Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Atomic Thunder

материалы об игре «War Thunder»
http://SteamAge.ru/pub/WarThunder

Поди все слышали об игре «Atomic Heart» ? Создававшаяся не один год, обещавшая стать альтернативой попахивавшему антисоветчиной «S.T.A.L.K.E.R.» и откровенно антисоветскому «Метро 2033» - на деле же оказавшаяся занудной, коридорной, с ужасной боевой системой (где нужно фехтовать - от первого лица!!! это уже сколько игр на эти грабли наступало, а разработчики новой не знали?), ну и в довесок сюжет из сплошных нелогичностей и даже противоречий самому себе (как в случае с тёщей главного героя), но лишь бы побольше антисоветчины навернуть. И до кучи приставочная система сохранения со всеми её прелестями. Короче не игра, а разочарование.

И вот 1 апреля нынешнего 2023 года Улитки объявили о планах создания «Atomic Thunder» - как гибрида «Атомного сердца» (Atomic heart) и своего «Военного грома» (War Thunder).

И всем было ясно - это первоапрельская шутка...

...однако...

Вчера я летал на лазерной Пчеле и жёг ею американские танки!

А вот так теперь выглядит загрузочный экран War Thunder

В то же самый день, когда был анонсирован грядущий «Атомный Гром», была введена в «War Thunder» и «Мобильная пехота». И введена она была не как дополнительное побочное событие - а сразу в основную панель Исследований.

Ну и где теперь та пехота?

Причины её провала я подробно излагал в своих книгах о «War Thunder», ссылки на них будут в конце статьи. Здесь кратко замечу, что разработчики возлагали на «Мобильную пехоту» очень большие надежды по исправлению внутри-игровой экономики. Не вышло.

И с геймплеем - тоже не вышло! Не прижился в реалистичной игре явно нереалистичный геймплей супер-бронированных прыгающих пехотинцев, каждый из которых равноценен БМП, а вообще и покруче будет. С такой убер-пехотой вся реальная техника оказывалась попросту не нужна.

Чего ж было ожидать от смеси ужа с ежом, то есть от скрещивания заведомо фантастичных роботов из «Atomic Heart» с реалистично воспроизведёнными исторически достоверными боевыми машинами «War Thunder»? Да ясно что ничего путного выйти не могло...

Но ещё как вышло!

Вот впечатление от боя в «Мобильной пехоте»:
ты безумно крут в своём экзоскелете, но вообще скучно. именно из-за безумной крутости. Быстро выясняется, что даже наисовершеннейшие танки - а в те бои допускались исключительно самые топовые модели - так вот даже эти несокрушимые машины войны твоему экзоскелету ну что сделают-то? Из пулемёта они тебя в лоб не прошибают вообще никак, а из пушки по тебе, прыгающему по крышам домов ещё попробуй попади. Всякие же БМП и вертолёты ты сам ловко расстреливаешь издали. Ну и с кем воевать-то?

А вот впечатление от «Атомного Грома»:
играть весело, движуха идёт, ты нормально вовлечён в бой на любой технике, хоть реалистичной, хоть фантастичной. Баланс - есть!

Роботы не имба. Да, они могут немало, а в умелых руках очень даже эффективны. Особенно же Ежиха.

Но роботы не дублируют функции реалистичных боевых машин. Каждый робот делает что-то своё - порой весьма неожиданное.

Так ремонтная Пчела вообще безоружна, её задача полевой ремонт союзной техники - и это уже вносит в игру новый тактический момент. Но она и только она умеет вызывать всесокрушающий удар Буравчика из-под земли.

Ежиха катается как колобок. С места может постреливать самонаводящимися ракетами. Но главное её оружие это прыжок с накату, благодаря которому она раздавливает даже танки. Счастье ещё, что манёвренность Ежихи слегка ограничили, не то это была бы имба-имбущая.

При этом что Пчелу, что даже Ежиху - подбить можно. Реалистичная техника не бессильна в этих боях. И её заменить полностью роботы не могут.

И вот это правильный баланс!


Ежиха - большая как танк

2:0 в пользу поляков

В чём причина неудачи «Атомного сердца»? Да в игромеханике и сюжете!

Возьмём для сравнения самую неудачную часть S.T.A.L.K.E.R. «Чистое небо» - в ней было больше всего антисоветчины (целый город Лиманск как символ зловещих тайн радянской империи) и одновременно наибольшие проблемы с игромеханикой (хорошая задумка войн группировок при недоделанной реализации). И сюжет там хромал на обе ноги на каждом шагу. Но и то там было больше смысла в поведении персонажей, была какая-то логика их поступков, мир не был раскрашен только в чёрное, и свобода там была - и это я говорю про самую зажатую часть сталкериады, которая тогда, почти 20 лет назад, нами воспринималась как ужасно загонявшая игрока в узкие рамки «ни шагу от сюжета».

Ах, мы тогда и в страшном сне представить себе не могли, что через 20 лет «Атомное сердце» будет просто коридорной игрой!

Но может быть сравнение некорректно, ведь S.T.A.L.K.E.R. это шутер от первого лица, а в «Атомном сердце» едва ли не большая часть поединков это драка холодным оружием.

Даже не буду приводить в пример такие сюжетно сильные игры как «Скайрим» из саги Elder Scroll или любую из частей Dragon Age - поединки в них проходят в виде от третьего лица и потому игроку там удобно сражаться.

Но вот есть наши ныне не очень братья но всё равно ещё славяне поляки. А у них есть «Ведьмак» - в том числе в виде компьютерной игры от студии CD Project. И там бои от третьего лица. Ибо от первого лица драться игроку ну очень неудобно.

Сюжет «Ведьмака» так же начинается с амнезии героя. На этом сходство с «Атомным сердцем» и заканчивается. Потому что в «Ведьмаке» сюжет интересный, есть свобода выбора и этот выбор на ход сюжета влияет, а главное полная свобода перемещений в локациях, и что там в каком порядке выполнять, на какие задания подряжаться, на чью сторону вставать и вообще влезать ли в эти передряги - вот она, свобода к которой игрок уже привык.

А не коридор «Атомного сердца».

Но может пример опять некорректен, ведь все похождения ведьмака в фэнтэзийном средневековье - а у нас тут драки с роботами!

Что ж, от той же польской CD Projevt недавно вышел «Киберпанк 2077». И хоть он и прославился массой багов, которые исправляли полгода после релиза игры, но отдадим должное - там игрок полностью свободен в своих похождениях по большому городу и волен творить всё что вздумается, не хуже чем в GTA.

И в сюжет коридорами игрока не загоняют.

Что-то мне на ум приходит, что пытались в «Атомном сердце» этими набившими оскомину коридорами изобразить злые советские будни. Да только реально эти коридоры - придуманы современными дизайнерами, родившимися и воспитанными в капитализме ;-)

Даже и не знаю, с чего это у свободных либеральных дизайнеров - все помыслы только о жизни в коридоре без права на шаг в сторону ;-)

Ну а поляки нас уделывают по части сюжетных игр. 2:0 в их пользу.


Лазерная Пчела

Значение «Атомного сердца»
для мировой культуры

...и почему так больно отзывался художественный провал оригинальной игры, и отчего так радостно на душе от её нового дыхания в мире «Военного грома».

«Атомное сердце» это небывалый прежде удачный сплав кибер-панка с дизель-панком. Кибер-панк, вечно обречённый быть исключительно и только упадочным жанром даже не анти-утопий, а полного отчаяния и безысходности - в обёртке вечно стремящегося к прогрессу дизель-панка, обретал, казалось, оптимистичные перспективы.

Но драматическую составляющую убила антисоветчина, которой обильно сдабривали сюжет, стараясь угодить самым низменным потаённым желаниям западного потребителя.

Какие же желания низменные?

Может неприкрытая сексуальность близняшек-телохранительниц? Нет, все классические драмы - от величайших трагедий (как «Риголетто») до уморительнейших комедий (как «Женитьба Фигаро») - непременно обращались к сексуальной стороне отношений. Эта сторона не чужда никому из нас - если мы люди-человеки, а не какие-то инопланетяне залётные. И это не может быть объявлено низменным - ибо это и есть залог продолжения нашего рода человеческого. И любые боги, которые учат нас обратному суть злыдни, коих нам слушать не должно во веки веков.

Сексуальность в культуре была, есть и будет высшей добродетелью.

Тогда, может, низменны были вплетённые в сюжет стремления многих персонажей к личной власти? Но эти желания двигали многими достойными людьми, почитаемыми и поныне как созидатели и объединители. Монголы восхваляют своего Чингиз-хана, англичане благоговеют перед королём Эдуардом. И как учит нас теория пассионарности Льва Гумилёва, не раз в истории нашей цивилизации личное желание власти в итоге приводило к благу для всего общества. А кто не верит - пусть вспомнит о пророке Магомете. Который мечтал примирить всех своими истинами, но для того ему пришлось всех заставить силой к этим благим истинам прислушаться.

Нет, настоящее и самое низменное зло - это тайное желание возвыситься через унижение других.

Но где ж это было в «Атомном сердце»? Да та самая антисоветчина. Ради которой персонажей сделали хуже чем картонными. Как раз такими, на которых западный потребитель посмотрит и скажет:
  — Да эти советские, они же не люди!

Они же хуже животных. Они какие-то гоблины. Их можно убивать. Нет, даже нужно - убивать этих неполноценных.

Кстати, 107 лет назад именно такими доводами обосновывали Войну за Цивилизацию - так называли в ту пору Империалистическую, она же Первая Мировая. Вся машина пропаганды Антанты уверяла жителей планеты Земля, что немцы настолько нелюди, что на фронте пожирают трупы врагов. Это была ложь, но над продвижением этой лжи трудились и Рельярд Киплинг, и Герберт Уэллс, и Джон Рональд Роял Толкин.

Это мы добрые эльфы - а они злые орки.
Мы добро и потому обязаны безжалостно убивать зло!

о подобном явлении в культуре я уже писал ранее на своём сайте SteamAge.ru – например, вот в этой статье:
Орки с человеческим лицом
http://SteamAge.ru/go/talesForNight/03.html

Вот то чудовищное и постыдное желание возвышения через унижение другого, которое вплели в сюжет «Атомного сердца» везде, где надо и где не надо - в надежде польстить самому низменному в душе западного потребителя.

Но это зло - разрушающее.
И - саморазрушающее.

И оно изнутри разрушило игру «Атомное сердце».
Игра родилась бездушной.

Не важно сколько было продано копий, сколько выручено денег - мировая культура не получила от «Атомного сердца» ничего в свою копилку. Несмотря на оригинальную задумку, на огромный труд дизайнеров и программистов, на небывалый сплав кибер- и дизель-панка - для мировой культуры игра не дала ничего. НИ-ЧЕ-ГО.

Хотя уж если так хотелось создать историю о тоталитарном режиме и мечтательном гении, стремящемся к воплощению своей мечты, то почему бы не рассказать историю одного штурмбанфюрера SS, который так хотел долететь до Луны, что совсем не беспокоился о десятках тысяч узников концлагерей, умиравших на строительстве заводов по производству его ракет.

Скажите, Третий рейх тема приевшаяся? Тогда продолжите повествование о том герое, поведав миру чистую правду о том, как ему пришлось наступать на горло собственной совести, будучи втянутым в американскую лунную афёру. Как его унижали новые хозяева - а он страдал, но угождал им ради высшей цели - долететь до Луны.

Имя этого штурмбанфюрера SS известно всему миру. Это Вернер фон Браун. А некоторые подробности реальной истории можно прочесть в статье на моём сайте SteamAge.ru

Из пушки на Луну
http://SteamAge.ru/pub/oversteam/raketa

Опять реальная история оказывается более сильным драматургом, чем любые потуги горе-сценаристов. Бессмысленно тягаться с реальной историей, пытаясь превзойти её выдумкой. Не выдумаешь вовек и малой доли того, что в реальной истории в самом деле было - и неоднократно.

Но чудо! Лишившись сюжета и воплотившись в виде чисто военной игры - внезапно «Атомный Гром» оказался и привлекательным, и играбельным, и даже, не побоюсь этого утверждения - художественно ценным для мировой культуры.

И то, что мы видим сейчас - это лишь начало пути. Большого пути развития.

Главное избежать на нём искушения перекоса в делении на добрых эльфов и злых нелюдей-орков.

Итого имеем

«Атомный Гром» ныне существует как дополнительное событие. В основную линейку Исследований «War Thunder» он не включён и это правильно. Хотя нельзя не признать, что данный опыт оказался неожиданно успешным.

Эмоционально это прям самое то что надо. Ожидали от «Мобильной пехоты» что эти прыгающие по крышам домов экзоскелеты заставят игроков на топовых рангах шевелиться, а не сидеть по засадам - да вышло не так. А вот роботам из «Атомного сердца» замутить движ удаётся на раз.

Боевой баланс - в наличии. Цена Ежихи в 700 очков возрождения оправдана вполне. Равно как и относительно небольшая цена Пчелы, которую можно взять прям сразу.

Реалистичные машины могут бороться с роботами. Роботы имеют неожиданные, однако вполне укладывающиеся в реалистичную модель, способы боевого применения.

Если «Мобильная пехота» напрочь разрушала реализм игры – «Атомный гром» сумел этого греха избежать.

Пока неясно, что будет с экономикой, если внезапно разработчики захотят ввести роботов в основную панель Исследований «War Thunder». Какой им присвоят ранг и боевой рейтинг? Потому что если выйдет та же ерунда, что нынче в морских боях у катеров и эсминцев, где ремонт катера того же боевого рейтинга обходится дороже ремонта всей вражеской эскадры эсминцев... не, такое без надобности.

Возможно «Атомный гром» так и останется просто дополнительным событием. Это разумный вариант. И как дополнительное событие «Атомный гром» уже состоялся успешно.

Есть ещё кое-что...

«Атомный Гром» вдохнул новые надежды в «Atomic heart». Который сам по себе надежд игроков не оправдал, а очень даже огорчил сюжетом с провалами логики (а мы там вроде как ведём расследование… ну и как чего расследовать, ежили логики нету?), где абсолютно бестолковые персонажи (и что ими движет да хрен его поймёшь, это не живые характеры, это даже не картонные фигуры, это какие-то нелепые безумцы сами не знают чего хотят), а уж какая была ну просто глупейшая концовка (мало что дерёшься с собственной женой, так вдобавок приходилось по ходу этой драки одновременно вслушиваться в сюжетно важный спор двух академиков - просто слов приличных нет, зачем было делать вот так эту сцену?).

Зато лишившись глупейшего сюжета, в новой ипостаси военной игры «Атомный Гром» неожиданно заблистал.

Возможно как раз потому, что в «War Thunder» машины-роботы воюют с другими боевыми машинами. Машины против машин - такой бой вполне можно сбалансировать. Тогда как в исходном «Атомном сердце» игрока загоняли в заведомо небалансируемую ситуацию человека-одиночки против толпы роботов. Но такое безобразие в «Атомном Громе» нам пока не грозит, ведь в Тундре пехоты-то нет.

Кстати, о том, какая Тундре нужна пехота, я тоже писал в своих книгах. Ссылочки ниже.


специально
для игроков

  для широкой
публики

  остро-сюжетно
про киберспорт

Если надумаете играть, то при регистрации по вот этой ссылке:
http://warthunder.ru/ru/registration?r=userinvite_79887620

получите в подарок 50 золотых орлов (после подключения подключении двухфакторной аутентификации), и ещё сразу же премиальную технику (советую выбрать СССР и получить торпедный катер Г-5 редкой модификации с вооружением из автоматической пушки ШВАК). И ещё 100 золотых орлов игра дарит за прохождение полного курса обучения (для получения этих призов двухфакторная аутентификация не требуется).


среда 12 июля 2023г
Алексей «Рекс»