Модная кукла пандора
Это сейчас куколками в основном играют маленькие девочки. Ну ещё взрослые девочки их делают часто, но это коллекционные куклы обычно. А вот в Средние века куколки а-ля Барби использовались взрослыми в очень конкретных целях)
Куклы продвигали моду в Европе! И это были не просто куклы, они были своего рода рекламным каталогом того времени. Я вот как-то никогда не задумывалась, а как собственно проникали европейские наряды по разным странам в Средние века. А вы задумывались? Тем не менее мода из Парижа распространялась, и очень активно, и даже тогда, когда не было ещё журналов.
Пандоры. Вот кто разносил модные вести.
Но эти пандоры открыли не злосчастный ящик, а сундуки с нарядами)
Принято считать, что "модные куклы" родом из Франции. Но упоминание о подобных куколках восходит к древнему Риму, где изготавливались небольшие глиняные фигурки, рассылавшиеся по провинции для демонстрации модных портновских новинок.
«Родиной моды» по праву называют Францию. Именно там впервые заговорили об увлечении новыми фасонами. А как их можно представить? Верно, на манекенах - человечках - изделиях, имитирующих форму тела человека. И в истории есть примечательный момент - желая поразить будущую жену король Франции Генрих IV отослал своей невесте Марии Медичи несколько изящных кукол, разубранных со свей возможной пышностью. Это были одни из первых кукол, служивших забавой королевского двора. А чуть позже появились куклы в домах не только великосветских, но и в иных, где дамы пристально следили за прихотями изменчивой моды. Сначала кукол делали в человеческий рост для демонстрации парадных платьев и называли «Пандора Большая», а для более простой одежды были уменьшенные модели - «Пандора Маленькая». Но затем, в целях экономии дорогостоящих материалов, и для парадных туалетов стали изготавливать маленьких кукол. Их наряды, тщательно воспроизводившие фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяли появившиеся гораздо позже печатные модные листы, а затем и глянцевые журналы мод.
Новую куклу причёсывали по моде и закрепляли укладку клеем. Затем для Пандоры создавался наряд - исключительно из модных тканей, с кружевами, вышивкой и миниатюрной фурнитурой. Хотя, иногда и встречались куклы, изображавшие мужчин и детей, большинство Пандор были женщинами.
В их гардероб входили все элементы одежды, необходимые прекрасной даме, — белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов.
Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес.
Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить к себе домой. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде. Как только столичное общество теряло к ней интерес, пандору упаковывали и пересылали за границу. Так за пару десятков лет пандоры стали важной статьей французского экспорта. Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, пересекали Ла-Манш, а оттуда через океан попадали в американские колонии и впереди их ожидало путешествие через Атлантику, в Бостон, Филадельфию или Нью-Йорк.
То, что началось как забава, как прихоть великосветских салонов, стало важнейшей частью высокой моды и торговли. Золотым веком Fashion dolls стал век восемнадцатый. Время, когда даже во время войны за Испанское наследство перемещение маленьких модниц по Европе не прекращалось. В самый разгар войны, в 1704 году один из генералов писал о "легкомысленных обменах" этих следующее - "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".
На них не распространялось эмбарго и прочие ограничения на торговлю между двумя противниками. Пандоры получали специальный пропуск, и даже почетный эскорт. В течение десяти лет враждующие страны дополнительными соглашениями поддерживали дипломатический статус модных кукол, поскольку малейшее ограничение на их перемещение через границу вызывало рост цен на услуги портных и невероятно обогащало контрабандистов.
Шли годы. Революции сметали монархии, а время сметало и их - революции... Но судьба французских кукол-манекенщиц не страдала от этих перемен. Перемены затрагивали их хозяек. Великосветских дам, которые и стали мастерить изнеженными руками изумительные предметы одежды для этих кукол. И это стало их ремеслом, их хлебом.
Визит модных кукол в Россию так же имел место быть. И подтверждением тому служит справка - "Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты".
В XIX веке популярность пандор пошла на спад, а к началу XX века куклы и вовсе утратили свою актуальность. Появились печатные модные журналы, и их производить и распространять было значительно проще и дешевле. Куклы-модницы же нашли свое законное место в коллекциях и музеях, а на смену им пришли манекенщицы из плоти и крови.
Но как бы то ни было и сегодня известные дома моды, модельеры создают наряды для маленьких кукол. Одни для того, чтобы отработать дизайн и крой будущей модели одежды, другие - потому что это красиво и прямо скажем - волшебно). Ну и ссылочка на видео по теме:
и ещё:
В материале использованы фото не только собственно пандор, но и модных французских кукол 1880-х годов, и деревянных по типу скелеток начала XIX века.