Морской реализм
в моём представлении
В предыдущей статье я выдвинул тезис насчёт немного иного распределения ролей режимов морских боёв, чем существует в игре War Thunder ныне. В частности я предлагал ввести симуляторный режим, благо в игре код для него уже есть - но тут же я признавал, что пока для таких нововведений банально не хватает игроков.
Потому я предлагаю улучшить РБ
и ниже расскажу как именно
я вижу такое улучшение
Дисбаланс есть
Первый шаг к исправлению проблемы - признание факта её наличия. Проблема морей Тундры:
Самолёты сбалансированы с танками - но вот с кораблями... как-то странно они сбалансированы.
Потому что с одной стороны есть такие самые топовые линкоры, которые практически беззащитны против любой атаки с воздуха - потому что это корабли Первой Мировой, когда о ПВО заботиться не приходилось. А с другой стороны есть эсминец Бравый - вовсе не прем, а общедоступный. Но с радаром и управляемыми ракетами дальностью действия 18 км, отлично работающими по воздушным целям. Очевидно это корабль реактивной эры и должен бороться с реактивами. Но Бравый имеет бр 5.3 - а самый ранний реактив у нас на 7.0.
Я сказал проблема в Бравом? А как вам введённый в прошлом году в немецкие катера тральщик Пр.89.2, Bernau с зенитными ракетами Стрела - и это опять же не прем, а общедоступный корабль бр 3.3 всего лишь. Для сравнения в танках самая ранняя подобная техника это Шилка ЗСУ-23-4М4, получившая к своим 23-мм автопушкам ещё и 4 зенитных ракеты - и она общедоступная, но её бр 9.3
А где, скажите на милость, вертолёты над морями? Ведь вертолёты допускаются в танковые бои как равноправные участники - ибо их бр сбалансирован и с танками и с самолётами. Вертолёты вполне могли бы и в морских боях сражаться с катерами. Так почему же их там не увидишь?
Да потому, что вертолёты начинаются с бр 7.7 (а у некоторых наций аж с бр 8.3), а корабли заканчиваются на бр 7.0 - причём заканчиваются они такими бронированными громадами... Ну что этой морской крепости винтокрыл сделает?
А самые топовые катера кончаются на бр 4.7 - у них бр вдвое ниже самых слабых вертолётов! Хотя те катера такие вертолёты без особого труди издали посшибают. И по аналогии с танками бр должен быть хотя бы примерно равным.
Сейчас равенства нету и близко.
Кроме как на боях I ранга катеров - и вот там полная веселуха и на волнах и над ними, все активно летают, стреляют, бомбят - всем весело.
Но продвинься хотя бы до III ранга - и потихоньку начинаешь ощущать грустную заунывность. Которая, чем выше карабкаешься по лесенке боевых рейтингов кораблей - тем всё горше и печальнее.
Итак, проблема реально есть. Но что её создало?
Как влияет игровая экономика
Вспомним немного историю нашей любимой игры. Ещё на весну 2023 года действовала весьма строгая экономическая модель, при которой ремонты техники стоили подчас дороже заработка в бою.
(из-за чего игрокам приходилось скатываться на игру на резервах – чтоб нафармить на них плату ремонта подбитой в боях высокоранговой техники)
Показательный пример ситуация с Грозой. Советский сторожевик IV ранга бр 3.0. Будучи полностью прокачанным, получал цену ремонта аж в 15 тысяч серебра. Но выходила Гроза в бой с респа эсминцев, при том уступая любому эсминцу в скорости, а потому до катерной свалки добиралась подчас лишь к концу боя. И не раз бой на Грозе для меня завершался извещением "Награда не выдана за бездействие игрока".
А как тут действовать, коли на иных картах я в принципе не успевал врага увидеть даже издали?
А теперь представьте тоже довольно типичную для Грозы ситуацию, когда доплываешь до линии фронта - а все твои союзники уже кормят рыб. И ты один - против оравы вражеских эсминцев. Даже при том, что я весьма ловко насобачился играть на Грозе – и даже против эсминцев что-то удавалось - но не раз бой заканчивался для меня чистым убытком в 15 тысяч.
И это я такой безумный выходил в бой снова и снова, всё какие-то новые тактики изобретал - а нормальные люди просто бросали играть на том, что не фармит.
Гроза не фармила, так вдобавок и ремонт её стоил вдвое - я не шучу - вдвое дороже, чем ремонт соседних катеров.
Но за лето 2023 вели новую экономику - при которой и ремонт уже не был индивидуальным для каждой техники, а начал зависеть от ранга, да ещё и цена ремонта стала зависеть от времени в бою. Помер сразу прям на респе - ремонт вообще ничего не стоит. Ну и + заработок облегчили.
И стало можно играть не только на Грозе - но и самолёты над морями полетели активнее.
Дело в том, что у самолётов ремонт так же стоил безумных денег. При том, нападая на катер III ранга, самолёт погибал не редко. А с IV ранга катеров начиналось и засилье эсминцев в морях, а среди них обязательно найдутся с кучей зениток на борту. Как говорится, вот и полетал. А если ты играешь в РБ - а я тогда принципиально играл только в РБ - то вылет у тебя за бой обычно лишь один и будет. Только одна попытка поразить цель.
И эта попытка частенько себя не окупала – даже при удачном поражении цели.
Самолёты над морями летали редко - вплоть до того, что выполнить задание на сбитие самолёта над морем становилось делом редкой удачи. Да за день боёв ты мог не сбить ни одного. Речь тут разумеется про РБ.
Корабли и самолёты
Нынче игровая экономика очень лояльна к игроку, но отчего-то я избегаю брать задания, которые требуют сбивать самолёты. А что ж не так? Да ты тот самолёт может за весь бой даже издали не увидишь! А коли и увидишь, не факт что он до тебя долетит. И стрелять в него не один ты будешь, а вся эскадра - особенно же лютуют боты. Так что не видать тебе фрага за самолёт. А драгоценное время своей бесценной жизни на невыполнимое задание тратить дураков нет.
Проблема в том, что самолёты и корабли несбалансированы. И есть куча мнений от просоленных солью виртуальных морей капитанов - и не меньше мнений от носящихся в виртуальных небесах пилотов - а ещё есть я. Который играет и на том и на этом, и потому полагает свое мнение более-менее объективным. С разных сторон вижу картину - и поделюсь своим видением с вами.
- Хорошо ли, когда на линкор Первой Мировой падает 5-тонная бомба от Пе-8?
- Ну а когда Пе-8, едва появившись в воздухе, получает в лоб ракету от эсминца Бравый?
Всё это очень смешно в аркаде, которая для того и придумана чтоб народ колбасился. Но в РБ мы хотим реализма. А тут обе ситуации напрочь нереальные.
Хотя:
- вспомним про судьбу "Генерала Бельграно", потопленного в англо-аргентинском конфликте за Фолкленды в 1983 г. Крейсер Второй Мировой, не проходивший с тех самых пор серьёзных модернизаций - торпедировала английская атомная субмарина, наведённая на цель по информации от американского спутника.
- вспомним так же, как в ходе того же конфликта аргентинские пилоты бомбили английские корабли американскими бомбами, старыми настолько, что у них частенько не срабатывал взрыватель. Попросту как камнями кидались - но ухитрились вот так потопить чуть не 2 десятка английских плавсредств.
Короче жизнь подчас тоже бывает полна неожиданностей... Но мне кажется, место тем неожиданностям в развесёлой аркаде.
В РБ хотелось бы большей историчности - но ни в коем случае не в ущерб игровой экономике!
(ибо, как показывает опыт нашей любимой игры - именно игровая экономика диктует, на чём игроки предпочтут играть и станут ли играть вообще)
Радиус ПВО
С год назад я открыл для себя беспроигрышный трюк, как на самолёте топить корабль за кораблём:
- берём, к примеру, великолепный "Рюсей", на него всего одну но самую большую 800-кг бомбу, идём естественно в аркаду
- набираем высоту не менее 1500 м
- летим до вражеского корабля, поглядывая, когда его начнёт накрывать маркер-круг расчётного падения бомбы
- и вот тогда смело пикируем на цель
- бросая бомбу метко и точно с высоты в 0.5 км
- тут же уходя свечой в небо до спасительных 1500 м
- а на них кружим, ждём волшебной перезарядки новой бомбы
- после чего повторяем трюк - так удавалось топить при удаче до 5 кораблей за бой
Но вот в РБ этот трюк работал не очень, потому как нету никакого маркера расчётного падения бомбы, из крутого пике круто взмыть свечой в небо не дают перегрузки, пилот запросто теряет сознание, а двух-моторники в реалистичном режиме в принципе не способны ни к крутому пике, ни резко взмыть вверх. И при всех этих ограничениях будет лишь один сброс - за которым утомительно-долгий полёт на аэродром за новой бомбой.
Или вот типичный пример стенаний несчастного капитана линкора Первой Мировой - который решил поиграть в плавбатарею, встал, от торпед прикрывшись отмелью - и погиб от бомбы Пе-8 или Ланкастера, сброшенной с высоты 3.5 км.
А если человек купил этот премиальный Курбэ или там Айрон Дюк? Он же будет требовать возврата денег...
Ну и как на всё это безобразие с небес отреагировал разработчик?
А увеличив дальность открытия огня корабельных зениток!
Ну и это спасло броненосные плавбатареи? Нет!
Бомбовоз спокойно залезает хоть на 5 км и швыряет свою 5-тонную бомбу оттуда. А такой бомбе даже не нужно точно попадать в сам корабль, достаточно где-то не очень далеко от борта разорваться.
Зато с увеличенной дальностью стрельбы корабельных зениток -собственно см. мой стрим, что называется попытался полетать два раза:
Пытаюсь выполнить задание на сбитие самолёта. Но в первом бою вообще ни одного вражеского самолёта в небе за весь бой. Дураков нет. Во втором, хвала Улиткам, вижу самолёт - сам взрываю свой тяжёлый крейсер, ведь никаким другим образом мне в самолёт не перепрыгнуть - и по итогу, заходя в хвост тому самолёту, сбит шальным снарядом - за километры от вражьего флота.
Просто потому что радиус зениток теперь запредельный!
Так может просто отключить огонь зениток по истребителям?
Будем честны: мы все хорошо знаем, в игре есть истребители способные нести крупные бомбы, которые опасны и линкору. А в аркаде и истребитель мечет бомбы удивительно метко - благодаря скользящему по поверхности внизу кругу-маркеру расчётного падения бомбы. А коли и промахнулся, скоро новая бомба волшебно материализуется у тебя под крылом.
Разработчик учёл и принял меры. Как то: увеличил время волшебной материализации бомб для истребителей до бесконечно долгих 5 минут. Даже у Шиндена бр 5.7 в АБ, которому доступны только самые мелкие 60-кг бомбы – всё равно жди 5 минут. А то ты этими бомбами как начнёшь тяжёлые крейсера кошмарить…
Однако у бомбовозов и штурмовиков бомбы респавнятся по-прежнему резво, а между тем есть такие штурмовики, что запросто выигрывают дуэль у чистокровных истребителей.
Короче истребители в морской авиации не нужны… Реалистична ли такая картина? Но именно такова ныне ситуация в игре.
Ещё в 2023 году даже у штурмовиков в аркаде работал бомбовый прицел по F7 - теперь он есть только у тех самолётов, у коих был в реальности. То есть в этом плане аркада стала как будто приближена к реализму... Но маркер-то падения бомбы в аркаде так и остался! У всех остался! Даже у несчастных истребителей. А с этим чудесным маркером и бомбовый прицел по F7 не шибко нужен.
Однако, это мы говорил про лёгкую для самолётов аркаду. Но всё круто меняется в РБ
В РБ доблестный самолёт должен без маркеров как-то разыскать цели (попробуй сделать это в тумане – меня туман восхищает, реализм замечательный, но цели пилот не видит до последнего, это факт), имеешь 1 сброс бомб, после чего тащись 5 минут до далёкого аэродрома, полминуты перезарядка и ещё 5 минут чтоб долететь обратно до вражьей эскадры. А если ещё надо набрать высоту...
Короче забей.
Летать над морями в РБ - это чисто для души. Фраги на этом хрен сделаешь.
Нынешний подход баланса кораблей и самолётов - глубоко порочен в самой своей идее. Просто вдумайтесь:
- разработчик хочет спасти ранние линкоры без зениток
- для чего увеличивает дальность открытия огня зениток
- но на ранних линкорах как зениток не было - так и нету!
В итоге ранние линкоры как были беззащитны от атаки с воздуха - так и остались. Ибо на сколько ноль не умножай, а получишь ровно ноль. Зато те корабли, что и прежде имели ПВО - теперь просто подметают небеса за километры!
И самолётам стало не сыграть.
Опять стало не сыграть.
Только если на начало 2023 года причина была чисто экономическая – а значит хороший пилот вполне мог вытянуть бой на самолёте - то теперь причина уже вполне боевая. Причём пагубная даже в аркаде, а уж в РБ и вовсе хоть не летай.
А если ещё выпала карта, где надо громить торговый флот - а этот флот на иных картах аккурат возле аэродрома, дальние рубежи которого прикрывает исключительно меткое и дальнобойное аэродромное ПВО...
Надо исправить алгоритм работы зениток. Всех зениток, и корабельных и аэродромных - собственно по образцу работы зениток в авиа-РБ, а именно:
- зенитки с автономным наведением "на глазок" - стреляют только по атакующим их самолётам
- по пролетающим мимо - только если они уж очень близко приблизились (примерно в радиусе 0.5 км)
- стрельба открывается не далее уставной дальности, к примеру:
- крупнокалиберные пулемёты открывают огонь не далее чем с 1.5 км
- малокалиберные автопушки - не далее 2 км
- орудия, управляемые централизованной системой наведения (такой как прибор ПУАЗО) - открывают огонь по способностям того прибора
- точность стрельбы ни в коем случае не должна быть лучше чем произведение точности оружия на точность управляющего прибора
(Если кто слаб в математике, поясняю - точность станет реалистичной. Мы же за реализм, разве нет?) - зато вот эти орудия могут и обязаны обстреливать все цели в радиусе досягаемости управляющего ими прибора
- точность стрельбы ни в коем случае не должна быть лучше чем произведение точности оружия на точность управляющего прибора
- если игрок желает стрелять дальше и эффективнее - то берёт управление зенитками на себя и всё в его руках
Настоящая беда авиации - очки вылета
В предыдущей статье я приводил очень наглядный пример - Лотарингия и Бретань. Однотипные линкоры, но если Бретань в своём изначальном виде времён Первой Мировой, то Лотарингия уже после переделки, когда с неё сняли центральную башню, взамен поставив кучу зениток.
Теперь возвращаемся к моему стриму и снова наслаждаемся боем, где вообще ни одного самолёта в небе. Весь бой. И увы, это довольно типичная картина. Итак, потеря башни ГК совсем не равноценная любому количеству зениток. Просто потому что зенитки нужны лишь изредка - а вот орудия ГК нужны всегда. Но двум кораблям дали равный бр. Что очевидно несправедливо. И игровая практика и математика нам показывают - Лотарингия вышла даже слабее Парижа с предыдущего ранга и бр. Хотя и с кучей зениток. Но - ненужных. Ну не летают самолёты!
А почему не летают?
А потому что - очки вылета.
Хочешь полетать над морями - сперва на кораблике заработай очки вылета. То есть ты должен быть классным капитаном - чтоб тебя премировали возможностью полетать на самолётике - со всеми описанными выше прелестями. Да на хрен надо!
А давайте оглянемся на танки, а точнее - на танковую аркаду. А в ней никаких очков вылета не требуется. И всем весело. И самолёты летают. И зенитки оказываются нужны - им есть по кому стрелять.
То есть в танках проблему сделать зенитки необходимыми – разработчик увидел и успешно решил. А вот в морях – не разглядел.
Если мне выпадает в танковых боях задание сбивать самолёты - я смело иду его выполнять. Даже в РБ самолёты над танками летают - мне будет кого сбивать. Но если такое задание выпало мне в морях - да это и за целый день можешь никого не сбить.
Надо убрать очки вылета для самолётов. Совсем убрать и в аркаде и особенно в РБ.
Нам всем - и капитанам и пилотам - надо чтоб самолёты над морями летали. Будет в небе много самолётов - значит у кого-то из них появится шанс прорываться до цели через завесу зенитного огня (ведь огонь-то будет распылён на несколько целей) - всё как в реальности, так и старались строить авиационные атаки на корабли.
Много самолётов должны атаковать 1 корабль - а не как сейчас, когда вся эскадра заливает зенитками по единственному самолёту в небе.
Надо убрать очки вылета.
Флот мал, самолётов много
Балансируя самолёты и корабли надо плясать от кораблей. Их мало, стало быть выделяем их определяющие группы - а уже к ним подгоняем самолёты. Не по формальному бр, о нет же! - и я прошу это заметить!
Возможно кто-то из моей предыдущей статьи понял так, что я ратую за разделение флота ещё и строго по годам. Нет, флот для этого мал, да и уже в той статье я употребил термин "эпоха".
Относительно нашей любимой игры, я вижу три таких условных "эпохи":
- до Второй Мировой - пока внимание ПВО уделялось слабо
- Вторая Мировая - когда ПВО принялись экстренно наращивать, но не всегда с должным качеством
- послевоенное время - когда уже все корабли имеют РЛС, а некоторые даже ракеты
Для примера возьмём советские крейсера Пр.26, все одного бр 5.7:
- Киров - первая эпоха
- Максим Горький – это Пр.26-бис, улучшенный увеличением толщины брони, но ПВО всё такое же из однозарядных сорокапяток да пулемётов – первая эпоха
- Ворошилов – он был достроен по изначальному проекту, у него нет усиленной брони, зато к ПВО добавили аж чёртову дюжину 37-мм автоматов – вторая эпоха
- Молотов – его а Тундре пока ещё нет, у него 37-мм автоматов чутка поменьше чем у Ворошилова, зато в жизни он, войдя в строй флота перед самой войной, уже имел РЛС с дальностью обнаружения до 150 км – может претендовать на третью эпоху
И разумеется в одном бою все корабли должны быть одной эпохи. Хотя при этом могут существенно различаться по бр – но про то будет ниже.
Авиация
А как самолёты должны соответствовать этим корабельным эпохам?
Первая эпоха - раз тут ПВО слабое, то самолёты сюда допускаются не быстрые. В основном те, что на I ранге авиации, и возможно даже не все. Впрочем, быстрый, но слабо-вооружённый истребитель тут уместен.
Запрещены любые бронебойные бомбы, а так же обычные бомбы весом более 1 тонны. Хотя я думаю, тут максимальный вес фугасных бомб надо ограничивать 500 кг, потому что у ранних линкоров ещё нет настолько могучих бронепалуб.
Зато сюда допускаются безоговорочно все торпедоносцы и все гидросамолёты.
Например:
- СССР, Бе-6, ранг IV бр 5.0, между прочим прем - да, это уже послевоенный гидросамолёт. Но смысл гидросамолёта в игре это возможность приводниться и занять точку. При современной ситуации в морях Тундры Бе-6 не имеет шанса на такое, его сметёт зенитный шквал ещё на подлёте.
Сейчас этот гидросамолёт как гидросамолёт сыграть невозможно!
(и не только он один в такой беде - он тут типичный пример бедствий крупных гидросамолётов) - вооружение Бе-6 пара торпед с дальностью хода 4 км и зарядом 200 кг тротила. Для сравнения такое же есть у A-20, который так же прем СССР. Но у этого ленд-лиза бр 3.7 - что позволяет ему при удаче попадать в бои против Клемсонов и Фрунзе - чью завесу ПВО он при удаче преодолевает. Не говоря уже про то, что он куда более компактный и вёрткий самолёт, чем громадная летающая лодка Бе-6. Которая на своём бр 5.0 в принципе не встречает целей со слабым ПВО
- Япония, мой любимый "Рюсей", ранг III бр 3.7 - в боекомплекте есть 800-кг бомба - так вот с этой бомбой я бы этот вёрткий одномоторник в бои Первой Эпохи Флота не допускал бы однозначно.
- Но "Рюсей" может вместо бомбы брать торпеду - а вот с торпедой пожалуйста, лети торпедируй броненосец Русско-Японской войны
(вроде как были в реальной жизни Ил-28 торпедоносцы – так вот, хоть он и реактив, а с торпедой в первую эпоху флота может быть допущен, ибо скорость при сбросе торпеды у него будет не лучше чем у поршневых самолётов) - а с какими бомбами может лететь в бой Первой Эпохи Флота Пе-8? - А ни с какими! Пе-8 обладает слишком хорошим оборонительным вооружением и неплохой живучестью, истребители I ранга с ним не справляются - потому ему и подобным ему в таких боя не место
А теперь перескакиваем сразу к Третьей Эпохе Флота. Сюда можно запускать реактивы. Потому что здесь им будут противодействовать корабли с РЛС и очень хорошо организованным ПВО, а то и с ракетами.
А что же Вторая Эпоха? Я думаю, про неё и так всё понятно. Но лично моё пожелание, кроме самолётов Второй Мировой с бронебойными бомбами, увидеть в этой эпохе ещё и вертолёты. Да, это не исторично. Но по скорости и вооружению вертолёты над морями если и сыграют, то в этой эпохе. Мне так кажется.
Современный флот
На мой взгляд, из числа кораблей, яркий её представитель это советский эсминец Бравый, ранг IV бр 5.3. Это самый топовый бр советских эсминцев - но объективно по артиллерии или торпедам Бравый уступает советскому же Ташкенту, ранг II бр 4.7. А вообще-то и кое-каким эсминцам бр 4.3 если и не уступает, то определённо не сильнее.
И это довольно типичная ситуация для более современных кораблей - на которых стало меньше пушек и торпед в пользу различного радио-электронного оборудования. На нынешних реальных современных эсминцах вон вообще хорошо если всего 1 пушка. А весь полезный объём корабля занят хитроумным оборудованием. Но игра этого не учитывает!
Да, наш Бравый имеет управляемую ракету, аж 18 штук в запасе. И эти ракеты самолётам смерть...
(хотя однажды мне удалось на Ер-2 увернуться от ракеты Бравого - но то в аркаде, и от второй я уже не ушёл)
...но против кораблей эта ракета так себе. Может точным попаданием не убить сторожевик и почти никогда не наносит достаточно существенного вреда крейсеру. То есть зарешать бой с кораблями только этими ракетам удаётся не всегда. А артиллерии у Бравого одна 2-х орудийная башня с не самой выдающейся скорострельностью.
Торпеды у Бравого хорошие, без всяких улучшений аж на 12 км идут - но их всего 5. То есть даже в аркаде торпедный суп не устроишь - и фраги на торпедах особо не набьёшь. Есть бомбомёты и возможно они иной раз выручат - но с дистанции в километр, не дальше. А часто ли эсминец доживает чтоб сблизиться с врагом на километр?
Тогда как подавляюще большинство эсминцев Второй Мировой могут засыпать Бравого залпами многих снарядов или заполнить море торпедами - и всё это приносит фраги. А Бравый вынужден довольствоваться помощами.
У Бравого, как и у ряда других послевоенной разработки кораблей иных флотов, высокий бр присвоен "по сумме возможностей" - но каждая из этих возможностей сама по себе совсем не впечатляет. Бравый может много чего разного - но всего понемногу, увы! Скорее он помощник, второй голос в хоре, подпевала, а отнюдь не солист.
И это полностью отражает современную концепцию флота. Флот отказался от линкоров - в пользу соединений кораблей.
Балансировать эскадры, а не отдельные корабли
Даже парусные флоты имели специализацию кораблей, а с переходом на машины специализация стала основой тактики эскадр. Так в жизни - но не в игре.
В игре подбор команд происходит по формальному признаку бр - то бишь некоего боевого рейтинга. Который в целом присвоен кораблям справедливо, но - настоящие-то корабли создавались для действий в составе эскадр!
А в игре запросто бывают ситуации, когда одна команда сплошь из эсминцев, а другая сплошь из катеров. Формально бр одинаковый. А практически как играть-то?
Если кто не понял, так я поясню:
- есть карты, на которых катера быстро захватывают точки и - победа! Грозные эсминцы просто не успевают дойти и отбить
- а есть карты, где эсминцы издали простреливают открытое водное пространство, и катерам до точек не прорваться
Думаете, подобных проблем не бывает на высоких бр? А как вам довольно типичная ситуация, когда с одной стороны команда сплошь из линкоров - а с другой есть несколько эсминцев. В аркаде. Особенно если задание захват этой ненавистной единственной зоны. И ты вынужден плыть в этот круг - где будет торпедный суп. А в твоей команде ну нету живых игроков на крейсерах, чтоб отстрелить эти гадкие эсминцы, через минуту запускающие ещё залп торпед. Ну или вражьи линкоры набивают фраги на отстреле ваших крейсеров, пока торпеды эсминцев изводят ваши линкоры.
Тут проблема не в балансе отдельных кораблей - а в необходимости подбирать в бой эскадру! Не случайный набор кораблей - а сбалансированное боевое соединение.
Это несложно запрограммировать - в бой собирай в каждую команду, к примеру:
- 2-3 линкора
- 3-4 крейсера
- 4-5 эсминцев
- остальное катера
Не хватает нужной техники у живых игроков? Вот какой не хватает - ту и дополняй ботами.
Сейчас боты это нередко какие-то слабые кораблики. Например в бою линкоров видишь СКР-1 - да 99% это бот.
А на хрена?
Куда полезнее был бы МПК Пр.1331. И такого бота порой можно встретить. Только ведёт он себя глупо - прёт куда-то в атаку. А надо бы алгоритм ему поправить - раз уж так вышло, что он у нас в игре годен только как ПВО команды работать, то вот пусть и держится позади линкоров - прикрывает их от налёта с воздуха.
Субмарины
Вообще-то этот МПК Пр.1331 вовсе не корабль ПВО - он противолодочный корабль. И ведь когда-нибудь введут в игру субмарины. Благо они уже были опробованы - и даже во всех вариантах. Так вот:
- довоенная эпоха - субмарины недопустимы
Даже невзирая на факт, что уже в Первую Мировую субмарины добивались успехов в потоплении боевых кораблей. Мы историю чтим и ценим. Но факт ещё и в том, что у кораблей той эпохи средств противодействия субмаринам - да почти никаких - Вторая Мировая - дизельные субмарины
Уже были более-менее успешно опробованы в ходе события 2023 года, а вот и статья с моими впечатлениями той поры - после-военная эпоха - субмарины атомной эры
Если не ошибаюсь, они так же уже был опробованы в игре в соответствующем событии 2022 года. Вооружены управляемыми торпедами. Впрочем, и корабли этой эпохи уже имеют разнообразные средства для борьбы с подводной угрозой.
Ну и глядишь, разработчик наконец-то доведёт до ума стрельбу из реактивных бомбомётов!
Что же до места субмарины в эскадре, то я бы разрешал не более 2 на всю эскадру. Причём одновременно в море может быть только 1, и если один игрок уже вышел на субмарине, второму придётся ждать своей очереди. И да, у первого есть тут небольшое преимущество, ведь как только он погибнет, он может взять дублёра. С другой стороны случаются "плохое соединение... связь с сервером потеряна" - так что запасной подплав вполне имеет шансы поучаствовать в бою.
Боты-разведчики
Это всё планы далёкие – а что можно сделать прямо сейчас?
Да запустить ботов!
Боты не в смысле корабли, а сокращение от слова "робот". Короче речь о разведчиках под управлением ИИ - и этими разведчиками должны стать самолёты-разведчики. Но для чего? И отчего я так уверен в их надобности для игры?
Прежде всего затем, что нужны цели в воздухе - иначе см. уже упоминавшийся выше мой стрим, особенно первый бой где вообще ни одного самолёта в небе. И выходит задание в принципе невозможно выполнить. А ведь есть ещё пари "Зенитчик" - ну-ка выполни его, коли просто никто не летает.
У нас в игре есть невыполнимые задания и невыполнимые пари - просто потому что летать дураков нет.
Так же эти боты-разведчики нужны, чтоб вылетевший на самолёте игрок не оказывался единственной целью для всей вражьей эскадры.
И наконец - ради разведки. Потому что дать засвет "Внимание на карту" бывает полезно даже в аркаде. А уж в РБ, где порой играешь в команде слепых союзников, которые всей шоблой палят куда-то вдаль, игнорируя линкор в паре миль от себя... А потом ты вдруг обнаруживаешь, что и сам ты слепой котёнок, ибо таких смелых вражеских линкоров было не 1, а все 3, причём один уже давно плавает у тебя в тылу.
Полагаю, если раз в 3 минуты, самолёт-разведчик с небес будет давать наводку "Внимание на карту" - на какой-то случайный вражеский корабль - это не сломает игру никому. Тем паче, что у нас в морях есть дальность видимости. И с небес разведчик хорошо разглядит линкор. А вот мелкий юркий катер может просочиться незамеченным.
Хорошо бы и живым игрокам дать возможность проводить разведку – на палубных гидропланах - аналогично Разведке в танковых боях. Вылетел на палубном гидроплане - подсветил врага - его потопили твои союзники, но и тебе награда Разведка + помощь в потоплении в зачёт.
Это значительно повысит ценность сих палубных самолётиков. Тогда как сейчас от них проку…. На картах без захвата точек – а это и отстрел торгового флота и захват единственной зоны – короче в 2/3 боёв высоких бр палубный гидроплан в принципе бесполезен, его некуда и не к чему применить.
А ведь самое обидное, ты этот гидроплан обычно именно на корабле с высоким бр и получаешь... На том бр, где лучше б нынче и вовсе не летать в небесах.
Но дайте этим гидропланам Разведку из танковых боёв…
Игроки станут активнее летать + боты-разведчики где-то там в вышине висят = вот и смысл в ПВО появился. Есть кого сбивать. Есть даже смысл палить дистанционными снарядами из ГК, авось собьёшь неприятного воздушного надзирателя.
И есть работа для истребителей над морем.
Сделать это легко.
Но - обязательно - убрать цену вылета в очках.
(потому что нынешняя система, когда бравый капитан как бы премируется вылетом на самолёте за классную игру на корабле - да ты на том самолёте что-то нафармишь разве на низких рангах, а если ты хороший капитан то всяко больше набьёшь на корабле, на хрена тебе тот самолёт?)
Вплоть до того, что разрешать пилоту вообще не выходить в бой на корабле. Пусть сразу летает.
И пусть пилот сможет выполнять задания авиационные - в морских боях. Вот есть задания для авиа-боёв на штурмовку, бомбить наземные и морские цели. Пилот берёт это задание - но идёт в морской бой, а задание тем не менее выполняется. Ну это если он сумеет там кого-то топить, а это ведь совсем не так просто.
Не просто да - зато весело!
И нам всем нужны самолёты над волнами.
Уже хотя бы потому что немало кораблей у нас получили свой завышенный бр только за способность противостоять авиации - а противостоять-то им нынче выходит так что некому.
Но пустите самолёты летать над волнами - и зенитки на кораблях станут актуально востребованными. И появится работа для истребителей - а с их наличием в воздухе смело можно будет и радиус стрельбы корабельных зениток убавить до реалистичного.
И вот тогда и бр самолётов над морем и бр кораблей ПВО - станет оправданным.
Только когда самолёты начнут летать над волнами в достаточном количестве – станет понятно (на основе широкого игрового опыта) куда балансировать бр и прочие игровые обстоятельства кораблей и самолётов.
И ввести-то эти перемены несложно...
Но, к сожалению, я не представляю, как донести эту простою идею до игродизайнеров Улиток. А в чём проблема, про то читай мою предыдущую статью:
Есть чт сказать по поводу?
Обуждение статьи вК по ссылочке:
https://vk.com/wall-195883097_1793
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620
получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).
понедельник 17 февраля 2025г
Алексей «Рекс»