Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

Мотриса дизель-панк поезд

В прошлой статье были фото едущих у самого моря составов (читать здесь) В том числе был снимок мотрисы. Вот она - мотриса. Здесь ещё узкоколейка (старое фото, сделанное несколько лет назад)

+ увеличить картинку + Сахалин, путь вдоль океанского берега Сахалин, путь вдоль океанского берега

Но сначала немного о настоящем. В этом году 31 июля был открыт финальный отрезок магистрального пути, который перевели на колею шириной 1520 миллиметров. И теперь нет необходимости переставлять вагоны на тележки для узкоколейки, как это делалось долгое и долгое время. И мотрисы, это старые японские дизель-поезда, теперь тоже канули в прошлое. Им на смену пришли три новых рельсобуса, изготовленные в Московской области. Сейчас новый для Сахалина вид пассажирского транспорта ходит на пригородных маршрутах. Вот один из красавцев.

Новые рельсобусы на Сахалине Новые рельсобусы на Сахалине

Так они и ходят два вагона. И в них не качает! Первые пассажиры, у которых брали интервью были просто в восторге.

А вот теперь ненадолго вернемся в прошлое железнодорожного транспорта Сахалина и узнаем, что же это за "зверь" такой - мотриса?? и были ли здесь другие поезда японского производства.

Исторически так сложилось, что Министерство Путей Сообщения СССР эксплуатировал на Сахалине японскую железнодорожную технику. Этому предрасполагала сама японская колея. Эру дизель-поездов в пригородных перевозках открыли японские А1.

японский А1 японский А1

Дизель-поезда были заказаны Советским Союзом, и построены Японией в количестве 8 составов, по 4 вагона в каждом. Эксплуатировались они на Сахалине с 1961-го по конец 1980-тых годов. В начале восьмидесятых возникла острая необходимость заменить изношенные сахалинским климатом А1. Для начала решили приспособить под японскую колею рижские дизель-поезда ДР1. Попытка перестановки на колею 1067 мм одного дизель-поезда серии ДР1 не удалась. Представляете как бы они качались на узкой колее? При том что ширина вагона была 3120 мм. Для меня поездка на поезде вообще только и ассоциируется с мерной качкой, когда ты как игрушка раскачиваешься всю дорогу.

Тогда снова обратились к Японии. Fuji Heavy Industries, назло сахалинской влажности, смастерил из нержавейки новенькие Д2, которые побежали по сахалинским холмам с 1987 года.

В СССР было поставлено 10 таких составов, каждый из четырёх вагонов.

Л2, cтанция Холмск, 18 сентября 1987 год Л2, cтанция Холмск, 18 сентября 1987 год

Несколько единиц класса Д2 состоит из двух головных вагонов и двух прицепных, которые оборудованы переходами. В каждом из двух головных вагонов установлен дизельный двигатель с гидромеханической трансмиссией с приводом на оси ведущих тележек. Двигатель с гидромеханической коробкой передач занимает около половины вагона, тем самым оставляя только часть вагона для пассажирских мест. Автосцепка японского типа, поэтому прицепить дизель-поезд к локомотиву можно только с помощью вагона-переходника.

Д2 в пути вдоль океанского берега, не хватает одного вагона Д2 в пути вдоль океанского берега, не хватает одного вагона

Вот здесь хорошо видно головной вагон. И уже три вагона в сцепке, поскольку износ подвижного состава был уже значителен и "собирали", как говорится, из того что ездит. Когда же один из составов ухнул в море два года назад во время шторма вместе с пассажирами, то на ходу остались только три состава по два вагона...

Дизель-поезда Д2 имеют сварную конструкцию из неокрашенной нержавеющей листовой стали. Как она смотрится снаружи вы уже видели, а я нашла ещё и фотографию кабины машинистаэ.

Д2 внутри кабины машиниста Д2 внутри кабины машиниста

Вот так мотриса выглядит внутри. Пассажирские сиденья расположены по четыре места у каждого окна.

Вот такой вот симпатичный был Д2 изнутри Вот такой вот симпатичный был Д2 изнутри

Д-2, хоть и завершают эру японских дизель-поездов на Сахалине, но они были не одиноки)
В 90-е годы японцы весьма активно "раскидывались" гуманитаркой. И в 1993 году Сахалинской железной дороге безвозмездно были переданы 28 дизель-поездов под названием К-1 (позднее К-01). При том что использовались старые, но надёжные советские тепловозы: "Машки" - 2М62 и "Фантомасы" - 2ТЭ10 (уж не знаю почему их так называли) А уже в 1996 году начали ходить поезда Людиновского завода.

Вагон дизель-поезда «Киха-58» для колеи 1067 был построен в Японии в 1963 году и с 1963 по 1978 годы эксплуатировался в Японии, затем был законсервирован. Ну а потом они "щедро" поделились. Как по итогу, 17 из них использовались в пригородном сообщении до начала 2000-х, после чего были частично отправлены на базы запаса, частично порезаны на металлолом. Один из них был передан в музей в 2006 году.

+ увеличить картинку + Японская мотриса К-01 Японская мотриса К-01

В том же музее находится и последний из японских могикан Сахалина - мотриса. И вот ещё коротенькое видео с трёхвагонным Д2 в движении:

https://youtu.be/ifNqOGZdtRM

Сторонние примечания:

  • колея всё же не 1520 мм - это маркетинговое название введено лишь лет 20 назад и оно "округлено для красоты". А на деле колея ровно 5 футов - что в миллиметрах 1524
  • современный рельсобус очень напоминает своим дизайном и некоторыми элементами электрички "Ласточка" которые курсируют по МЦК и Октябрьской железной дороге (это что меж двух столиц) а так же где-то ещё. "Ласточки" удались лучше "Иволг" и в них действительно очень плавный ход, по-видимому благодаря грамотной подвеске с гасящами амортизаторами.
  • рельсобусы скорее, напоминают не Ласточек, а составы ЭП2Д, которые ходят сейчас по МЦД наравне с Иволгами. Также их можно видеть и на других направлениях железной дороги — например, в Крыму. Это детище Демиховского завода (того самого, который выпускал достаточно распространённые в нашей местности электрички ЭД4М, курсировавшие на всех направлениях Московской железной дороги (то есть из Москвы они уходили во все концы, кроме Твери). Кабина достаточно типовая — и даже на предшествинниках Иволг Тверской завод пытался её поставить — но поезда ЭТ4 просуществовали на сайте завода очень недолго и были заменены Иволгами уже со своей кабиной. А предназначалась эта кабина изначально для усовершенствованных поездов ЭД4М серии 500 — и, кстати, несколько таких составов даже ходит сейчас по Горьковскому направлению в качестве экспрессов.
    Вот эту самую кабину и передали в Мытищи, чтобы делать рельсовые автобусы РА-3, которые идут сейчас на Сахалин и не только. Полагаю, что тележку тоже передали — потому и сходство по плавности хода. Ибо, поговаривают, что кроме внешнего вида ЭП2Д мало отличается от предшественника (хотя и стал более мягким), по моим ощущениям. Ласточку же разрабатывали на новой для нас платформе. Иволга — это глубокая модернизация имеющейся у тверских вагоностроителей платформы. В частности, у Иволги стоят электромоторы с более высоким КПД.


27 сентября 2020г
Анастасия Семенюта
Эпоха Пара вКонтакте https://vk.com/SteamAgeRu - новости каждый день! Подпишись, чтобы не пропустить!
Я люблю паро-панк Поддержи сайт
купи наши товары
Письмо
админу
rex@steamage.ru
Поддержать автора
Ю | Яндекс.Деньги
Сайт существует с 16.12.2017