Мотриса дизель-панк поезд
В прошлой статье были фото едущих у самого моря составов (читать здесь) В том числе был снимок мотрисы. Вот она - мотриса. Здесь ещё узкоколейка (старое фото, сделанное несколько лет назад)
Но сначала немного о настоящем. В этом году 31 июля был открыт финальный отрезок магистрального пути, который перевели на колею шириной 1520 миллиметров. И теперь нет необходимости переставлять вагоны на тележки для узкоколейки, как это делалось долгое и долгое время. И мотрисы, это старые японские дизель-поезда, теперь тоже канули в прошлое. Им на смену пришли три новых рельсобуса, изготовленные в Московской области. Сейчас новый для Сахалина вид пассажирского транспорта ходит на пригородных маршрутах. Вот один из красавцев.
Так они и ходят два вагона. И в них не качает! Первые пассажиры, у которых брали интервью были просто в восторге.
А вот теперь ненадолго вернемся в прошлое железнодорожного транспорта Сахалина и узнаем, что же это за "зверь" такой - мотриса?? и были ли здесь другие поезда японского производства.
Исторически так сложилось, что Министерство Путей Сообщения СССР эксплуатировал на Сахалине японскую железнодорожную технику. Этому предрасполагала сама японская колея. Эру дизель-поездов в пригородных перевозках открыли японские А1.
Дизель-поезда были заказаны Советским Союзом, и построены Японией в количестве 8 составов, по 4 вагона в каждом. Эксплуатировались они на Сахалине с 1961-го по конец 1980-тых годов. В начале восьмидесятых возникла острая необходимость заменить изношенные сахалинским климатом А1. Для начала решили приспособить под японскую колею рижские дизель-поезда ДР1. Попытка перестановки на колею 1067 мм одного дизель-поезда серии ДР1 не удалась. Представляете как бы они качались на узкой колее? При том что ширина вагона была 3120 мм. Для меня поездка на поезде вообще только и ассоциируется с мерной качкой, когда ты как игрушка раскачиваешься всю дорогу.
Тогда снова обратились к Японии. Fuji Heavy Industries, назло сахалинской влажности, смастерил из нержавейки новенькие Д2, которые побежали по сахалинским холмам с 1987 года.
В СССР было поставлено 10 таких составов, каждый из четырёх вагонов.
Несколько единиц класса Д2 состоит из двух головных вагонов и двух прицепных, которые оборудованы переходами. В каждом из двух головных вагонов установлен дизельный двигатель с гидромеханической трансмиссией с приводом на оси ведущих тележек. Двигатель с гидромеханической коробкой передач занимает около половины вагона, тем самым оставляя только часть вагона для пассажирских мест. Автосцепка японского типа, поэтому прицепить дизель-поезд к локомотиву можно только с помощью вагона-переходника.
Вот здесь хорошо видно головной вагон. И уже три вагона в сцепке, поскольку износ подвижного состава был уже значителен и "собирали", как говорится, из того что ездит. Когда же один из составов ухнул в море два года назад во время шторма вместе с пассажирами, то на ходу остались только три состава по два вагона...
Дизель-поезда Д2 имеют сварную конструкцию из неокрашенной нержавеющей листовой стали. Как она смотрится снаружи вы уже видели, а я нашла ещё и фотографию кабины машинистаэ.
Вот так мотриса выглядит внутри. Пассажирские сиденья расположены по четыре места у каждого окна.
Д-2, хоть и завершают эру японских дизель-поездов на Сахалине, но они были не одиноки)
В 90-е годы японцы весьма активно "раскидывались" гуманитаркой. И в 1993 году Сахалинской железной дороге безвозмездно были переданы 28 дизель-поездов под названием К-1 (позднее К-01). При том что использовались старые, но надёжные советские тепловозы: "Машки" - 2М62 и "Фантомасы" - 2ТЭ10 (уж не знаю почему их так называли) А уже в 1996 году начали ходить поезда Людиновского завода.
Вагон дизель-поезда «Киха-58» для колеи 1067 был построен в Японии в 1963 году и с 1963 по 1978 годы эксплуатировался в Японии, затем был законсервирован. Ну а потом они "щедро" поделились. Как по итогу, 17 из них использовались в пригородном сообщении до начала 2000-х, после чего были частично отправлены на базы запаса, частично порезаны на металлолом. Один из них был передан в музей в 2006 году.
В том же музее находится и последний из японских могикан Сахалина - мотриса. И вот ещё коротенькое видео с трёхвагонным Д2 в движении:
Сторонние примечания:
- колея всё же не 1520 мм - это маркетинговое название введено лишь лет 20 назад и оно "округлено для красоты". А на деле колея ровно 5 футов - что в миллиметрах 1524
- Колея 1067 мм это 42 дюйма - в СССР была для трамваев в некоторых городах. Впрочем при советской власти во многих городах всё же трамваи привели к колее ровно 1000 мм. И всё же где-то кажется ещё до сих пор бегает на пост-советском пространстве трамвай по колее 1067 мм, вот только не помню где именно
- современный рельсобус очень напоминает своим дизайном и некоторыми элементами электрички "Ласточка" которые курсируют по МЦК и Октябрьской железной дороге (это что меж двух столиц) а так же где-то ещё. "Ласточки" удались лучше "Иволг" и в них действительно очень плавный ход, по-видимому благодаря грамотной подвеске с гасящами амортизаторами.
- рельсобусы скорее, напоминают не Ласточек, а составы ЭП2Д, которые ходят сейчас по МЦД наравне с Иволгами. Также их можно видеть и на других направлениях железной дороги — например, в Крыму. Это детище Демиховского завода (того самого, который выпускал достаточно распространённые в нашей местности электрички ЭД4М, курсировавшие на всех направлениях Московской железной дороги (то есть из Москвы они уходили во все концы, кроме Твери). Кабина достаточно типовая — и даже на предшествинниках Иволг Тверской завод пытался её поставить — но поезда ЭТ4 просуществовали на сайте завода очень недолго и были заменены Иволгами уже со своей кабиной. А предназначалась эта кабина изначально для усовершенствованных поездов ЭД4М серии 500 — и, кстати, несколько таких составов даже ходит сейчас по Горьковскому направлению в качестве экспрессов.
Вот эту самую кабину и передали в Мытищи, чтобы делать рельсовые автобусы РА-3, которые идут сейчас на Сахалин и не только. Полагаю, что тележку тоже передали — потому и сходство по плавности хода. Ибо, поговаривают, что кроме внешнего вида ЭП2Д мало отличается от предшественника (хотя и стал более мягким), по моим ощущениям. Ласточку же разрабатывали на новой для нас платформе. Иволга — это глубокая модернизация имеющейся у тверских вагоностроителей платформы. В частности, у Иволги стоят электромоторы с более высоким КПД.