Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

War Thunder - бунт
которого не было

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

В эти последние выходные июня 2023 года, когда вся прогрессивная мировая общественность взбудоражена ростовским вооружённым мятежом, игровая общественность уже с месяц как куда более взбудоражена бунтом игроков War Thunder, заставившим разработчиков пойти на уступки.

Оба этих события объединяет не только время - но и ещё одно общее:
А БЫЛ ЛИ БУНТ ?

Социально-психологический пиар-детектив

Как разворачивались события мнимого бунта будем узнавать из роликов стримера:

CrewGTW
https://www.youtube.com/crewgtw

@CrewGTW 440 тыс. подписчиков 4,3 тыс. видео

Аудитория под полмиллиона подписчиков (всего же в War Thunder играет 70 млн. по всему земному шару, так что уважаемый CrewGTW лидер мнений для каждого 20-го игрока), активное участие в событиях бунта, а главное - матершины поменьше чем у других, и вообще умеет человек излагать мысль связно, чем выгодно отличается от многих иных стримеров. Видимо тут сказывается его опыт работы журналистом.

И один из его постоянных зрителей – я. Неудивительно, что именно из его ролика я узнал:

БУНТ в War Thunder | ОТВЕТЫ РАЗРАБОТЧИКОВ
https://www.youtube.com/watch?v=swGus4NmL4I

выложен в начале июня
144 тыс. просмотров на пятницу 23 июня 2023 года

Что в этом ролике внезапно противоречиво:

Но если кто-то на этом месте подумал, что CrewGTW кривит душой - то нет. Нельзя быть более невинным чем он, искренне сейчас ратующий за то, чего не замечал прежде.

Ну как сказать не замечал? Знал это всё. Но - ещё с месяц назад его это не волновало. Потом произошло что-то, что сфокусировало его внимание - и он увидел проблему. И - активно включился в бунт.

И не только он один таков.

Профессиональная деформация стримера

Признаем очевидное: стримить игры - это работа. Хочешь добиться в работе удачи - становись профессионалом. Так и тут.

Доход стримера зависит не просто от его игры - а от угождения вкусам публики. Как я уже отмечал в своих книгах - ссылки будут в конце статьи - в массе своей вкусы публики незатейливы. Хлеба и зрелищ! Или, в современных реалиях - крутого нагиба да побольше! А не дашь этого публике - смотреть не будут. Что прямо и больно бьёт по доходам стримера.

Именно поэтому даже такой неплохой по жизни человек как CrewGTW, а в запале стрима не раз уничижительно отзывался об играющих хуже его. Типичные и многократно повторяемые им изречения:

Не слишком тактично. Но ведь именно это - желает слышать его преданный зритель! Как может стример - не угождать своему зрителю?

Вот так и возникает профессиональная деформация. Где стример не просто чемпион (а стример обязательно чемпион, он просто обязан быть классным игроком, чтоб показывать классную игру) - но чемпион нескромный, да уж скажем прямо - наглый. Но это нравится его публике. Как он может плюнуть в душу публике и показать какое-то иное амплуа?

Тем удивительнее внезапная перемена - когда стример ещё вчера желавший изгнать из игры всех слабых игроков, внезапно требует облегчить условия игры собственно для этих неумех.

Внимание: бунтовщик требует не для себя! Он и так чемпион, у него и без того всё хорошо с доходами от боёв, плюс кое-что зарабатывает он по партнёрской ссылке. Кстати, если надумаете регистрироваться в игре - обязательно регистрируйтесь через партнёрскую ссылку вашего товарища или стримера которому симпатизируете - этим Вы поддержите его игровой валютой. Моя партнёрская ссылка для Вашей регистрации будет в конце статьи.

Не только единственный CrewGTW, но и многие другие стримеры и чемпионы - ещё недавно мягко говоря снисходительно поплёвывавшие на менее удачливых игроков (а то и прямо публично грязно и нецензурно издевавшиеся над неудачниками во время своих стримов) - внезапно озаботились судьбой сих сирых и стали их защитниками. И ведь им удалось добиться перемен...

Ой ли?

Ищи кому выгодно

Так завещали нам древние римляне. Выгода это экономика. В данном случае игровая.

По весне, а именно с началом апреля, выпущена была в игру "Мобильная пехота". Про её недостатки я исчерпывающе изложил в своей книге "Как ПК-боярин гусеницы качал", а в "Бонус добрых эмоций" более подробно прошёлся по тому, какая пехота нужна игре.

В конце концов ведь в "Проекте Армата" БМП и БТР давно уже умеют высаживать пехотные десанты!

Но в "Тундру" пытались ввести именно совершенно нереальных экзоскелетов не просто так - а с дополнением "Ремонтный цех". В рамках которого игрокам предлагалось захватывать в боях трофейные экзоскелеты, разбирать их на запчасти, а их в свою очередь выставлять на продажу через биржу.

Нетрудно догадаться, что таким образом разработчики пытались дать игрокам ещё один источник заработка - при том не меняя уже сложившийся экономический баланс по технике, её цене, ремонтам и фарму.

Но затея провалилась. Причины - см. подробно в указанных моих книгах, ссылка на них будет в конце статьи. А здесь смотрим только игровой доход. Которого не появилось - ибо никто не нуждался в запчастях, но все нуждались в игровой валюте. Потому свободный рынок запчастей не заработал.

И тогда не игроки - о нет, конечно нет! - именно сами разработчики увидели, что попытка решить уже давно замеченную ими проблему экономического баланса - малой кровью не решается. Да, выпустить целый новый вид войск - это малая кровь в сравнении с пересмотром всех имеющихся в игре машин и их экономических показателей.

Добавить новое, даже целый новый вид войск - для разработчиков выглядело проще, чем менять старое и уже давно отлаженное. Ибо умудрённые жизнью разработчики свято исповедают старинную программистскую мудрость:
  — Оно работает? Не трогай его!

Пример номер раз: ЯГ-10

За что мы любим и ценим "Тундру" - так это за неплохой такой реализм. Да, с массой игровых условностей, но всё же приближение к реалиям тут заметно лучше, чем у конкурентов.

Однако -не-все-йогурты-одинаково-полезны-, в смысле техника в игре из-за этого реализма неравноценна. Причём даже система с боевыми рейтингами, по которым и подбираются бои, не спасает.

Вот танк. У него вращающаяся башня. А вот самоходка без таковой башни. Танк не только быстрее довернёт на цель, но и может выехать из бокового переулка и тут же пальнуть вдоль улицы. Самоходка так не может в принципе. А боевой рейтинг одинаковый.

Или вот американские бронемашины почти все с зенитными пулемётами. И часто это крупнокалиберные браунинги, обладающие приличной бронебойностью, что даёт американцу очень существенное преимущество не только против вражьих аэропланов, но и против лёгкой бронетехники. А советским отчего-то пожадничали дать даже зенитный ДТ винтовочного калибра хотя б на премиальную технику. А ведь в реальности зенитные пулемёты на советских танках имели место быть! Есть документальные фото зенитных пулемётов практически на всех советских танках, начиная с Т-26 (1941 год, совместный англо-советский персидский поход). Но не дали такого пулемёта даже Т-35. Который здоровущая цель для самолётов. Обидно, однако! Отчего такая несправедливость?

Но это положение так и не меняется. Американцы даже самые обычные с зенитными браунингами, так что американской команде и зенитки не нужны, а советские и без зенитных пулемётов, и с зенитками у СССР не очень. Но - это игровое положение соответствует в целом исторической картине (ведь производство зенитных орудий в СССР начали только с 1937 года, и то ни шатко ни валко).

Может быть просто надо исправить боевой рейтинг и американским машинам с зенитными пулемётами его поднять чуток?

И вот тут я и хочу привести пример как порой невероятно сложно назначить машине боевой рейтинг, соответствующий её игровым возможностям.

ЯГ-10 это самый обычный грузовик, на грузовой платформе которого поставлена тумбовая установка длинноствольной зенитной трёхдюймовки. Даже снаряды с дистанционной трубкой в боекомплект выдали, что в теории могло бы помочь борьбе с вражьей авиацией...

В реальности такие машины, с их очень неспешной для зенитки скорострельностью, применялись только против высотных целей. По которым вели огонь не на глазок, как это приходится делать игроку в игре. Для батареи вырабатывал все данные наведения пункт ПУАЗО, и даже дистанционные трубки на снарядах устанавливались не вручную, а с помощью специального механизма по данным от всё того же ПУАЗО. Естественно в игре никакого ПУАЗО с его дальномерами и звукоулавливателями нету.

И остаётся игроку использовать ЯГ-10 исключительно как противотанковую засадную ездящую пушку. Ведь бороться с низколетящей авиацией он неспособен, а вот сам для её пулемётов лёгкая цель.

По этой причине в игре ЯГ-10 отнесён не к зениткам - а к самоходкам. И понятно, что самоходка не должна "скакать в атаку" впереди танков. И казалось бы ЯГ-10 с его отменной дальнобойной пушкой может издали настреливать врагов.

Но ты ещё найди ему позицию. На сколь-нибудь открытом месте его и за километр из обычного пулемёта расстреляют, брони-то нету от слова совсем. Как выжить не знаешь, не то что врага подбить.

Однако в "Тундре" есть разные игровые режимы. И если вместо реалистичного боя пойти в аркадный - там все враги издали подсвечены маркерами и вот там ЯГ-10 издали всех крошит в мелкий винегрет. А может и в атаку успешно рвануть.

А хитрый игрок пойдёт на ЯГ-10 всё же в реалистичный бой - но завесит свой грузовичок кустами, встанет в лесопосадке и хана всем врагам. Ты его в том лесочке вовек не разглядишь, а он перезаряжается быстрее любого танка, и с его бронепробитием твоя броня ему без разницы.

Но новичок, получив в свои руки замечательно дальнобойную трёхдюймовку ЯГ-10, скорее всего будет раз за разом помирать на нём.

И сейчас ЯГ-10 находится на II ранге с боевым рейтингом 3.3. Но играть на нём - сложно. Не для всякого машина прямо скажем.

И если ориентироваться на некого среднего игрока - то однозначно нужно ЯГ-10 вообще на самый I ранг засунуть с бр никак не выше 2.0, а то и вовсе 1.7. Потому что большая часть игроков не может на этой сложной машине успешно играть. Но если ориентироваться на тех, кто сумел приспособиться к безбронному грузовичку и метко настреливает фраги из его снайперской пушки - да этого снайпера нужно на ранг ещё и поднять, бронебойность-то у него примерно как у САУ III ранга с их бр 4.0+.

И ЯГ-10 не единственная такая сложная в игровой балансировке машина.

Пример номер два: ранг эсминцев

Морские бои захватывающи. Особенно бои на катерах, чего нет ни у одного конкурента. Это динамично, это лихо. Но увы, это пока самый плохо отлаженный вид боёв - потому стримеры избегают его показывать. И видимо потому играет в него относительно мало игроков. А значит и разработчики обращают внимание на флот по остаточному принципу. Что опять-таки не способствует привлечению игроков туда. Замкнутый круг.

Но есть ещё и экономическая причина. Для сравнения возьмём танки. И вертолёты. Которые начинаются аж только с V ранга. И это правильно, вертолёт машина серьёзная, для танка опасная, потому не надо выставлять против вертолётов "малышей" до IV ранга.

А теперь катера и эсминцы. Которые уже корабли большого флота. И водоизмещение и вооружение даже у младших эсминцев такое, что их боевой рейтинг, начинающийся от 3.3+ оправдан полностью. Тогда как для катеров 3.3 это уже IV ранг.

Но эсминцы начинаются с I ранга!

Да, торпедный катер может потопить эсминец парой торпед (изредка одной), и к примеру я очень люблю такие лихие катерные атаки. Это реально круто! Но разговор за экономику.

А по экономике выходит вот что:

Реально, я радуюсь, когда удаётся полутонной бомбой добить пораненный эсминец. Но потом гляжу на результаты боя и понимаю, что за разбомбленный эсминец получил меньше, чем стоит ремонт моего бомбардировщика. А ты ещё поди прорвись сквозь ливень трассеров. Наверное половина вылетов обрывается не долетая до цели.

В реальности катера на большой корабль ходили группой. Самолёты на большой корабль эскадрильей налетали. Но в игре – игрок может выбрать один катер или один самолёт. Ботов-напарников ему никто не даёт. Вот такое отступление от реализма.

А другое отступление это слишком низкая цена эсминца против катера или самолёта того же боевого рейтинга 3.3+.

В итоге таких нехитрых раскладов по ценам ремонта и доходности от атак, на II и III рангах мало кто решается летать на самолётах над морем. Ибо себе в убыток.

А обратная сторона что мало желающих летать - очень трудно выполнять задание "Утиная охота". Просто из боя в бой некого сбивать.

Всё с экономикой исправилось бы, кабы большой флот начинался с IV ранга, соответственно боевым рейтингам катеров. Вот катера СССР - на IV ранге есть "Гроза", которая ни что иное как малый миноносец. В половинку от "Фрунзе" по вооружению и водоизмещению. И если "Фрунзе" с его бр 3.3 переехал бы на IV ранг, где и "Гроза" это было бы логично и понятно - а главное цена ремонта эсминца стала бы соответствовать рангу. А вслед за эти увеличилась бы и награда за него.

И вот тогда был бы экономический смысл пилоту или командиру торпедного катера бросаться в самоубийственную атаку на эсминец - ведь коли потопишь, то свой ремонт точно окупишь. А это в свою очередь повысило бы разнообразие техники в морских боях. Что создало бы большее разнообразие тактик - куда больше, чем в танковых боях.

Увы, сейчас это не так. и порой это ввергает меня в тихую грусть "ах, как прекрасны могли бы стать морские бои, стоит всего лишь поднять большой флот в ранге, аналогично вертолётам".

Но с другой стороны только представьте себе какой труд с проверкой балансировки флота, да и авиации в морских боях это может за собой повлечь.

Но внезапно...

Стоило игрокам обиженно топнуть ножкой - как разработчики испуганно взяли под козырёк.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИЗ-ЗА БУНТА в War Thunder
https://www.youtube.com/watch?v=JvGunMEq5UE

выложен 15 июня
170 тыс. просмотров на пятницу 23 июня 2023 года

Предмет обсуждения этого ролика - так называемая:

дорожная карта
https://warthunder.ru/ru/news/16308-dorozhnaya-karta-dorozhnaya-karta-izmenenij-war-thunder-ru

опубликована разработчиками на сайте War Thunder 13 июня 2023

За какие-то пару недель разработчики сдали абсолютно все позиции, которые не уступали годами. Обращаясь к своим зрителям, CrewGTW даже произносит фразу:
  — Всё что вы хотели.

Но на деле в этом плане есть и то чего не просили.

Более того, с виду такие уступчивые разработчики по-прежнему верны себе - и своему стремлению приблизить свою игру к реализму. В частности об этом свидетельствует намерение не смешивать в одном бою технику Второй Мировой (с гомогенной бронёй) и современную (с ОБПС, ПТУР и композитной бронёй). Повышение боевого рейтинга беспилотников (чтоб они оказывались только в боях, где могут участвовать и легко сбивающие их современные зенитки). Да и присвоение картам боевого рейтинга с отнесением малых карт к ранней технике, а больших к современной дальнобойной и скоростной - это тоже путь к большему реализму. Который прежде пытались достичь исключительно через боевой рейтинг техники. Теперь же разом вводится целый комплекс мер. Который - ещё раз подчеркну - бунтари не просили. Запомним этот момент.

Занятно: CrewGTW рад введению мер против игры сетапом из одной машины. Полностью его поддерживаю в этом. Да и кто б из нормальных игроков не поддержал бы - ведь такие хитрецы подставляют всю команду, ради того чтобы лично себе сократить расходы на ремонт техники. А что тут занятного? А то, что возможно я что-то упустил, но кажется в требованиях бунтовщиков не было пункта о борьбе с такими хитрецами. Все про этот не вполне честный приём игры знают, все таких не любят - но помните как сам же CrewGTW говорил что не главные проблемы вообще можно не решать?

А вот и одна из таких "ненужных проблем": повествуя о грядущих изменениях CrewGTW очень радуется разрушаемым декораторам... Вернитесь по тексту статьи выше, прочтите, а не верите прочитанному - так пересмотрите его же предыдущий ролик, благо ссылка там есть. Тогда он однозначно утверждал, что делать что-либо с декораторами вообще не нужно.

Теперь же он, едва рассказав про декораторы, уже вскоре произносит:
  — Этого мы ждали давно. Это то, что мы хотели...

Но ведь часть изменений - бунтовщики не просили. Как же они могли "этого давно хотеть"?
И почему один и тот же человек так меняет своё мнение на противоположное за каких-нибудь пару недель?

Нет, не просто меняет - а искренне уверен, что это его собственное мнение и оно таким и было.

Перевыполняя план

Пресловутая "дорожная карта" - по-русски просто "план перемен". Видимо по-русски нынче говорить не модно. Однако в лучших советских традициях, разрабы не только взяли на себя повышенные обязательства, но и комсомольски-ударно перевыполнили их. Всего через неделю:

НОВАЯ ЭКОНОМИКА ПОСЛЕ БУНТА в War Thunder
https://www.youtube.com/watch?v=zTRb1dPBCs0

выложен 22 июня
91 тыс. просмотров за сутки

Посмотрели? А теперь вернитесь выше по тексту, перечитайте заново как разрабы рогами и копытами упирались, лишь бы не трогать баланс не только групп техники (как в случае с большим флотом) - но даже отдельных единиц! БР не замай!

А в итоге - они перебалансили ВСЕ экономические показатели ВСЕЙ техники что есть в игре.

Во как напугали их игроки своим бунтом! Игроки - сила! Кабы разрабы не зашевелились, игроки бы...

А собственно что? Уйдёте играть в "картошку"? Или в аналогичную ей по игровой модели бывшую "Армату", у которой остался один сервер на всю Европу, и всё равно по часу можно ждать пока бой соберётся? Ну вперёд!

Нет, никто из "Тундры" сбегать не спешит. Ибо "Тундре" альтернативы нету.

Да и бунта не было... Позвольте, а что ж тогда было?

840 и за год не отладишь

Я слышал именно столько различной техники в игре. И хотя разработчики уверяют, что незаметно прогоняли тесты на случайно выбранных игроках, меняя только им показатели - но вот попробуйте так отбалансить упоминавшийся выше ЯГ-10. Который для новичка просто ужас на колёсах, зато под управлением опытного кемпера чудо-снайперка. Тут явно не выйдет на случайно выбранном игроке балансить. И ЯГ-10 не единственная такая машина в игре, которая требует умения играть.

Чисто для примера: едва начав играть, влюбился в Т-26. Который все опытные игроки ругают почём зря. Очень хотел поиграть на Т-60. Но поначалу вообще не мог. Меня убивали бой за боем. А потом - научился, да ещё как. До сих пор поигрываю на нём, когда хочу отдохнуть. Хотя опытные игроки его ругают. Техника-то непростая. При том те же опытные игроки в восторге от ГАЗ-ДШК - который как по мне, нет спасибо-не-надо уж лучше дайте ГАЗик со счетверёнными "максимами".

Это всё были примеры машин с бр 1.0 и только советских. А в игре десяток наций. А ступеней боевого рейтинга и того больше. И 70 миллионов игроков, каждый со своей манерой игры.

Что менять экономику нужно - было ясно в первую очередь именно разработчикам. Игроки не видят полной статистики. Их суждения о положении дел в игре субъективны. Но разработчики эту статистику видят. И конечно давно заметили падение смелости игроков и такие неприятные явления как игра сетапом из одной машины. Это явления глобальные - и если их не получается уже решать малой кровью локальных правок отдельной техники - значит остаётся один лишь путь столь же глобальных перемен. А это - неизбежно затронет игровую экономику.

Вот почему разработчики и начали с - новой экономики.

Но протестировать её за неделю? Глобальные перемены всех экономических параметров всей техники - протестировать менее чем за месяц???

Чтобы проверять - нужно заранее подготовить то, чего проверять будешь.

ВСЕ перемены баланса - были ПОДГОТОВЛЕНЫ ЗА ГОД.

И, зная как ведутся крупные программные проекты, сомневаюсь что можно было провести такую новую балансировку сильно быстрее. Даже 3 месяца - это нереальная фантастика для такого объёма работ. А с тестированием на случайно выбранных игроках - и полгода мало. Жутко мало.

Поверить же, что за какую-то неделю с момента публикации дорожной карты...

Не все способны играть в преферанс

Преферанс требует от игрока не столько умения выигрывать, сколько умения просчитать последствия проигрыша. А вот просчитывать способны не все.

До нынешних перемен War Thunder весьма смахивал на такой преферанс. Легко стартуя на I ранге, уже на II игрок начинал буксовать, а на III и вовсе рисковал разориться и быть вынужденным играть только на резервах, чей ремонт бесплатный.

Это была игра сложная для игрока. Но, чёрт возьми, интересная. Это был вызов! И в игре было немало игроков, которым нравился этот вызов (в том числе и я).

Но правда жизни в том, что не все способны играть в преферанс (в том числе и я). И для дальнейшего роста игровой аудитории нужно как-то стимулировать рост игровых доходов игрока в игре.

Введённая в апреле "Мобильная пехота" была последней попыткой дать игроку дополнительный доход малой кровью. Не вышло.

И тогда вступил в силу план Б.

Заранее заготовленный план Б.

Должен был вступить...

Но видать нашлись умные пиар-менеджеры:
  — Позвольте, - сказали они высокому руководству. - Коли вот так обычно ввести изменения, их мало кто заметит. А коли и заметит, то будет недоволен. Ибо люди не любят перемен. Поэтому обычным путём вводить такие перемены и невыгодно, да и вовсе нельзя. Не то не оберёмся ругательных комментов и потери части аудитории.
  — А что ж делать? - спросили высокие начальники.
  — А давайте убедим игроков потребовать этих перемен!

И после этих слов...

...в гущу околоигровых сплетен были умело вброшены слухи. Кои лично я узнавал от своего племянника, знакомого публике по моим книгам о похождениях ПК-боярина. И слухи были страшны до нелепости - но, как завещал доктор Геббельс, чем ложь нелепее, тем скорее в неё поверят. И вот парочка образчиков тех слухов:

Слухи пали на благодатную почву - и вот встревоженная игровая общественность в лице лучших своих представителей, как CrewGTW, бросается отстаивать интересы простых игроков. Над которыми ещё вчера снисходительно посмеивалась в лучшем случае.

Но перед лицом мнимого произвола разработчиков -
какое единение надменных чемпионов и прозябающих бедолаг!
Вместе единым фронтом отстоим!
Но пасаран!

Дало ли это эффект? Выше я привёл цифры просмотров роликов, взятые в один день:

В течении месяца интерес публики подскочил в 10 раз, захлёствыя и тех, кто может и не слышал прежде о War Thunder.
Игроки от перемен в восторге и празднуют выстраданную победу, ура!

Шалость удалась ;-)

если хочется ещё подробностей:
Ещё немного о мнимом бунте игроков War Thunder
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder/rebel2023-2.html

специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


воскресенье 25 июня 2023г
Алексей «Рекс»