Эпоха Пара

Я паро-панк
и я люблю паро-панк

ПубликацииПубликации ПрограммыПрограммы ИгрыИгры ТоварыТовары рГоблинрГоблин

«Мистер Эйзенбрасс» доктора Люба

Сегодня я просто приведу вырезку из статьи "The Racine Advocate", которая появилась в газете "Scientific American" 10 мая 1848 года. Полагаю, она даст определенную пищу для размышлений, особенно тем, кто озадачился написать об андроидах в стимпанковском антураже.

Так как статья переводная с английского Яндекс.Переводчиком, поэтому я только немного подправила её. Перевела с русского на понятный русский, так сказать

ЕДИНСТВЕННЫЙ АВТОМАТ

Волнующая политическая разведка из Европы, принесенная с опозданием, настолько захватила внимание прессы, что вопросы менее важные, но не менее интересные для широкого читателя, были упущены из виду. Следующий отчет о необыкновенном достижении искусства мы находим в газете Аугсбурга (Германия), мы перевели его для наших читателей. —???

"Достижения искусства в последнее время стали такими необычайными, что мы перестаем удивляться им, а иногда и наполовину”, - к вере в то, что рассказы о чудесных деяниях древних магов были реальны, но впереди некоторые чудеса нынешнего века. Действительно, так поразительно далеко мы продвинулись за последнее десятилетие? (1838-1848г.г. ????) что представляется вполне вероятным, что мечты некоторых современных философов все же окажутся реальностью; и недалек тот день, когда ручной труд будет почти полностью вытеснен внедрением новых усовершенствований в машины, и когда человеку мало что останется делать, кроме как направлять и направлять железных рабов — с нервами из меди и сухожилиями из стали — в выполнении всей обычной рутины жизни и изготовлении всех необходимых человеку фабрикантов.

Введение пара-изобретения прядильного станка - жаккардового ткацкого, станка - магнитного телеграфа и сотни других трудосберегающих машин - далеко продвинулись, чтобы поддержать такое мнение. Но если еще какие—то свидетельства хотят подтвердить надежды сомневающихся, то мы имеем их в действии машины – если ее можно назвать машиной, которую мы имели удовольствие видеть вчера и которая была не чем иным, как искусственным человеком! Не рассуждающее, мыслящее, интеллектуальное существо - наделенное способностями видеть, слышать, обонять, говорить, способное к реальному, испытывая чувства дружбы-гнева, печали; или с силой поддаваясь наслаждениям любви, надежды, радости ;—но бессмысленная вещь из дерева, железа, меди и стали, сделанная в подобии человека — и так близко, что может обмануть почти любого с первого взгляда, но способная, под умелым руководством изобретателя, выполнять многие функции человеческого субъекта.

Этот замечательный автомат-изобретение нашего изобретательного горожанина, доктора Люба, который любезно пригласил нас в свою лабораторию, чтобы мы стали свидетелями его необыкновенных подвигов. Профессор потратил около 27 лет на создание своего образа, и хотя он проявил много изобретательности, все же мы не могли не
считать, что профессор потратил впустую много времени.
Когда мы вошли, доктор сидел за чем-то вроде шкафчика с клавиатурой, похожей на фортепьянную форту, расположенную с одной стороны, а почти в центре комнаты сидел модно одетый джентльмен, который встал и поклонился, когда мы вошли. Наши приветствия с доктором закончились, и он представил нам джентльмена как Мистера Дж. Эйзенбрасс, который вежливо пожелал нам доброго утра — и остался стоять там, пока мы не сели, затем спокойно опустился в кресло сам.

Поначалу наш разговор шел на обычные темы дня - мистер Эйзенбрасс время от времени присоединялся к разговору, но доктор не обращал на это особого внимания и все время забавлялся клавишами инструмента, от которого не отходил, но при этом фортепиано не издавал ни звука. Это удивило нас, и мы заметили доктору, что его инструмент сегодня утром не был склонен к музыке." Это вызвало смех доктора, которому немедленно вторил его друг в такой неземной и комичной манере, что мы тоже не могли удержаться от смеха, хотя чувствовали, что это было за наш собственный счет (поговорка?).

Как только мы немного успокоились, доктор поднялся со своего места и, ласково взяв нас за руку, сказал: "Простите меня, мой дорогой друг, за то, что я сыграл с вами невинную шутку. Мистер Эйзенбрасс - тот самый автоматон, ради которого я пригласил вас сюда, и, будучи первым, кто его увидел, я не мог устоять перед родительским желанием показать его, как это всегда делают любящие родители со своими первенцами."

Мы посмотрели на доктора, потом на Мистера Эйзенбрасса и снова на доктора, чтобы убедиться, что он не разыгрывает нас. Мистер Э. сидел неподвижно, устремив глаза в пол, а доктор, казалось, чуть не лопался от восторга.

Мы снова посмотрели:" я вижу, — сказал он, - вы недоверчивы, позвольте мне убедить вас", - и, снова усевшись за свой инструмент, он коснулся его клавиш, мистер Э. сразу оживился, засмеялся и заговорил довольно бегло. Мы теперь наблюдали довольно толстый пучок тонкого энверуда?? проволока, идущая от кабинета к креслу г-на Э.

Затем доктор встал и объяснил нам все дело. Когда профессор Фабер завершил работу над своим говорящим автоматом (частичный отчет о котором мы дали год или два назад?), доктор Люб задумал сконструировать искусственного человека и поместить в него модификацию аппарата профессора Фабера, управляемого вольтовым электричеством, но предназначенного в большей степени имитировать силу речи, чем это сделал профессор. Эта идея, как только она была задумана, немедленно воплощалась в жизнь. Кости человека были добыты и облечены в полную мускульную систему, состоящую из вулканизированного каучука. Непревзойденные анатомические познания доктора Люба позволили ему сделать это с большим успехом; в то же время он добавил совершенную систему нервов из тонкой платиновой проволоки, покрытой шелком. Большинству наших читателей, несомненно, известно, что мышцы животных действуют путем увеличения или сокращения в середине, производимого волей, действующей через нервы.

Эти усилия имитируются путем размещения в центре каждой мышцы электромагнитов, к которым присоединены тонкие механизмы для работы гальваническими токами через платиновые провода или нервы, которые были соединены с батареей и клавиатурой упомянутого выше инструмента. Таким образом, все, что было необходимо для того, чтобы произвести определенное действие на фигуре или заставить ее издавать определенные звуки, – это коснуться требуемой клавиши, как в некоторых описаниях телеграфов, и требуемый результат обязательно последует. Само собой разумеется, что осуществление всего этого представляло немалую трудность, и обычные умы не решились бы на это. Но доктор Люб с усердием и настойчивостью, достойными всякого подражания, преодолел все препятствия и создал труд, который внесет его имя далеко в список Славы.

Сегодня у нас нет места для более подробного описания спектаклей или для подробного описания изобретения доктора Люба. Действительно, любое описание без пояснительных рисунков не могло бы дать сколько-нибудь адекватного представления об этом инструменте. Доктор, однако, обещал нам полный набор рисунков с подробными объяснениями, которые, как только мы их получим, будут представлены нашим читателям. Поэтому достаточно сказать, что имитация человеческого субъекта наиболее совершенна - автомат способен ходить, говорить, петь, играть на пианино и делать многие другие вещи с такой же легкостью и точностью, как опытный человек, и что нет ни одного человека из тысячи, который видел бы, как он выполняет эти вещи, но был бы обманут, как мы.

"Но, - спрашивают некоторые из наших утилитарных читателей, - какая польза от такого изобретения?- У нас едва хватает терпения отвечать на такие вопросы, ибо ответ очевиден для всех, кто не слишком слеп, чтобы видеть солнечный свет. Что касается нас самих, то мы легко можем видеть, что это может быть обращено в большую пользу. Что скоро у нас будут искусственные слуги, прачки, горничные,—нет, целый корпус домашней прислуги, с искусственными лошадьми и автоматическими кучерами, почтальонами и т. д. Все, что нужно будет сделать нашим женам, - это расположиться в элегантном шкафу с несколькими связками ключей, расположенными в их гостиных, и, прикоснувшись к ключам, привести в порядок свою домашнюю работу, не беспокоясь и не раздражаясь со стороны нерадивых или нечестных слуг; и джентльмен может сесть на своего автоматического коня и, нажав на ключ, пуститься галопом в свое удовольствие, не опасаясь никакого вреда, благородному животному, которое его везет. Воистину, мы приближаемся к осуществлению до сих пор считавшихся сказочными рассказов о тысяче и одной ночи."

Лично моё мнение, то такой автомат не просто мог быть построен, у его создания были все предпосылки для этого! Очень кратко и по датам:

  • Алессáндро Джузеппе Антóнио Анастáсио Вóльта в 1792—1794 годах создал первый в мире химический источник тока, ставший прародителем современных батарей
  • В 1819 году датский учёный-физик Ханс Кристиан Эрстед впервые экспериментально установил связь между электрическими и магнитными явлениями.
  • В 1822 году Андре Мари - французский ученый, прославившийся своими открытиями в области физики, математики и естествознания описал магнитный эффект соленоида. И нельзя забывать о телеграфе, который придумал Андре Мари, доработав разработки Ален-Рене Лесажа. В 1829 году он предложил идею телеграфа, которая основывалась на открытии Эрстеда. Ученый разработал передающее устройство, состоящее из полусотни проводов и 25 магнитных стрелок, прикрепленных к осям. Однако этот проект не нашёл широкого применения, так как был довольно непрактичен. Предполагалось, что для каждого знака будет предназначена отдельная проволока и стрелка.
  • Уильям Стерджен (англичанин) - в 1824 году создал первый электромагнит, т.е. катушки, обтекаемой током и содержащей внутри железный сердечник.
  • Джозеф Генри (американец) подхватил идеи Стерджена и к 1827 году построил электромагнит, способный поднимать девять фунтов (4 кг). К 1830 году он построил электромагнит (все с помощью учеников школы, в которой в то время преподавал), который мог поднимать 750 фунтов (340 кг); другой, используя ток от обычной батареи образца 1830-х годов, поднял более одной тонны (в английской системе тонна = примерно 900 кг) железа.

Никаких других материалов о "мистере Эйзенбрассе" и Докторе Любе найдено не было. Так же как и того, как сложилась судьба этого автомата и его создателя...

Но, чтобы вы не думали, что это какая-то байка, привожу ссылку на оцифрованный выпуск этого журнала. Самая последняя страница, первые две колонки:

http://www.survivorlibrary.com/library/scientific-american-1848-05-13-v03-n34.pdf

Комментарии:

  • один из читателей заметил, что самые ранние опыты по воспроизведению звука это 1877 год. Придумал ли доктор Люба некий собственный тайный метод?
  • хотя много говорится о мышцах управляемых электромагнитами - но для трубок из вулканизированного каучука есть метод проще, который к слову сказать успешно испылан в установках искуственных усилителей мышц в 1960-е годы - а именно в трубку подаётся сжатый воздух. Если трубка при этом обжата стальными кольцами через определённое расстояние, то из-за возрастания давления внутри, она будет раздуваться в стороны - при этом в длину сокращаться. Совсем как живая мышца. Таким образом достигали усиления в 20 раз. Но правда установки 1960-х годов были довольно громоздкими.
  • могли ли люди быть обмануты видом автоматона? Если вспомнить музей восковых фигур (про которые все говорят "совсем как живые") - то запросто. Заметим, что обманывать публику удалось ещё "заводным людям" Леонардо да Винчи, хотя они совершали только однообразные движения.
  • поправьте меня, если я ошибаюсь, но похоже доктор был немцем, а тогда имя автоматона пишется скорее всего вот так - Eisenbrass - и означает что-то в духе "только одна лишь медь". Не является ли это какой-то шарадой от хитроумного доктора?


5 декабря 2020г
Анастасия Семенюта
Эпоха Пара вКонтакте https://vk.com/SteamAgeRu - новости каждый день! Подпишись, чтобы не пропустить!
Я люблю паро-панк Поддержи сайт
купи наши товары
Письмо
админу
rex@steamage.ru
Поддержать автора
Ю | Яндекс.Деньги
Сайт существует с 16.12.2017