Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Промахи Битвы за Атлантику

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

Извинения: эта статья пролежала написанной 2 недели, прежде чем оказаться выложенной на сайт. Я просто забыл про это. Виноват. Но исправляюсь, хотя и с двух-недельным опозданием.

Битва за Атлантику - событие первых пары недель ноября 2023 года. Американские эсминцы ведут конвой грузовых кораблей, а на него нападает волчья стая немецких субмарин. Кстати тех самых «семёрок» из фильма «Das Boat». Субмарин 10, эсминцев 8, да ещё 15 транспортов под управлением ИИ идут в кильватерной колонне по трое в шеренгу. Игрокам по 3 возрождения на кораблях, да ещё разок дадут вылететь на самолёте.

Что может быть интереснее этого!?

Всего месяцем ранее прошло ракетное событие, где игроки, включая и автора этих строк, увлечённо собирали, а затем испытывали японское чудо-оружие - корректируемую противокорабельную ракету авиационного базирования времён Второй Мировой. Цикл статей о том, какого напряжения этого требовало и как это было непросто - см. на моём сайте SteamAge.ru, а ещё точнее вот здесь:

материалы об игре
«War Thunder»

Тут обещают, что всё будет без напряга. Субмарину выдадут уже готовую к бою и полностью исправную (в отличие от той ракеты). И обещали это вот тут:

https://warthunder.ru/ru/news/16531-sobytie-sobytie-bitva-za-atlantiku-korabli-protiv-podvodnyh-lodok-ru

И всё там очень дотошно описано, всё понятно - кроме одной мелочи. Да так пустяк. Несущественный, наверное. Потому и забыли рассказать:

КАК УПРАВЛЯТЬ СУБМАРИНОЙ???

Я не сразу бросился в пучину морских глубин. Несколько дней события уже прошло, когда я сумел выкроить время для овладения премудростями подводных баталий. Было томное утро выходного дня, я хорошо выспался, был полон сил и бодр. И ждать боя долго не пришлось, меньше полминуты провёл в очереди.

И знаете что я увидел при загрузке боя? См. скриншот:

Когда-то я был уверен что моего 17-дюймогового монитора вполне достаточно для игр. А тут этот мелкий, как назло будто специально подобранный нечитаемый шрифт... И как я должен овладеть премудростями вождения субмарин - если я даже разобрать что там накарябано не могу толком?

И этот справочный экран висит всего 3 секунды!

Вот скриншот очереди ожидания входа в тот бой.

Почему бы тут не дать ссылочку на инструкцию по управлению субмариной? Чтоб пока ждёшь – а лучше прежде чем в очередь вставать – и почитаешь спокойно. С чувством, с толком, с расстановкой уяснишь себе премудрости небывалые. Хоть узнаешь, как этой невиданной доселе техникой управлять.

Но видимо мудрые игродизайнеры Улиток мыслят так:
— Ты не успел за 3 секунды овладеть управлением субмариной? Твои проблемы, дурилка!

Потому что едва оказавшись в бою, в тот же самый миг обнаруживаю себя сразу вблизи врагов - и моя субмарина в надводном положении! Ну не полностью всплывшая, и то хоть хорошо, но верхушка надстройки над водой. Я уж не знаю зачем моей субмарине находиться в таком странном положении (и не всплывшая и не погрузившаяся) - но вот так меня добрая игра в бой запустила. У врагов на виду!

Заметим: враги на эсминцах. Обучение которым они в своё время прошли отнюдь не за 3 секунды. Для обучения управлению эсминцем есть нормальная обучающая миссия. И есть Пробные Выходы. Где тренируйся не хочу. И я уверен, каждый капитан виртуального эсминца тренировался. То есть мои противники в заведомо лучшем положении, чем я - они свою технику прекрасно знают, я же да вообще ни в зуб ногой.

Чё делать? Спешно погрузиться, ясное дело! Жму клавишу, которая на самолёте направила бы мой курс вниз... опс, здесь это управляет скоростью хода - как на надводных кораблях. Жму наугад клавишу «E» - тут же вспоминая, что на надводных кораблях она отвечает всего лишь за переключение режимов стрельбы автоматических зениток... Но чудо! Лодка погружается!

Чисто интересно: а какая клавиша тогда управляет режимами стрельбы зениток?
(которые между прочим на моей субмарине есть в достаточном количестве)

Не будем придираться, главное я спасён. А то там на поверхности уже снаряд упал в воду рядом со мной. И не один снаряд. Хорошенькое дельце, всего-то 7 секунд как в игру зашёл, оглядеться вокруг не успел даже - а уже меня расстреливают.

К сожалению нам, виртуальным капитанам морей Тундры, к такому безобразию не привыкать. Весьма часто выход в бой крупного корабля заканчивается тем, что прямо на старте он обнаруживает себя под прицелом всей вражеской эскадры. За минуту будешь изрешечён, ни броня, ни манёвры, ни дымы как правило уже не спасут. Это ошибка многих морских карт, где места стоянок кораблей с дальнобойными орудиями размещены дизайнерами в прямой видимости друг друга.

Хорошо, я спасся. Но вот я под водой. Целей не наблюдаю. Разобрался как погружаться ещё глубже, как останавливаться или давать полный ход - неожиданно быстрый для субмарины тех лет. Они ж тогда под водой ползали со скоростью пешехода. А тут скорость лодки в её карточке указана как 36 км/ч - но под водой моя субмарина выжала аж 19 км/ч. 10 узлов - под водой!

Впрочем, это объяснимо - ведь режим боя Аркадный. А в аркаде и скорость бывает повыше раза этак в полтора.

Спасибо подсказкам, разобрался с красным кругом на миникарте - он показывает дальность обнаружения моей лодки вражескими гидрофонами. Самый малый ход - круг очень маленький. Зато когда ход полный - то круг шума аж захлёстывает на респ вражеских эсминцев! Так неудивительно, что они с первой же секунды моего появления в игре уже всё про меня знали!

Ладно, пробую всплыть. И всплыв - прямо по курсу вижу идущий наперерез эсминец! Без маркера! Напоминаю - режим боя указан как аркада. В аркаде все враги подсвечиваются маркерами. Этот не подсвечен. Но ясно что враг. Потому что на нашей стороне только подлодки.

Я пытаюсь выделить этого врага... Выделение не срабатывает. Соответственно дальность до врага неведома. Пускаю торпеду наугад, благо на вид расстояние невелико. Торпеда прошла за кормой. Враг разворачивается ввиду меня. Он меня не заметил. На глазок беру упреждение, доворачиваю и пускаю торпеду. на этот раз метко. Враг потоплен. Мне бы радоваться...

Да вот не радует.

Я чётко понимаю, что ничего не понимаю в происходящем. Почему не срабатывает выделение? А самое главное где торпедный прицел?

Позже я узнал, что оказывается торпедный прицел срабатывает только через перископ. Но в том-то и незадача, что я нажимал клавишу, назначенную у меня на надводных кораблях на дальномер - она кстати назначена по умолчанию дизайнерами игры, и эти настройки я не менял - но войти в режим перископа я не мог!

Возможно я не мог попасть в дальномер, то есть, простите, перископ потому - что пока я методом тыка пытался совладать с управлением подводной лодкой, я уже нажал на клавишу «V» - она же вон там на иконке нарисована. Ну такая иконка с дымовой трубой. Нет, с трубой вентиляции. Ну точно с трубой вентиляции!

Оказалось, это так нарисовали перископ...

И похоже я случайно перископ убрал. Потому и не мог потом войти в него.

Впрочем, это лишь мои догадки. Потому что дизайнеры поленились сделать хоть какой-нибудь индикатор положения перископа. То есть: игрок вполне может по ошибке убрать перископ - и лишить себя возможности прицельного пуска торпед.

Потому что высчитывающий упреждение торпедный прицел здесь работает только через перископ... В аркаде... В АРКАДЕ!

Вникни, друг мой, в грустный юмор ситуации: у всех надводных кораблей торпедный прицел показывает упреждение даже в реалистичном бою. Но субмарину, у которой торпеды по сути единственное оружие - лишили такого прицела. Целься через перископ, который будет высчитывать упреждение долгие секунды - когда твой враг получает то же упреждение для пуска торпеды моментально! Баланс!

А закончился мой бой очень быстро тем, что я попытался выяснить - методом тыка разумеется - для чего нужна иконка с клавишей «R»... оказалось аварийное всплытие... Вот иконка её на что угодно похожа, только ну никак не ассоциируется с аварийным всплытием...

Да и на кой чёрт игроку это самое аварийное всплытие?

Я согласен с условием, что подлодка всплывёт сама при получении таких повреждений как пожар в отсеке. Но вот именно что в таком случае она всплывает сама! Против желания её капитана. Это справедливо и логично в конце концов. А вот зачем игроку дали непотребную кнопку для экстренного всплытия - когда у него под руками всё время есть всплытие штатное?

Но я, по недомыслию своему, аварийно всплыл - и тут же был расстрелян. Даже не понимая, что происходит со мной и что творится в бою.

Потрясающе мне помогла эта кнопка... Спасибо, блин, дизайнерам! На хрена такую кнопку в игре было делать?

Да я согласен заранее, что я вообще ничего не понял! А что можно понять - без нормального обучения?

И вот это отсутствие обучения управлению субмариной - катастрофический промах игродизайнеров Улиток.

На самом деле бой подводных лодок против эсминцев продуман неплохо. А может и вообще замечательно. Вот только насладиться этим, да что там - просто оценить - невозможно без предварительного обучения! Очень непривычное это дело управление подлодкой. А обучения-то и не завезли ?

Выводы

В незапамятные советские времена, когда я только пошёл работать на завод, там у нас была игра про американскую подлодку. Самую наисовременнейшую. Было занятно. Но то была супер-лодка с супер-возможностями. Во Вторую Мировую и близко ничего похожего не было.

Я видел ролики, как реализована игра на «исторически достоверных» субмаринах у конкурентов Тундры. Честно сказать - пластмассово-игрушечно. До отвращения. Определённо не то, во что мне хотелось бы играть.

Мне было жутко интересно узнать, а смогут ли реализовать игру на подлодках в Тундре хоть более-менее правдоподобно?

Они - смогли! Но...

Я слишком ценю своё время, чтоб продолжать убивать его на изучение субмарин методом научного тыка.

И скажу больше: событие "Битва за Атлантику" запущенно чтоб протестировать введение субмарин в игру. Которого давно ждут игроки.

Так вот - эта "Битва за Атлантику" лишена смысла без обучения!

Сейчас с одной стороны выступает команда на эсминцах - где каждый капитан знает все возможности своего корабля и уж точно умеет грамотно применять их. С другой же стороны - команда подводных неумех, которые путаются в кнопках и просто не знают что делать.

Что тут можно протестировать?

Потому итоговый вывод из нынешнего события выходит двоякий:
1) безусловно субмарины времён Второй Мировой удались, они доказали что могут быть включены в эскадры и играть будет интересно, и что самое важное - реализм приемлемо соблюдён. Ура!
2) НО...

Из-за отсутствия обучения, собственно тестирование - которое должно выявить параметры для игробаланса субмарин к остальным кораблям - вот это не удалось.

Необученные игроки тыкаются в игре как слепые котята - и на основании их бестолковой игры делать какие-либо выводы о боевой ценности подлодок (какой им присваивать ранг, боевой рейтинг, цену ремонта и доходность по фарму) - это бессмысленно.

А отсутствие объективных данных для игробаланса может отодвинуть на неопределённый срок ввод в игру субмарин.

Разработчики упустили нынешний шанс извлечь объективные данные о боевой ценности. И если теперь они поторопятся с введением субмарин - то потом долго, нудно и многократно будут вынуждены перетряхивать баланс, который с таким трудом лишь в этом году был наконец-то почти выверен.

Ну и лично мой вывод:
я ещё больше уверился в нужности переиздания моей книги «Как ПК-боярин гусеницы качал» с включением в неё большого Руководства игрока Тундры - раз это до сих пор не удосужились сделать сами разработчики Тундры, то видимо придётся мне. Ждите, работа над переизданием в самом разгаре.


специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


пятница 17 ноября 2023г
Алексей «Рекс»