Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

«Мистер Эйзенбрасс» доктора Люба

Сегодня я просто приведу вырезку из статьи "The Racine Advocate", которая появилась в газете "Scientific American" 10 мая 1848 года. Полагаю, она даст определенную пищу для размышлений, особенно тем, кто озадачился написать об андроидах в стимпанковском антураже.

Так как статья переводная с английского Яндекс.Переводчиком, поэтому я только немного подправила её. Перевела с русского на понятный русский, так сказать

ЕДИНСТВЕННЫЙ АВТОМАТ

Волнующая политическая разведка из Европы, принесенная с опозданием, настолько захватила внимание прессы, что вопросы менее важные, но не менее интересные для широкого читателя, были упущены из виду. Следующий отчет о необыкновенном достижении искусства мы находим в газете Аугсбурга (Германия), мы перевели его для наших читателей. —???

"Достижения искусства в последнее время стали такими необычайными, что мы перестаем удивляться им, а иногда и наполовину”, - к вере в то, что рассказы о чудесных деяниях древних магов были реальны, но впереди некоторые чудеса нынешнего века. Действительно, так поразительно далеко мы продвинулись за последнее десятилетие? (1838-1848г.г. ????) что представляется вполне вероятным, что мечты некоторых современных философов все же окажутся реальностью; и недалек тот день, когда ручной труд будет почти полностью вытеснен внедрением новых усовершенствований в машины, и когда человеку мало что останется делать, кроме как направлять и направлять железных рабов — с нервами из меди и сухожилиями из стали — в выполнении всей обычной рутины жизни и изготовлении всех необходимых человеку фабрикантов.

Введение пара-изобретения прядильного станка - жаккардового ткацкого, станка - магнитного телеграфа и сотни других трудосберегающих машин - далеко продвинулись, чтобы поддержать такое мнение. Но если еще какие—то свидетельства хотят подтвердить надежды сомневающихся, то мы имеем их в действии машины – если ее можно назвать машиной, которую мы имели удовольствие видеть вчера и которая была не чем иным, как искусственным человеком! Не рассуждающее, мыслящее, интеллектуальное существо - наделенное способностями видеть, слышать, обонять, говорить, способное к реальному, испытывая чувства дружбы-гнева, печали; или с силой поддаваясь наслаждениям любви, надежды, радости ;—но бессмысленная вещь из дерева, железа, меди и стали, сделанная в подобии человека — и так близко, что может обмануть почти любого с первого взгляда, но способная, под умелым руководством изобретателя, выполнять многие функции человеческого субъекта.

Этот замечательный автомат-изобретение нашего изобретательного горожанина, доктора Люба, который любезно пригласил нас в свою лабораторию, чтобы мы стали свидетелями его необыкновенных подвигов. Профессор потратил около 27 лет на создание своего образа, и хотя он проявил много изобретательности, все же мы не могли не
считать, что профессор потратил впустую много времени.
Когда мы вошли, доктор сидел за чем-то вроде шкафчика с клавиатурой, похожей на фортепьянную форту, расположенную с одной стороны, а почти в центре комнаты сидел модно одетый джентльмен, который встал и поклонился, когда мы вошли. Наши приветствия с доктором закончились, и он представил нам джентльмена как Мистера Дж. Эйзенбрасс, который вежливо пожелал нам доброго утра — и остался стоять там, пока мы не сели, затем спокойно опустился в кресло сам.

Поначалу наш разговор шел на обычные темы дня - мистер Эйзенбрасс время от времени присоединялся к разговору, но доктор не обращал на это особого внимания и все время забавлялся клавишами инструмента, от которого не отходил, но при этом фортепиано не издавал ни звука. Это удивило нас, и мы заметили доктору, что его инструмент сегодня утром не был склонен к музыке." Это вызвало смех доктора, которому немедленно вторил его друг в такой неземной и комичной манере, что мы тоже не могли удержаться от смеха, хотя чувствовали, что это было за наш собственный счет (поговорка?).

Как только мы немного успокоились, доктор поднялся со своего места и, ласково взяв нас за руку, сказал: "Простите меня, мой дорогой друг, за то, что я сыграл с вами невинную шутку. Мистер Эйзенбрасс - тот самый автоматон, ради которого я пригласил вас сюда, и, будучи первым, кто его увидел, я не мог устоять перед родительским желанием показать его, как это всегда делают любящие родители со своими первенцами."

Мы посмотрели на доктора, потом на Мистера Эйзенбрасса и снова на доктора, чтобы убедиться, что он не разыгрывает нас. Мистер Э. сидел неподвижно, устремив глаза в пол, а доктор, казалось, чуть не лопался от восторга.

Мы снова посмотрели:" я вижу, — сказал он, - вы недоверчивы, позвольте мне убедить вас", - и, снова усевшись за свой инструмент, он коснулся его клавиш, мистер Э. сразу оживился, засмеялся и заговорил довольно бегло. Мы теперь наблюдали довольно толстый пучок тонкого энверуда?? проволока, идущая от кабинета к креслу г-на Э.

Затем доктор встал и объяснил нам все дело. Когда профессор Фабер завершил работу над своим говорящим автоматом (частичный отчет о котором мы дали год или два назад?), доктор Люб задумал сконструировать искусственного человека и поместить в него модификацию аппарата профессора Фабера, управляемого вольтовым электричеством, но предназначенного в большей степени имитировать силу речи, чем это сделал профессор. Эта идея, как только она была задумана, немедленно воплощалась в жизнь. Кости человека были добыты и облечены в полную мускульную систему, состоящую из вулканизированного каучука. Непревзойденные анатомические познания доктора Люба позволили ему сделать это с большим успехом; в то же время он добавил совершенную систему нервов из тонкой платиновой проволоки, покрытой шелком. Большинству наших читателей, несомненно, известно, что мышцы животных действуют путем увеличения или сокращения в середине, производимого волей, действующей через нервы.

Эти усилия имитируются путем размещения в центре каждой мышцы электромагнитов, к которым присоединены тонкие механизмы для работы гальваническими токами через платиновые провода или нервы, которые были соединены с батареей и клавиатурой упомянутого выше инструмента. Таким образом, все, что было необходимо для того, чтобы произвести определенное действие на фигуре или заставить ее издавать определенные звуки, – это коснуться требуемой клавиши, как в некоторых описаниях телеграфов, и требуемый результат обязательно последует. Само собой разумеется, что осуществление всего этого представляло немалую трудность, и обычные умы не решились бы на это. Но доктор Люб с усердием и настойчивостью, достойными всякого подражания, преодолел все препятствия и создал труд, который внесет его имя далеко в список Славы.

Сегодня у нас нет места для более подробного описания спектаклей или для подробного описания изобретения доктора Люба. Действительно, любое описание без пояснительных рисунков не могло бы дать сколько-нибудь адекватного представления об этом инструменте. Доктор, однако, обещал нам полный набор рисунков с подробными объяснениями, которые, как только мы их получим, будут представлены нашим читателям. Поэтому достаточно сказать, что имитация человеческого субъекта наиболее совершенна - автомат способен ходить, говорить, петь, играть на пианино и делать многие другие вещи с такой же легкостью и точностью, как опытный человек, и что нет ни одного человека из тысячи, который видел бы, как он выполняет эти вещи, но был бы обманут, как мы.

"Но, - спрашивают некоторые из наших утилитарных читателей, - какая польза от такого изобретения?- У нас едва хватает терпения отвечать на такие вопросы, ибо ответ очевиден для всех, кто не слишком слеп, чтобы видеть солнечный свет. Что касается нас самих, то мы легко можем видеть, что это может быть обращено в большую пользу. Что скоро у нас будут искусственные слуги, прачки, горничные,—нет, целый корпус домашней прислуги, с искусственными лошадьми и автоматическими кучерами, почтальонами и т. д. Все, что нужно будет сделать нашим женам, - это расположиться в элегантном шкафу с несколькими связками ключей, расположенными в их гостиных, и, прикоснувшись к ключам, привести в порядок свою домашнюю работу, не беспокоясь и не раздражаясь со стороны нерадивых или нечестных слуг; и джентльмен может сесть на своего автоматического коня и, нажав на ключ, пуститься галопом в свое удовольствие, не опасаясь никакого вреда, благородному животному, которое его везет. Воистину, мы приближаемся к осуществлению до сих пор считавшихся сказочными рассказов о тысяче и одной ночи."

Лично моё мнение, то такой автомат не просто мог быть построен, у его создания были все предпосылки для этого! Очень кратко и по датам:

Никаких других материалов о "мистере Эйзенбрассе" и Докторе Любе найдено не было. Так же как и того, как сложилась судьба этого автомата и его создателя...

Но, чтобы вы не думали, что это какая-то байка, привожу ссылку на оцифрованный выпуск этого журнала. Самая последняя страница, первые две колонки:

http://www.survivorlibrary.com/library/scientific-american-1848-05-13-v03-n34.pdf

Комментарии:


5 декабря 2020г
Анастасия Семенюта