желающих сходить на захват точки на МПК Пр.1331М - с его-то скудным боекомплектом. А у "Спарьвьеро" ещё меньше. Хорошо если сумел пару катеров подбить - а дальше суши вёсла.

Не отобьёшь ты точку, когда тебе стрелять стало нечем.

Ладно, у МПК Пр.1331М хотя бы есть торпеды - а в АБ они волшебным образом новенькие материализуются на борту через минуту после выпуска всех предыдущих. Ну а в РБ? Там-то таких чудес телепортации торпед на борт нету.

И в РБ эта проблема уже не пары корабликов, которым не повезло - а всего класса торпедных катеров - отстрелял свои 2 или в лучшем случае 4 торпеды и всё. За редким исключением, игра торпедного катера на этом окончена.

Это говорю я - фанат торпедных катеров,
торпедировавший кучу эсминцев.

Не даром же я в декабре 2023
был в Топ-100 морей Тундры.

(ну ладно, сейчас меня оттуда уже вышибли и вышибли конкретно так – но всё же я там был!)

Рецепт пойти на точку и перезарядиться там - не работает.

Чаще всего - не работает.

Почему?

Да потому, что больше половины стратегических точек на морских картах простреливаются прямо с респов! А тебе, чтоб перезарядиться, надо на точку встать и стоять. Ну хорошо, мелкий торпедный катер может круги нарезать по точке. А вот у крупного катера уже может не получиться. Есть точки небольшого диаметра, где крупный катер на циркуляции вылетает за границу точки и - перезарядка мгновенно сбрасывается в ноль. В НОЛЬ!

И тебе надо стоять секунд 10 - 15 на каждую торпеду. И по 2 - 3 секунды на каждый снаряд. Вот боекомплект "Спарьвьеро" чуть более 100 снарядов (которые в бою расстреливаются очень быстро) - сколько времени займёт его перезарядка?

5 минут стояния на точке - чтоб зарядить то, что расстреляю меньше чем за 1 минуту.

Офигенно увлекательный геймплей.

Нет, это ещё не вся прелесть такого геймплея. Кто ж тебе даст стоять на точке безнаказанно целых 5 минут? Да на тебя арту кинут – и «моменто морэ», то есть моментально.

Решение тут приемлемо только одно - тыловая база снабжения. В глубоком тылу. Куда можешь вернуться для перезарядки. И да, потом с этой базы тащиться обратно на передовую - это время. Время которое ты отсутствуешь в игре - потому конечно корабли с большим боезапасом будут успевать набить больше очков, чем ты.

Но у тебя хотя бы будет шанс чего-то навоевать на кораблике с ограниченным боекомплектом. Потому как сейчас такой шанс почти призрачный.

И не надо рассказывать мне, как кто-то на точку прорывался и там... Я сам на точку прорывался и оттуда убивал до 7 врагов! Было такое. Однажды. На убогом МПК Пр.1331М это сделал - ну-ка, попробуй повтори, а? Чё, не можешь? Так вот и я не могу. Потому что 1 раз повезло и команда поддержала, вот я и сумел сыграть - но десятки раз я просто погибал, оставшись без снарядов ещё задолго до подхода к точке.

Так что когда стрелять нечем - точку не отвоюешь.
Дайте тыловую базу снабжения - чтоб всем было чем воевать.

Танкам тоже нужны склады снабжения

А в танках тоже есть техника с до обидного малым боекомплектом. Игрок за СССР получает такую аж в самом начале своей карьеры танкиста - это самоходка СУ-5-1, боекомплект которой всего 8 трёхдюймовых снарядов. Прописью: восемь. Снарядов калибра 76-мм. От полевой трёхдюймовки. И это вручается новичку...

А есть ещё в игре такая техника как различные РСЗО. Какой совет даёт игра про ракеты? Они не точны, потому лучше запустить их сразу несколько. Всё верно. Техника потому и называется системой залпового огня. Вот только проблемка: в жизни эти машины предназначены накрывать залпом площадь - а в игре? Пустил залп - остался безоружен.

Ну что за проблема поехать на точку перезарядиться...

Шутить изволите, господин хороший. Что союзники точку отобьют ещё сильно не факт. А коли и отобьют, то многие точки на танковых картах никак не защищены. А тебе там встать и стоять столбом. Да тебя артой накроют! Или из пулемётика расстреляют. А чё не расстрелять-то недвижно застывшего?

Потому все вот эти машины игроки не любят.

Машины, многие из которых это премы или техника событий, продаваемая на бирже - они у игроков не востребованы. Не пользуются спросом. Ибо чё ты на них навоюешь - коли боекомплект пополнить скорее всего не судьба.

Вот самим разработчикам игры не жалко своего труда, вложенного в эти любовно воссозданные со всей исторической достоверностью модели боевых машин? А жадных менеджеров из отдела продаж неужто не волнует что эта техника - покупается игроками ну крайне очень вяло. Ну может возьмёт какой оригинал чисто для коллекции - а массовый игрок нос от этого воротит.

Вся беда - в скудности боекомплекта.

Но дайте людям склады в глубоком тылу. Где-то прям вот на самом краю карты - или даже слегка за краем. Чтоб там оставшийся без снарядов мог пополнить боекомплект точно так же, как это происходит на захваченной стратегической точке. Но только ему не надо на грузовичке "Андрюше" пытаться на точку проскочить - а уехал себе в тыл и там спокойно перезарядился.

Это не будет несправедливым преимуществом. Ведь в активном бою в это время наш "Андрюша" отсутствует. И оттуда, с территории склада, он не видит поле боя, не может провести разведку и уж тем более обстрелять замеченных врагов. Хочешь воевать - вернись на поле боя.

И конечно же, даже на территории склада "Андрюша" может быть атакован вражеской авиацией. Вражеская авиация может бомбить склад - как бомбит базы в авиа-боях. Так что, при известных обстоятельствах (господства вражеской авиации в воздухе), перезарядка в тылу может оказаться опаснее перезарядки на захваченной точке на передовой.

Но у всех этих машин с малым боекомплектом хотя бы появляется шанс сыграть снова, когда первый боекомплект расстрелян, а точку союзники занять не смогли.

Очки возрождения

Они есть в танковых боях - а вот в морских их нету.

Хотя если бы катера стоили в очках возрождения вдвое дешевле эсминцев
  — то в катерах сразу появился бы большой смысл!

Есть в танковых боях и ещё одно интересное обстоятельство, связанное с очками возрождения, а именно - удвоение цены второго возрождения на технике того же класса.

Работает это вот как. К примеру, накопил очков возрождения на вылет на самолёте. Вылетел на штурмовике. Отлетался. Но ещё какие-то очки заработал. Хочешь вылететь ещё - глядь, а вот у тебя бомбардировщик, так его вылет стал стоить вдвое дороже! Ого! Но зато вылет на истребителе остался в ту же цену.

Совершенно аналогично и с наземными машинами: если выезжал на САУ, то следующее возрождение на танке обойдётся дороже обычного. Зато на зенитке - возродишься по номинальной цене.

Но во флоте есть просто 3 гарантированных возрождения. А значит что?

Правильно:
берём только самые эффективные корабли, а остальные в сетапе вообще не нужны!

То есть,
во флотах кораблей и так не шибко много, куда меньше чем танков, а уж тем паче самолётов - но умные игроки давно смекнули что большая часть этих плавающих посудин вообще не нужна, да-с! Ибо не показывает максимальную эффективность.

У меня опять тот же риторический вопрос:
неужели самим создателям игры не жалко своего труда на создание моделей техники, на прописывание программного кода для них - когда они сами так сформировали правила игры, что изрядная часть этой морской техники игроками не востребована.

На многих кораблях играют только дураки и оригиналы вроде меня
(и не факт, что от большого ума - это я как раз про себя,
ибо был бы умный, набивал бы себе тихо эффективность,
а не тратил бы своё время на эти статьи
)

Что интересно, в тех же самых морских боях вылеты самолётов - за очки возрождения! И для самолётов - удвоение цены работает!

А чем корабли хуже?

Предлагаю следующую гибкую систему, которую разберём сперва для боёв бр до 3.0 включительно, то есть примерно по III ранг катеров с попаданием в эти бои некоторых эсминцев I ранга Большого флота.

И тогда деление на классы и цена возрождения таковы:

И второе возрождение в том же классе - за удвоенную цену.

Для боёв бр до 5.0 включительно классы распределятся так:

Наконец бои начиная с бр 5.3 и выше распределение такое:

Быть может эта система нуждается в более тонкой настройке. К примеру, бонусах или штрафах, отсчитывая их от среднего бр сетапа. Вот скажем, взял игрок в сетап резервный Г-5 бр 1.0 и крейсер "Красный Кавказ" бр 5.0 - серединка между ними 3.0. Значит, возрождение на Г-5 обойдётся ему на 20 очков дешевле - однако ввод в бой "Красного Кавказа" будет стоить на столько же очков дороже.

Суть не в цифрах - а в том чтоб стимулировать игроков играть на самых разных кораблях. Сделать все корабли востребованными. Потому что сейчас попал в эскадренное сражение и понимаешь, что на фиг там не нужны никто, окромя линкоров. Из-за чего сражения топовых рангов флота превращаются в ленивую перестрелку бронированных громад. Которые тупо встают на месте как плавбатареи, и принимаются обмениваться залпами. И нереалистично ни фига (потому что броненосцы всегда меньшая часть сил эскадры, а вот всяких лёгких сил охранения обязательно много) и скукотища, чёрт возьми!

И совсем другое дело, если игрокам станет выгодно выводить даже в эскадренные бои какие-нибудь катера и эсминцы. Вот тут начнётся движ - а значит и стримерам станет что стримить в таких боях.

Улитки, вы же стремитесь завлечь стимеров, верно? Ну так вот вам неплохая идея, как организовать контент который людям станет интересно играть и показывать.

Десантная операция - 1

Игроки частенько недоумевают, для чего в игре та или иная техника? Ну вот гидроплан По-2, который ещё и на бирже надо покупать за приличные деньги - ну он же нелетайка жуткая, как на нём истребители сбивать, верно? Что этот самый гидроплан чудесен в морских баталиях, тем игрокам на ум не приходит.

Значит, игре нужны карты, где могла бы проявить себя всякая техника!

Вот один из возможных вариантов:

Карта морского боя. Но в самом верхнем левом квадрате - место под танковый бой. Который будет идти прямо во время морского боя. Ведь это же встречная десантная операция!

Замечу сразу:

Я предлагаю на танковых картах в самых углах сделать предложенные мною выше склады снабжения. Как последний шанс для растративших свой боезапас.

Но эти склады будут работать только если в порт на побережье - обозначенный малым якорем - своевременно придёт транспорт из большого порта на острове - обозначен большим якорем. Транспорт же, естественно, может быть потоплен в пути самолётом, обстрелом кораблями, смелой атакой торпедного катера или же субмариной, когда таковые введут.

Не дошёл транспорт до порта своевременно - нельзя пополнить боезапас на тыловом складе - сиди и жди следующего транспорта.

Кстати от места разгрузки на побережье до тылового склада грузы ещё должны довезти грузовики - и это хорошая цель для налётов вражеской авиации. Ну и естественно там этих нехороших воздушных агрессоров могут подстерегать зенитки и истребители. Всем найдётся дело!

Я так же не вижу ничего плохого, если танки а особенно САУ и РСЗО с каких-то точек своего поля боя смогут обстреливать район дороги вражеских грузовиков. Да, так тоже можно прервать снабжение вражеской команды. Другое дело, что пока пытаешься издали наугад накрыть грузовики - не стреляешь по танкам прямо перед тобой. Но это уж пусть каждый игрок сам решает куда ему стрелять. Главное у него будет выбор.

Респ катеров я предлагаю в районе малого порта на побережье.

А вот главный респ Большого флота - в самом углу карты за островом с аэродромом. И кстати при этом острове - большой порт, откуда выходят транспорты, а так же где корабли могут восполнить боезапас.

Самолёты с аэродрома могут летать бомбить хоть наземку, хоть корабли.

Но вот что мне кажется весьма важным, это позволить пилоту, если он привёл свой самолёт на аэродром - пересесть в любую другую технику без потери самолёта. Отлетал на бомбовозе, больше целей для себя не видишь - приземлись и пересаживайся в танк, крейсер, истребитель - а потом, если захочешь, сможешь снова на этом же бомбовозе вылететь уже не платя очками возрождения.

Это очень актуально для пилотов. Потому что ситуация когда имеет смысл делать лишь один вылет - нередкая. И довести самолёт обратно - это время. Не секрет, что многие игроки из-за этого просто разбивают свои самолёты, бросают их в камикадзе-атаки - просто потому что лететь обратно долго, а целей ну нету их больше, банально нету!

Эти камикадзе-атаки жутко бесят всех. Ну так надо дать игроку стимул беречь самолёт!

Карту ещё можно улучшить, добавив на островах аэродромы подскока - без зениток, но с возможностью ремонта и перезарядки. Собственно такие аэродромы подскока хорошо знакомы пилотам по авиа РБ.

Почему главный респ Большого флота за островом:

Десантная операция - 2

Карт с диагональным расположением войск мало. Чаше противостояние восток-запад или север-юг. А вот и вариант Десантной операции в такой, более классической диспозиции:

Отличается карта не только размещением аэродромов подскока - но ещё и тем, что катера могут входить в прибрежную зону танкового боя и вести обстрел танков, равно как и сами могут подвергаться обстрелу танками.

Десантная операция - 3

Тут новой идеи для карты не будет - а будет развитие идеи собственно десантной операции.

В игре плавающая техника есть? Есть!
А её умение плавать востребовано? Нет.

Так представим себе, как к берегу подходит десантная баржа и с неё по аппарели в воду сходит плавающий танк, советский или японский или американский - ведь все они уже есть в игре. И пока основные силы завязывают бой на высотах - эти могут занять точку на берегу, ворвавшись с неожиданной стороны. И занять её намного раньше, чем туда подтянутся тяжёлые танки врага. Которые к тому же врагу нужны на высотах. И потому сбросить десант в воду может только лёгкая техника - с которой плавающие танки вполне могут совладать.

Десантная баржа у берега -= это точка респа, которая – ВНИМАНИЕ – может быть уничтожена!

Тут открываются новые просторы. Для авиации это новые цели - охота за десантными баржами, что при удаче позволяет напрочь отсечь подкрепление противнику с этой стороны. Для артиллерийских катеров - охрана своих барж от налётов авиации и от атак чужих катеров. Для танкистов, а более всего для САУ - обстрел издали побережья и прибрежной зоны - собственно то, для чего САУ в реальности и созданы, стрельба по невидимой цели по данным разведки.

Если добавить к этому уже высказанную мною в моих книгах (что за книги - ссылка внизу статьи) идею пехотных десантов в БПМ и БТР, которые те могли бы высаживать на берегу для обороны каких-то окопов, руин и прочего подобного - то очень даже пригодился бы и огонь РСЗО по площадям, способный заметно прореживать такую засевшую в засаде пехоту. И пулемёты на танках оказались бы востребованы (наконец-то!).

Короче - получаем полноценный общевойсковой бой. В котором интересно всем - и всякая техника находит свою нишу, где именно она наиболее полезна.

А ещё - мои книги о War Thunder:


специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


суббота 6 января 2024г
Алексей «Рекс»