Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Огрехи Обучения Катеру

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

Насмотревшись какие затруднения вызывает обучение премудростям катеро-вождения у новичка, я, опытный морской волк морей Тундры (шутка ли, даже в Топ-100 прорывался), решил пройти это обучение сам. И вот мой рассказ со скриншотами.

Если где плохо видно СКРИНШОТЫ МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ
(сверху над каждой картинкой есть ссылочка)

Год назад

Примерно год назад, как раз где-то в апреле месяце, я пришёл в Тундру и одно за другим прошёл все обучения. В то время их нужно было проходить строго по порядку :

Танк самый простой в управлении - хотя да, играть на нём бывает непросто. Но управлять реально проще, чем катером.

Катер заметно сложнее. Потому прежний порядок обучения был совершенно логичен - от простого к сложному.

Игрок начинал обучаться катеру уже будучи хорошо подготовленным на танке - и многие вещи ему не нужно было объяснять.

Но уже несколько месяцев как какой-то злой гений придумал:

Ага, вот только программы обучения остались старые. А они и раньше-то не идеальны были. Давайте разберём детально как в Тундре учат катерам.

Движение и остановка

Начинаем с движения по точкам маршрута на водной глади. Следуем строго по точкам никуда не отклоняясь. Они нас выводят точнёхонько в борт эсминцу - и тут же панический вопль наблюдателя:
Угроза столкновения!
Какая будет реакция игрока?

  — Мазафака, что я сделал не так?

И только через полсекунды появляется надпись, предлагающая остановить катер нажатием клавиши B - но опять незадача, движение по воде сильно инерционное, мгновенно торможение не начинается, и обучаемый впадает в панику снова – и в панике принимается нажимать все клавиши, отчего катер тормозить естественно не спешит, а новичок паникует ещё больше.

Улитки, может надо не в последний момент, а заранее объяснить про клавишу B?

Но если приглядеться к скриншоту, то там нос моего катера направлен сильно в сторону от эсминца. До которого, к слову, на глаз примерно пара кабельтовов. Ну какая тут угроза столкновения???

Да, проходя обучение в третий раз, я решил попробовать-таки позакладывать крутые виражи на воде. Ну чтоб прочувствовать ту самую инерционность движения, про которую рассказывают на словах, но которую новичку не дают шанса ощутить. И потому плавал я не по прямой, а выписывая змейку. Тем не менее, в момент запечатлённый на скриншоте, в моих наушниках звучало истерическое:
Угроза столкновения!

Угроза столкновения? Мазафака, с чем???

А почему ж я никогда не слышал этой реплики в игре? И даже вот прям тут же в обучении, пока маневрировал, едва не впаялся с разгону в островок - и какое же сообщение я услышал? А вот такое стандартное для игры:

  — Предельно малая глубина прямо по курсу.

Улитки, скажите, это не издевательство? Почему в игре - в бою, когда дорого каждое мгновение - речевой информатор проговаривает длинную реплику, которую пока дослушаешь, уже 10 раз столкнёшься - хотя вот есть же лаконичная реплика из обучения. Вставьте в игру реплику «Угроза столкновения», а эту занудную про «предельно малую глубину» удалите нафиг.

Это занудное сообщение в бою про «предельно малую глубину» никогда не услышишь, когда прёшь прямо на отмель. Вот уже посадил корабль на мель, и сидишь твёрдо – а сообщения про «предельно малую глубину» всё нет. Оно почему-то звучит только когда впереди выступающая из воды скала! То есть когда в самом деле пора кричать «Угроза столкновения» (или более лаконичное «Полундра!») - речевой информатор в бою начинает своё неспешное занудство про «предельно малую глубину». ГДЕ ЛОГИКА?

И я всё равно не понимаю, почему нельзя сразу объяснить новичку, что есть:
  WASD для движения + ещё одна кнопочка B специально для остановки?

Почему нельзя это написать сразу? Нешто боитесь, что игрок 5 клавиш в уме не удержит?

Почему куда более простое обучение танку разбито на два урока - отдельно движение и отдельно стрельба? А куда более сложное управление катером всё запихнуто в один урок, в котором даже поплавать толком не дают?

НАДО :

Умоляю, сделайте стрельбу отдельным уроком, как для танкистов.

Куда пропадает отметка мишени?

Выполняем инструкцию дождаться полной остановки катера. Катер останавливается. Если обучаемый строго следовал инструкциям, то прямо перед ним будет эсминец. Я намеренно не следовал - потому прямо передо мной чистая вода. Тем не менее на экране сообщение:

  — Перед вами первая учебная мишень - катер.

Враньё! Катер этот вовсе не передо мной - а всегда где-то сбоку оказывается. Это обучаемому ещё нужно догадаться покрутить камеру. А куда крутить-то? Наверное нам должна подсказать карта - см. скрин:

Глазами я сейчас вижу на экране два немецких корабля - большой эсминец и катер, который услужливо выделен. До катера всего 270 м, до эсминца примерно столько же. Но - отчего на карте только одна отметка?

Где отметка второго корабля???

И где ваша ГРАМОТНОСТЬ?

В русском языке уважительная форма обращения в единственном числе - Вы - пишется с большой буквы. Как, кстати и в немецком, с которым у нас были ещё несколько веков назад общие лингвистические корни. И причина этого в обоих языках одна и та же - чтоб отличать на письме обращение к единственному лицу, от точно такого же обращения к множественному - вы - которое пишется с маленькой буквы.

А вы написали обращение к обучаемому - который точно там за своим компом один - с маленькой буквы. Так только англичане пишут, у них, несчастных, для любого обращения лишь одно словечко you есть - но мы не англичане. У нас правильно писать «Вы» для уважительного обращения к единственному лицу.

Вид поясняющих надписей

Теперь я нажал Пробел, и мне предлагается пострелять. Обратите внимание на надпись. Вот там в самом начале надписи значок или, говоря по науке, пиктограмма - означающая Левую Кнопку Мыши. Сейчас эта надпись читается вполне нормально. Запомним этот факт.

А вот ещё лучше (из того же самого обучения катеру) - пояснение жёлтым цветом. Оно сразу заметно выделяется. Никаких сомнений, что это пояснение, оно важное - и я, обучаемый, его ясно вижу и прочту. Запомним этот факт.

Торпеды

А теперь видите как размещена поясняющая надпись? Она залезает на игровой интерфейс! А именно в левом нижнем углу экрана на область инфы о катере игрока.

А что это за полосы впереди перед нашим катером? А это я включил торпедный прицел, как и требовала программа обучения...

НУ И ГДЕ ПОЯСНЕНИЕ ПРО КАКАЯ ПОЛОСА ЧТО ОЗНАЧАЕТ?

А нету такого пояснения.

Обучение торпедному прицелу, без объяснения самого главного. А этот прицел, между прочим, умеет вычислять упреждение для пуска торпеды при стрельбы по движущейся цели, и показывать дальность хода торпеды. Ничего этого тут не поясняется. Даже намёком.

Вот из-за такого скупого обучения торпедной стрельбе в виртуальных морях Тундры полно игроков, которые даже не подозревают о могуществе торпед в игре и понятия не имеют как торпедами правильно пользоваться.

НАДО:

И может быть замечание последнее, которое самое важное - ещё раз внимание на скриншот - что это там такое написано:

  — ...при отключённом прицеле будут выпущены все торпеды.

На хуа???… Простите за эмоцию, но всё же - ЗАЧЕМ???

Ну в самом деле, что это за офигительная возможность разом распрощаться со всем боезапасом главного оружия своего катера? Скинуть торпеды в никуда - ЗАЧЕМ???

Улитки, очень вас прошу:

Пусть лучше торпедный прицел работает как предохранитель - пока не включишь, торпеды не выпустишь - это разумно.

Автоматическая стрельба

Следующее задание это научиться управлять автоматической стрельбой. Но тут случается казус: предлагается навести указатель на подсвеченную мишень - вот только в отличие от предыдущего катера, эта мишень толком не подсвечивается, пока на неё не наведёшь. А экран-то в это время затемнённый! Искать приходится по карте.

Нашли и вот скрин:

Смотрите как замечательно наглядно видна жёлтая стрелочка, указывающая на текущий режим стрельбы... Но вот надпись при ней? Она БЕЛАЯ и МЕЛКАЯ - и расположена НА КАРТЕ! И естественно там теряется, не сразу заметишь. Кабы не жёлтая стрелка, то поди ещё ту надпись заприметь.

Улитки, почему бы не выводить такие пояснительные надписи со стрелочками в стиле подписей в комиксах? Ну то есть стрелочка и при ней надпись в рамочке, а? А если она ещё и не на прозрачном, а на контрастном фоне будет - то точно обучаемый её сразу заметит.

А что с главной пояснительной надписью? А она теперь стала настолько широкой, что опять-таки залезает на игровой интерфейс.

Улитки, ну неужели нельзя в три-четыре строки выводить пояснения? Ну неужели ваши дизайнеры не видят, что надпись залезает на игровой интерфейс? Это же выглядит безобразно!

А ещё обратите внимание на светло-зелёную полоску в сторону цели. А это - мой торпедный прицел. Который тут мне сейчас просто мешается. Но игра забыла мне подсказать, что торпедный прицел можно выключить, чтоб его полоски на экране не мельтешили. А я решил всё делать как новичок - и не выключал. Ну и собственно сами видите, как эта полоска торпедного прицела мешается, когда я хочу стрелять из орудий.

Захват зоны

Мои матросы расстреляли мишень, вон она догорает и тонет - и теперь мне предлагается навести указатель на подсвеченную стратегическую точку - и точка-то подсвечивается...

Но где она на карте???

На скриншоте именно то, что видит обучаемый. Только что он наблюдал, как расстреливали мишень. Потом экран потемнел и «наведи курсор…» - НО КУДА??? По направлению взгляда точки не видно, на карте её нету - где она?

А она - ЗА ПРЕДЕЛАМИ КАРТЫ!

Как можно было так задизайнить учебную локацию, а?

Приближение

Навелись мы на точку - а там оказывается враг. И предлагается разглядеть его получше. Для чего сперва нажать Left Shift, а потом - вылезет то пояснение, что на скрине:

Вот что тут бросается в глаза? Что можно использовать приближение. Ну это ж ясно, нажимаем опять Left Shift и выходим из прицела, снова нажимаем - входим. Чё тут ещё пояснять-то?

Собственно скрин и показывает - я так и делал...

И всякий новичок так делает...

Но...

Приглядитесь внимательнее - и поймёте, что на самом деле поясняющая фраза начинается со значка (пиктограммы) обозначающего Правую Кнопку Мыши. И смысл пояснения на самом деле вот какой:

И как опытный морской волк морей Тундры, я точно могу сказать - без вот этого дополнительного увеличения корректировать стрельбу своих орудий будет чертовски трудно, потому что всплесков на воде от промахов не разглядишь. Так и будешь палить в никуда - пока враг, знающий про волшебство ПКМ, тебя будет легко выцеливать и накрывать. А ты будешь думать, что он читер и писать на него жалобы десятками. И это не смешно, на меня так больше 10 жалоб написали те, кто не знал про ПКМ. А я знал - и бил их издали. А они искренне не понимали, ну как же я это делаю?

Но сей важнейший совет про ПКМ теряется - потому как пояснительная надпись залезает на элемент корабельного интерфейса и визуально значок ПКМ оказывается аккурат в области сведений о катере игрока. И - игрок не замечает, не понимает что значок ПКМ относится к пояснительной надписи.

ГДЕ БЫЛИ ГЛАЗА ДЛИЗАЙНЕРОВ??? ГДЕ???

Цель не движется

Какое полезное пояснение про то что нужно игроку самому брать упреждение при стрельбе по движущейся цели... ВОТ ТОЛЬКО ЦЕЛЬ НЕ ДВИЖЕТСЯ!

Улитки, если уж рассказываете про движущиеся цели - так дайте обучаемому пострелять по движущейся мишени!

Баг прицела

Я уже писал об этом не раз. В своих книгах подробно описал, об ошибке Улиткам сообщал - ответ был «это не ошибка». Ну так внимание на скриншот:

Я обстрелял цель, которая стоит на месте. Вода спокойная. Условия идеальные, куда прицелился туда снаряд и ляжет. И видно, что я уже повредил центральный отсек.

То есть: я точно могу попадать в эту цель, и попал уже не раз.

Но вот я намеренно перенёс прицел туда, где вы видите его на скриншоте, а именно - верх носовой оконечности. И я сделал уже с десяток выстрелов в эту точку. Насколько повреждён носовой отсек цели?

ДА ОН ЦЕЛЫЙ!

Как так?

Прицел точно на цели. И снаряды туда долетают без проблем - иначе я не смог бы повредить центральный отсек. Почему же не повреждается носовой?

А ПОТОМУ ЧТО НА ДЕЛЕ ЦЕЛИТСЯ НАДО - В ВАТЕРЛИНИЮ!!!

Это старый баг прицела в корабельных боях War Thunder. Прицел всегда работает как «круг падения снарядов на воду». И при стрельбе на большие дистанции с этим проблем нет.

Но на малых для моря дистанциях - это примерно до 2 км (а здесь до цели чуть больше километра) - внезапно прицел превращается в хорошо знакомый танковый прицел прямого выстрела.

Вот только работать он продолжает как «круг падения снарядов на воду» - хотя вид меняет на «прямой выстрел».

И ты видишь до боли знакомый тебе танковый прицел прямого выстрела - прицеливаешься прямо в борт - а реально игра просчитывает где точка падения снарядов на воду при таком возвышении. И легко догадаться, эта точка далеко за целью. Примерно на полкилометра снаряды цель перелетают - хотя прицел показывает, что они должны бить ровно в борт.

Жаль не удалось заскринить момент, когда видно всплеск от перелёта снаряда за цель.

Любой желающий может легко проверить мои слова, сам пойдя в это обучение катерам и постреляв по этой последней мишени. Будешь целить в её верх - снаряды перелетают стабильно. Метишь в ватерлинию - вот тогда попадают чётко.

Ну что это как не БАГ ПРИЦЕЛА?

Затемнение вместо штриховки

Добив последнюю мишень обучаемый должен проследовать к стратегической точке для её захвата. Но я решил, что плыть по прямой скучно. Почему бы мне не обогнуть остров?

К сожалению клавишу скриншота я нажал запоздало - а то бы вы увидели грозную надпись «Вернитесь на поле боя».

Оказывается обучаемому доступна вовсе не вся карта. А на ней выделена лишь малая область. Она на карте более светлая. А вот что как бы слегка затемнено - туда нельзя.

Тогда как в танках запрещённые области на карте отображаются красной штриховкой - и сразу понятно туда нельзя. То в море решили так ненавязчиво чуточку слегка затемнить. Так совсем чуть-чуть. Почти незаметно затемнить. Я вообще сперва думал, это у меня какой-то блик на экране - а оказалось так на морской карте отображается доступная область!

Улитки, а почему нельзя в море отображать запретные области карты так же как в танках - красной штриховкой?

Ведь красная штриховка она сразу интуитивно понятна. А главное она хорошо заметна. А вот это «слегка затемнение» - да его не замечаешь вовсе.

Это конкретно огрех дизайнеров.

Итог или ЧТО НАДО

Недоступную зону на картах обучения обозначайте как в танковых боях - красной косой штриховкой.

ОБЯЗАТЕЛЬНО исправьте корабельный прицел! Если уж он всегда показывает точку падения снарядов на воду - то пусть и визуально всегда выглядит как круг на воде. Не надо запутывать игрока, превращая на малых дистанциях прицел в танковый прямого выстрела.

Торпедный прицел пусть работает как предохранитель – чтоб без его активации пустить торпеды было нельзя. Нынешняя работа по принципу «без включения прицела пуск всех торпед залпом» это просто беда (особенно в РБ, где перезарядить торпеды та ещё история).

Замените (в игре) занудную реплику:
  — Предельно малая глубина прямо по курсу.
На емкое (из обучения):
  — Угроза столкновения.

И дайте уже премиальному Т-26 зенитный пулемёт, такие танки можно увидеть на архивных фото Персидского похода Красной армии в 1941 году. А вот ещё Т-26 с зенитным пулемётом, поставленный СССР в Испанию во время гражданской войны:

И обложка журнала в котором было опубликовано это фото:

Ну я думаю теперь уж ни у кого не должно быть сомнений что часть Т-26 штатно комплектовался зенитным пулемётом - и введение в игру премиального Т-26 с зенитным пулемётом более чем оправдано и вообще давно назрело.

А ещё - мои книги о War Thunder:


специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


воскресенье 14 апреля 2024г
Алексей «Рекс»